• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЖИЗНЬ ON-LINE

Светлана ЮГАЙ
Социальная сеть — платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы. Видимо, не зря им придумали  менно такое название. Социальные сети можно сравнить с паутиной, которая опутывает, а выбраться из нее порой очень сложно.
Среднестатистический кызылординец в возрасте от 14 до 30 лет проводит в Интернете более 12 часов. Только пара из них уходит на получение полезной информации через Википедию, поисковики Гугл и Яндекс. Остальное время занимает
общение.
Социальные сети сейчас называют одной из проблем современности. Когда-то родители переживали, что ребенок слишком много читает и уходит в воображаемый мир. Потом переживали из-за телевизора. Потом – компьютерные игры. А сейчас Интернет и особенно – социальные сети.  Они съедают много времени, трафика, сил, денег… А кроме того, влияют на жизнь людей.
Жизнь в режиме онлайн стала нормой для людей всех возрастов. Первоклашки, только научившиеся писать и читать, уже регистрируются в социальных сетях, обмениваются фотографиями, комментируют их, «постят» порой совсем недетские статусы… Но если основными пользователями социальных сетей являются люди в возрасте от 14 до 30 лет, то это совсем не значит, что и старшее поколение не «висит» в ВК, на Фэйсбуке и в Одноклассниках. Найти старых друзей, товарищей по школе и институту, посмотреть кто чем живет, узнать у кого сколько детей и внуков народилось… Все это легко и просто, когда у тебя под рукой телефон или компьютер с доступом к Интернету.
У Евгения, например, так разрушилась семья. Несколько лет назад он зарегистрировался в Одноклассниках. Нашел кучу своих старых друзей, связь с которыми была давно потеряна. Завел новые знакомства. С первых же дней своего пребывания на этом сайте он неустанно искал ту, которую любил много лет назад. Тогда им было всего 18. Они оба закончили школу, жили в одном дворе. Пару раз гуляли вместе. Но она переехала в другой город, а через несколько месяцев перестала отвечать на письма. Женя тосковал, но со временем чувства притупились. А в университете он встретил другую – красивую, умную, добрую. Пять лет они жили в счастливом браке, воспитывали дочь. Но в Одноклассниках он нашел ее – свою первую любовь, написал ей первое сообщение. Она все еще была не замужем, отлично выглядела, строила карьеру. Месяц за месяцем – без этой переписки, без ее фотографий мужчина жить уже не смог. Обманул жену, сказал, что уезжает по работе, и отправился к ней. Их встреча была яркой, вернулись забытые чувства… Мужчина решил, что обязательно должен быть с ней, первой и единственной своей любовью. Он во всем признался жене,
и чтобы не видеть ее слез, не оборачиваясь, ушел. Но новая семья не сложилась. Его первая любовь была уже не той девчонкой, которую он знал. На первом месте для нее была карьера, а семья и быт оказались понятиями чуждыми. А Женя привык к другому – к тому, что дома его ждут, что там всегда вкусно пахнет ужином, что на выходных нужно погулять в парке…
А вот у Мадины и Ермека Сулейменовых семья создалась благодаря платформе Вконтакте. Мадина жила в Шымкенте, Ермек – кызылординец. Он случайно нашел ее в сети, познакомились, стали общаться. Через месяц общения он поехал к ней. А через полгода они поженились. Сейчас молодая семья в ожидании первенца.
– Если бы не было Интернета и Вконтакте, мы, наверное, никогда бы и не встретились, – говорит Мадина. – А сейчас я не могу и представить, что у меня был бы другой муж и другая семья. На мою жизнь социальные сети оказали положительное влияние. Даже сейчас я не перестаю ими пользоваться. Все мои родные остались в Шымкенте. Мы, конечно, созваниваемся. Но чаще общаемся в сети, отправляем фотографии. Так я всегда знаю, как живет моя семья. А они по фотографиям с удовольствием следят за тем, как растет мой животик. У моих родителей это будет первый внук или внучка, поэтому они с нетерпением ждут рождения ребенка. Думаю, что и первую фотографию малыша я отправлю им по WhatsApp, или через Вконтакте.
Сегодня социальные сети удовлетворяют ряд потребностей человека. В том числе любопытство – кто и чем живет, кто как выглядит, кто с кем встречается. С другой стороны – это способ самоутвердиться. В каждом человеке сидит что-то наподобие такого: "Блин, у меня такая крутая тачка, вкусный ужин, классный отпуск, необычное хобби, я вообще очень классный чувак, но вдруг об этом никто никогда не узнает!?”. У кого-то это дремлет внутри, у других прорывается наружу в бесконечных обновлениях социальных сетей – "я на пляже”, "я и мой ужин”, "я и моя машина”, "я и мои мысли” и так далее. Каждый хочет быть значительным и признанным – социальные сети дают эту иллюзию. Ой, мне поставили два лайка! Меня упомянули в комментариях! Да, значит я действительно важная персона. Жизнь удалась.
Но это иллюзия! Иллюзия успешности, счастья, жизни в целом. Ведь ваши достижения по настоящему интересны только самым близким людям, а то, чем вы питаетесь, в основном волнует мам и бабушек. Количество «лайков» под фотографией тоже не показатель того, что ты красивый, успешный, модный. Но для многих это становится чуть ли ни смыслом жизни.
