• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

Политика Казахстан и ОБСЕ: путь в Европу, путь с Европой

Год назад Казахстан оказался в центре всеобщего внимания в связи с избранием нашей страны председателем ОБСЕ в 2010 году. Кандидатуру нашей республики единогласно одобрили все 56 стран-участниц организации, которые, тем самым, признали реальные достижения Казахстана в сфере построения демократического общества и либеральной рыночной экономики. При этом надо особо отметить, что председательство в ОБСЕ – это в значительной степени следствие высокого авторитета Президента Н.А. Назарбаева, чья активная международная, реформаторская и миротворческая деятельность явилась весомым активом казахстанской заявки. Вместе с тем новый международный статус предоставляет возможность более успешно продвигать казахстанские инициативы, представляющие интерес для всего международного сообщества. Европа – не критерий Два десятка лет назад сама идея участия Казахстана в европейских структурах была бы неверно понята. Лишь став независимой и суверенной, поставив перед собой цель – войти в мировое сообщество – и двигаясь к этой цели последовательно, шаг за шагом, наша страна сделала практически невозможное. Сегодня она является членом ООН и ОБСЕ, стала одним из основателей СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, ОДКБ, участвует в деятельности ОИК и ОЭС, сотрудничает с НАТО, ведет переговоры по вступлению в ВТО, реализует собственную инициативу по СВМДА. С одной стороны, став участником Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Казахстан наряду с другими новыми государствами постсоветского пространства изменил общий ландшафт Старого света. Как говорил председатель Комиссии европейских сообществ Вальтер Халльштейн: «Европа – это не критерий, Европа – это постоянное открытие нового». С другой стороны, мы вырабатываем свою европейскую политику, требующую профессионализма, отсутствия каких-либо предубеждений, поиска (в соответствии с национальными интересами) компромиссов, гармонизации уникальной политической культуры послевоенной Европы, а также особенностей и традиций политической жизни и государственного устройства Казахстана. Что такое ОБСЕ? ОБСЕ считается самой большой из существующих региональных организаций по без-опасности, включающей 56 государств-членов. В зоне ее ответственности находятся вопросы предотвращения конфликтов, улаживания кризисов и урегулирования послекризисных ситуаций. Для обеспечения безопасности ОБСЕ использует комплексный и корпоративный подходы. Она занимается широким спектром вопросов, включая контроль за вооружениями, превентивную дипломатию, мероприятия по обеспечению конфиденциальности и строительству системы безопасности, права человека, наблюдение за выборами, вопросы экономической и экологической безопасности. Главенствующим принципом ОБСЕ является реальное партнерство, основанное на взаимной подотчетности, прозрачности и доверии как во внутренней, так и во внешней политике. Все государства, участвующие в деятельности ОБСЕ, имеют равный статус, а решения принимаются на основе консенсуса. Эти атрибуты делают ОБСЕ уникальной организацией и выделяют ее из ряда других организаций и учреждений Европы. Отличительной чертой ОБСЕ является отсутствие у нее формального международно-правового статуса. Вместе с тем ОБСЕ обладает большинством атрибутов международной организации: действующими органами, принимающими решения, постоянной штаб-квартирой и офисами, постоянным штатом сотрудников, регулярными источниками финансирования и локальными бюро. Нынешнюю весьма сложную структуру ОБСЕ и ее подразделений можно условно разделить на категории: органы для ведения переговоров и принятия решений; оперативные структуры и подразделения; вспомогательные органы. Таким образом, Казахстану как председателю ОБСЕ в 2010 году предстоит серьезная и кропотливая работа по координации деятельности всех структур организации. Со своим багажом Давайте еще раз вспомним, с каким же багажом наша страна пришла к председательству в ОБСЕ. Во-первых, последние 6-7 лет успешное экономическое развитие страны постоянно сопровождается либерализацией общественно-политической жизни казахстанского общества и демократизацией политической системы. Причем этот процесс начался еще до подачи заявки. В 2004 году была объявлена общенациональная программа политических реформ. После этого было принято новое избирательное законодательство, максимально приближенное к стандартам ОБСЕ. Большое внимание уделялось деятельности различных комиссий по разработке и конкретизации программы демократических реформ. Создана общественная палата при Мажилисе Парламента РК в качестве площадки для политических дискуссий. Постепенно осуществляется децентрализация государственного управления, проводятся реформирование судебной власти и дальнейшее развитие институтов гражданского общества. С 2002 года в Казахстане функционирует институт уполномоченного по правам человека (омбудсмен). В 2003 году были подписаны международный пакт о гражданских и политических правах и международный пакт о социальных, экономических и культурных правах человека, а также объявлен мораторий на смертную казнь, что свидетельствует о приверженности Казахстана