Жанибек ИСАЕВ
Наверняка каждый, глядя на таинственные песчаные возвышенности посреди степи, которые издалека видны по дороге в Кармакшинский район, задавался вопросом об их истории. И наверняка получал ответ, мол, в древности они служили своего рода маяком - на их вершине предки разжигали костры, чтобы предупредить округу о надвигающейся вражеской опасности. Так считал и автор этих строк, пока ему не довелось посетить место археологической раскопки, поговорить с учеными. Теперь знаю: каждая из «высоток» - это город древней цивилизации.
Признаться честно, меня всегда притягивала работа археологов – сложная и таинственная, тянуло окунуться в похожую атмосферу, самому прикоснуться к прошлому. И вот благодаря пресс-туру, организованному облуправлением внутренней политики, я побывал на раскопках города, называемого среди археологов «Кос асар», где много веков назад происходили события, о которых сегодня не прочитаешь даже в учебниках истории.
Объект находится в десятках километров от аула Н.Ильясова Сырдарьинского района, левее трассы «Западная Европа - Западный Китай». Раскопки, которые здесь ведутся, – совместная работа областного учреждения по охране памятников истории и культуры, научно-исследовательского центра археологии и этнографии КГУ имени Коркыта ата, института археологии имени А.Х.Маргулана.
Наш десант прибыл спозаранку, но работа здесь уже кипела. Два десятка мужчин в солнцезащитных шляпах и робах, вооружившись лопатами, совками, щеточками, кирками, носилками и тачками, очищали стены древнего городка. Метр за метром, сантиметр за сантиметром – и вот отчетливо видны стены из глиняных кирпичей, контуры помещений. Кое-где виднеются обломки керамической посуды, кости.
Из толпы работающих навстречу вышел Сапар Козейбаев, директор учреждения по охране памятников истории и культуры, – в пыльной рабочей одежде с киркой в руках узнаем его не сразу. Он знакомит нас с фронтом предстоящей работы, характеристикой древнего городка. Как оказалось, экспедиция здесь работает почти месяц. В ее составе, помимо местных ученых-археологов, с первых дней работает и старший научный сотрудник государственного музея Востока, заведующий сектором археологии Средней Азии, кандидат исторических наук Сергей Болелов. Впрочем, как отмечает ученый из Москвы, в Кызылорде он не впервые – с 1986 года. С тех пор регион изучил вдоль и поперек, участвовал в раскопках многих известных нам сегодня древних городищ, может говорить о каждом из них часами. В последние годы всерьез заинтересовался историей Жеты-
асарской культуры, частью которой является и этот археологический объект.
Как отмечают ученые, в конце бронзового века, в начале нашей эры в устье Сырдарьи существовала могущественная цивилизация, которая позже в истории получила название «Жетыасарская культура». Памятники были впервые исследованы Хорезмской археолого-этнографической экспедицией АН СССР под руководством Сергея Толстова в 1946-1951 годах, в 1973-1993 годы работы продолжались под руководством Ларисы Левиной. На территории нынешних трех районов – Кармакшинского, Жалагашского и Сырдарьинского было свыше пятидесяти городищ конца эпохи бронзы и по IX век н. э. – хорошо укрепленных, обнесенных высокими стенами. Возвышенности, которые мы сегодня видим, подъезжая к Жосалы, и есть древние городища-крепости. Среди археологов каждая из них имеет название, нумерологию. Наиболее крупные – Алтын асар, Ашак асар, Кара асар, Базар асар, Томпак асар, Жалпак асар. Высота некоторых городищ над окружающей равниной достигает десяти метров. Многие из них двух – трёх этажные, представляют собой крепости с развитой фортификацией и жилой застройкой внутри, своего рода укрепленные дома-массивы.