Instagramm, к примеру, сейчас одна из самых популярных и модных социальных сетей. Сюда пользователи выкладывают фотографии с короткими подписями: вот я купил обновку, а вот я с друзьями в
пиццерии, а вот так я упала в грязь и
испачкалась…
Алина Белова – в прошлом активный пользователь этой платформы. Молодая женщина говорит, что когда открыла ее для себя, не могла оторваться. Первым делом с утра она проверяла комментарии. Засыпала с телефоном под подушкой. Все время думала о том, как и что разместить. Одергивала детей, которые мешали комментировать. А в это время жизнь шла. Росли ее дети. Отношения с мужем охладели. Дом выглядел заброшенным. Работа не двигалась с места. Виртуальная жизнь заменила реальную…
– Мы ссорились с мужем. Он не понимал моего увлечения, а я не понимала, что ему не нравится, – говорит Алина. – Дом убирала, обед готовила, рубашки гладила. Только потом, когда он однажды сказал мне, что мы не разговаривали уже несколько дней, я поняла: Интернет заменил мне живое общение с человеком, которого я люблю.
Алина взвесила все за и против. Весомых аргументов для того, чтобы пожертвовать семьей ради лайков и комментариев малознакомых людей, не нашла. Она удалила приложение с телефона и, как сама признается, словно начала свою жизнь заново. Появилась уйма свободного времени для занятия домашними делами. Прогулки с детьми стали живыми и веселыми. Общение с мужем, радость которого она потеряла на несколько месяцев, приносило удовольствие. Им было, что рассказать друг другу, о чем поговорить за чашкой чая. Отношения посвежели. Она словно вспомнила, за что однажды полюбила этого человека. Поняла, для чего живет.
Возвращаясь к тому, что в социальных сетях много времени проводят дети, нельзя не отметить тот факт, что всевозможные платформы для общения позволяют замаскироваться, выдать себя не за того, кто ты есть на самом деле. Для этого достаточно поставить фотографией профиля чужое фото или просто красочную картинку, написать ложные данные в анкете. И вуаля – тебе не сорок пять, а 18 или того меньше. Сколько случаев было, когда взрослые мужчины, спрятавшись под личинами школьников, писали детям, приглашая встретиться, заманивая подарками, деньгами, новым гаджетом. Коллега буквально на днях рассказала, как ее девятилетней дочери в сети писал взрослый мужчина, расспрашивал, где она живет, где учится. Не пытался даже замаскироваться. Девочка сказала об этом матери, и коллега недолго думая, написала тому мужчине, чтобы оставил ребенка в покое. А затем и вовсе запретила дочери пользоваться социальными сетями.
А сколько наивных деток попадались на удочки извращенцев-педофилов? Как защитить их? Ведь выходит, что бояться беды теперь стоит не только на улице, но и дома. Надо ли контролировать переписку детей в сети? Многие подростки ведь будут против. Надо, но важно соблюсти грань, при этом не оставляя детей предоставленными самим себе.
Как говорит директор центра психологической помощи «Сана-
сезiм», психолог-психоаналитик Раушан Базарбай, от социальных сетей в условиях современной жизни никуда не деться. Это хорошее подспорье для рекламирования. Это общение. В своей практике специалисты центра нередко советуют клиентам, которые страдают от заниженной самооценки, завести аккаунт в Фейсбуке или еще где-нибудь. Есть положительные примеры.
– В то же время мне лично кажется, что родителям необходимо мониторить, остлеживать пребывание своих детей-подростков в социальных сетях, – говорит она. – А может, и вовсе запретить «сидеть» на них ребятам, кому нет хотя бы 15 лет. К слову, нахождение онлайн больше пяти часов в сутки уже можно назвать зависимостью. Но проблему тут нужно искать не только в самом зависимом человеке, но и в его окружении. Работу с зависимыми нужно начинать с тех, кто их окружает. В моей практике были случаи, когда обращались семейные пары, столкнувшиеся с проблемой социальных сетей, всевозможных площадок для общения. К примеру, три семьи чуть не развелись из-за того, что одна из половинок буквально «зависала» в WhatsApp, а еще две женщины чуть не оставили свои семьи из-за того, что встретили в Одноклассниках свою первую любовь.
Как отмечает психолог, социальные сети и Интернет – непременный атрибут современной жизни. Они способствуют как развитию, так и деградации личности. Там можно спрятаться от реальности, быть раскрепощенней. Но во всем важна мера. Социальные сети – как и Интернет – как электричество. Можно «обжечь» человека, а можно осветить дом. Каждый выбирает сам.
Сегодня модно собирать лайки, комментарии. Модно быть онлайн, делиться своей жизнью с другими пользователями. Модно иметь навороченный телефон, ведь чем он дороже стоит, тем богаче и круче ты выглядишь в чужих глазах. К сожалению, не модно быть добрым, отзывчивым, смелым, внимательным... Не модно читать книги, учиться на отлично. Ценности
поменялись?
24-1-2015 24 январь 2015 г. 0 0