принципам демократии и защите прав человека. Итогами последовательно проводимых демократических преобразований в нашей стране стали многопартийная политическая система, наличие более 6 тысяч НПО, пользующихся поддержкой государства через систему государственного социального заказа. Значительным шагом в проведении демократических преобразований явились инициированные Главой государства конституционные реформы лета 2007 года, трансформировавшие Казахстан в президентско-парламентскую республику. Преимущественно мажоритарная система выборов в нижнюю палату Парламента была заменена на пропорциональную, что усилило роль партий в политической системе. Изменен порядок формирования Правительства, которое стало подотчетным перед законодательной ветвью власти. В сфере совершенствования системы местного самоуправления проводится линия на дальнейшую децентрализацию государственного управления и максимальную передачу полномочий местным выборным структурам власти, в первую очередь региональным представительным органам (маслихатам). Следует подчеркнуть, что в основе всех конституционных изменений лежат не сиюминутные цели, а ясные и долгосрочные интересы страны. Так что получение поста председателя ОБСЕ в 2010 году стало логическим завершением всей этой большой и продуктивной работы. Европейский вектор внешней политики Избрание на столь высокий пост в международной европейской организации послужило толчком для активизации европейского вектора внешней политики Казахстана. Сегодня наше внимание сосредоточено на анализе европейской политики, перспектив ведения диалога с государствами – членами ОБСЕ и дальнейшего продвижения казахстанских инициатив. При этом уже сейчас многие европейские партнеры считают, что председательство Казахстана будет выгодно всем участникам ОБСЕ. Так, например, депутат Государственного собрания Венгрии А. Келемен отметил, что председательство Казахстана свидетельствует о признании со стороны ОБСЕ правильности казахстанской стратегии в политике и экономике, а также ценности нашего опыта по устойчивому и сбалансированному развитию, который может быть использован другими участниками ОБСЕ. Председатель палаты представителей федерального парламента Королевства Бельгия X. Де Кроо считает, что председательство Казахстана в ОБСЕ – вполне логичный шаг, на который мировое сообщество должно отреагировать должным образом. По его словам, Казахстан делает очень большой прогресс, очень быстро развивается, «нынешние темпы развития Казахстана позволяют предполагать самое лучшее будущее». В последнее время проблемы казахстанско-европейского взаимодействия привлекают к себе все больший интерес как европейского сообщества, так и казахстанской общественности. Однако нельзя не заметить, что геополитическая ситуация в мире, в Европе в том числе, становится многовариантной, подвержена неожиданному развитию по разным азимутам в силу возникающих существенных внутренних политических, экономических факторов и определенного внешнего влияния на группу стран или конкретно на одну из стран. Поэтому нам нужно осмыслить собственную роль и национальные интересы Казахстана в рамках общеевропейской политики. Разумеется, свобода действий в период председательства ограничена объективными факторами, да и за один год трудно успеть сделать многое, однако это не исключает права постановки острых проблем, представляющих наибольший интерес для государств-участников ОБСЕ. Тематика проблем, с которыми Казахстан намерен выйти в ОБСЕ, весьма обширна. Во-первых, Казахстан как участник ОБСЕ не может стоять в стороне от таких проблем, как обеспечение стабильности и без-опасности в Европе, в том числе и в свете планов США по развертыванию компонентов системы ПРО в Польше и Чехии. Ведь данный вопрос затрагивает интересы безопасности всех европейских стран и в целом влияет на стабильность в Европе и мире. Во-вторых, Казахстану, выдвинутому в председатели в качестве коллективного члена от стран- участниц СНГ, предстоит вплотную заняться такой проблемой, как существующее в ОБСЕ неравномерное географическое распределение активности ОБСЕ, преодоление «двойных стандартов», особенно в отношении стран постсоветского пространства. В-третьих, это продвижение реформ ОБСЕ – к этой проблеме Глава нашего государства не-однократно привлекал внимание общественности европейских государств. Думается, этот вопрос надолго останется темой переговоров и диалога с участием Казахстана в рамках ОБСЕ. В-четвертых, Казахстан намерен обсудить возможность расширения сотрудничества ОБСЕ с исламским миром. Он призывает исламские страны активно подключиться к формированию повестки дня деятельности ОБСЕ в 2010 году; предлагает рассмотреть общие точки соприкосновения между ОИК и ОБСЕ, положить начало решению вопросов миграции и интеграции мусульманских общин в странах Европы, закрепления прав мусульманских женщин и молодежи в западном обществе. И в целом – диалога между Западом и мусульманским Востоком. Надо сказать, что в качестве начала этого диалога можно рассматривать прошедший в октябре текущего года в столице Казахстана Астане международный форум «Общий мир: прогресс через разнообразие» с участием министров иностранных дел мусульманских и западных стран. Данная диалоговая