Городища всегда размещались в непосредственной близости от водного источника. Их жители занимались ирригационным земледелием, скотоводством, рыболовством, активно торговали. Не зря изделия всех ныне известных древних мастерских от Египта до Китая, Ирана и Индии найдены в жеты-
асарских курганах. Ученые считают, что жетыасарские городища входили в состав могущественного многонационального государства Кангюй, существовавшего в ту пору на юге Казахстана и севере Узбекистана. Здесь долгое время жили хунну, дальние предки европейских гуннов.
Городище Кос асар, где сегодня ведутся раскопки, – одно из самых крайних в южном направлении, датируется примерно VII-IX веками нашей эры и предположительно относится к огузо-кипчакскому периоду. По словам научного руководителя центра археологии и этнографии КГУ имени Коркыта ата Азилхана Тажекеева, археологические исследования здесь ведутся с 2015 года. Объект – трехъярусный, высотой от четырех до шести метров, размером 40 на 45 метров имеет многоугольную архитектуру, защитное сооружение протяженностью 60 метров. В восточной части имеется цитадель высотой 8-10 метров. Сейчас археологи в основном заняты расчисткой третьего яруса, и можно с уверенностью сказать, что это был период развитого производства глиняного кирпича. Среди найденных артефактов - керамические изделия, обработанные рога оленей, орнаменты, чаще с образами барана, монеты с арабскими надписями и другое. По мнению ученого, исследование и расшифровка надписи поможет более точно определить возраст городища. Почему раскопки ведутся именно здесь? Он ближе всех к областному центру, а значит, и перспективы сделать объектом туризма, больше.
…Беседу с учеными вдруг прервал чей-то возглас «Смотрите, что я нашел!». Мы побежали туда. Оказалось, это керамический кувшин, в котором находились волчьи клыки и другие мелкие кости - хорошо отшлифованные, с ровными отверстиями. Как пояснили археологи, посуда в древних городищах делится на столовую и культовую. Поскольку амулет находился в кувшине, можно предположить, что его хозяин был шаманом или лекарем.
Насчет этого мнения никто из моих коллег возражать не стал, но зато нашлись такие, которые засомневались в зодческом мастерстве древних архитекторов. Как много веков назад люди из подручных материалов могли строить трехэтажные крепости? Не ошибка ли это? Убеждать в обратном археологи не стали. Вместо этого они предложили нам поехать в городище Томпак асар, расследованное в восьмидесятых годах Хорезмской экспедицией, и увидеть все своими глазами. Вообще-то, такой маршрут в наши планы не входил, но интерес взял верх. И вот после недолгих уговоров водителя, который боялся застрять в бездорожье, наш микроавтобус в сопровождении ученых в УАЗике мчится по трассе в аул Турмагамбета. И довольно скоро мы очутились у подножия большой возвышенности.
Это был Жалпак асар, один из городов-звеньев Жетыасарской культуры, где мы сделали небольшой привал – дорога до Томпак асара была неблизкой. Если оглядеться по сторонам, то издалека видны шесть таких же асаров. Этому есть объяснение. Городища Жетыасарской культуры расположены в виде пчелиных сотов, а само словосочетание «Жеты асар» в переводе означает «семь крепостей». Трудно поверить, но на вершине какого бы из них человек ни находился, на горизонте всегда видны шесть асаров, а седьмой - тот, на котором ты стоишь. Вот такая магия древнего
зодчества!
Ближе к вечеру мы добрались до цели. Рядом – охранная табличка. Овальная верхняя площадка объекта имеет высоту свыше десяти метров, затем охватывается второй площадкой, также округлой формы. Внутри много жилых и фортификационных построек на ярусах, загон для скота. Не сразу понимаешь, как люди ухитрялись жить в этой голой пустыне, где летом жарко, а зимой трескучий мороз, где, кажется, нет ничего живого, кроме вездесущих грызунов. Но стоит приглядеться… Вон там, например, глинистая поверхность такыра переходит в барханы, поросшие саксаулом. А вот следы древнего русла реки. А какой запах! Настоящий, степной, он напомнил мне детство – месяц, проведенный в урочище Сарысу вместе с чабанами на школьной практике. Запах Великой степи!