СЛОМАЛСЯ ТЕЛЕФОН
Наталья ЧЕРНЕЙ
Сегодня невозможно представить жизнь без мобильного телефона, для покупки которого некоторые готовы даже брать кредиты. Но омрачить эту радость может поломка долгожданного приобретения. Потребители поначалу сами стараются урегулировать конфликт, пытаются обменять в торговой точке телефон на работающий или вернуть бракованный товар. Однако зачастую получают отказ.
– Больше всего обращений от горожан в наше общество поступает по сотовым телефонам. Не добившись мирного урегулирования, люди обращаются за помощью к нам – в организацию защиты прав потребителей. Мы, в свою очередь, направляем претензии в адрес продавцов и просим представить копии сертификатов на устройства. И, как правило, многие продавцы никаких документов при себе не имеют, – рассказывает директор Кызыл-ординского общества защиты потребителей Серик Тенизбаев. – При проведении собственных расследований нам удается выяснить, что большинство телефонов не предназначены для реализации на территории РК, у реализаторов отсутствует информация об их ввозе в страну.
Казалось бы, один только факт нелегальной продажи техники мог бы стать основанием для возврата денег покупателю. Но продавцы не торопятся выполнять требования закона. И все потому, что покупатели не берут подтверждающие покупку документы: ни чеков, ни гарантийных талонов…
Когда потребитель не получает документы, то сам создает проблемы. К примеру, в чеке указаны все реквизиты продавца и найти его в случае поломки телефона просто. Чек доказывает, что устройство приобретено именно в указанной вами торговой точке. Гарантийный талон – это тоже документ, он также подтверждает покупку. Покупатель должен быть внимательным и проверить, стоит ли на талоне печать и какая именно. Должен быть не просто оттиск «оплачено», а полноценная печать с названием ИП или ТОО. Это важно. Поскольку на подобном оттиске есть все данные реализатора. Ни в коем случае не выбрасывайте бумаги, полученные при покупке. Они пригодятся, если устройство выйдет из строя.
Согласно Закону «О защите прав потребителей» покупатель имеет право воспользоваться и показаниями свидетелей, чтобы доказать факт приобретения товара, если необходимые чек и талон потеряны. Как рекомендуют защитники прав потребителей, при покупке нужно проверить полную комплектность. Если придется возвращать товар, а в комплекте чего-то не хватает, то доказать, что вам продали устройство в неполном комплекте, будет уже невозможно.
Покупатель имеет право заменить неисправный телефон на аналогичный рабочий экземпляр. Он вправе потребовать и оплату ремонта телефона, который будет проводить другая организация. Покупатель может попросить вернуть ему стоимость неисправного телефона. Неисправность, конечно, надо еще доказать. Вдруг вы сами его утопили или уронили. Проводят экспертизу сервис-центры и специальные аккредитованные организации. Если выясняется, что вины покупателя в неисправности нет, то продавец выполняет требования по замене телефона или возврату денежных средств. Если результаты экспертизы вызывают сомнения, то можно получить независимую оценку технического состояния телефона за свой счет, обратившись в другой сервисный центр. С результатами экспертизы и при наличии всех прочих документов шансы выиграть в суде существенно увеличиваются.