площадка, близкая идее «Альянса цивилизаций», послужила мобилизации коллективной политической воли для преодоления разрыва и растущего недоверия между цивилизациями. В этом контексте нельзя не упомянуть о начавшейся детальной разработке «Дорожной карты», направленной на укрепление межэтнического и межконфессионального согласия. Имеющийся опыт Казахстана в этой сфере наглядно свидетельствует, что диалог между культурами и цивилизациями не только нужен, но и возможен. «Путь в Европу» Хотелось бы остановиться подробнее на утвержденной 29 августа 2008 года Президентом Республики Казахстан государственной программе «Путь в Европу», рассчитанной на 2009-2011 годы. Как известно, эта программа появилась в соответствии с Посланием Президента народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики». Эта программа должна вывести нашу страну на уровень стратегического партнерства с ведущими европейскими странами, что предусматривает значительное увеличение товарооборота, разработку совместных планов по развитию транспортных сетей, приведение технических регламентов и стандартов в соответствие с требованиями стран ЕС, совершенствование казахстан-ского законодательства с учетом европейских норм и так далее. Для достижения названной цели Казахстан должен решить ряд задач, объединенных в несколько групп. Первая группа включает в себя сотрудничество по таким направлениям, как технологии, энергетика, транспорт, техническое регулирование и метрология, малый и средний бизнес. При этом особое внимание будет уделено сближению казахстанских условий жизни с европейскими стандартами. В частности, это улучшение состояния окружающей среды, охрана водных ресурсов, предупреждение климатических изменений, сохранения биоразнообразия и т.д. Кроме того, будет повышаться качество медицинских услуг населению на основе внедрения информационных технологий, улучшения качества диагностики, лечения и профилактики заболеваний, повышения доступности и качества лекарств, внедрения стандартов питания, развития системы кадровых ресурсов. Также предусматривается развитие сотрудничества в сфере образования, социальной поддержки, занятости и трудовой миграции. Вторая группа задач предусматривает совершенствование казахстанской институционально-правовой базы с использованием позитивного европейского опыта. Основной упор будет сделан на дальнейшее развитие казахстанской модели государственного устройства, внедрение эффективных систем управления государственной службой и кадровыми ресурсами, либерализацию политической жизни страны. В частности, это найдет свою реализацию на основе совершенствования законодательства о выборах, политических партиях, средствах массовой информации, реформировании государственной службы, судебной системы и других сфер. Третье – это собственно подготовка к председательству Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. Как было заявлено на состоявшейся 23 октября 2008 г. в Астане презентации данной программы, Казахстан создаст благоприятные условия для увеличения товарооборота с европейскими странами, совершенствования национального законодательства с учетом европейских норм, осуществит нововведения путем претворения в жизнь 86 новых мероприятий, которые будут финансироваться из бюджета. Вполне возможно, что успешная реализация государственной программы «Путь в Европу» позволит в значительной степени повысить конкурентоспособность казахстанской экономики, стимулирует рост благосостояния граждан и обеспечит устойчивое развитие страны в целом. Миссия выполнима Перед Казахстаном стоит и другая важная задача – укрепление роли председательства в ОБСЕ. На первый взгляд, может показаться, что председательство в ОБСЕ – почетная миссия, primus inter pares (первый среди равных). Между тем быть у штурвала столь авторитетной международной организации – значит нести за нее политическую ответственность. В связи с этим возникает необходимость более активных действий казахстанской стороны, рационального использования встреч и консультаций в рамках ОБСЕ. Тут важно все. Например, укрепление сотрудничества Казахстана с предыдущим и последующим председателями, то есть внутри «тройки» ОБСЕ, которая должна стать эффективной командой государств, заинтересованных в успехе председательствующего государства. От Казахстана также будут ожидать рационального использования имеющихся структур в системе ОБСЕ, тщательной подготовки заседаний на всех уровнях – от рабочих групп до СМИД ОБСЕ и сессий – не только в плане организации, но и в плане содержания. На заседаниях и встречах должны обсуждаться четкие варианты и готовые проекты решений. Это потребует заблаговременного создания рабочих групп для подготовки качественных документов, активного сотрудничества с секретариатом ОБСЕ. Председательство должно располагать всеми необходимыми средствами для обеспечения работы и, соответственно, профессиональными кадрами. Предстоящая миссия Казахстана в качестве председателя в ОБСЕ в 2010 году – почетна, ответственна, одновременно трудна и требует терпения, настойчивости и последовательности. Но эта миссия для Казахстана – выполнима. Клара ШЕРЬЯЗДАНОВА, старший научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК.
24 ноября 2009 24 ноябрь 2009 г. 628 0