ХРОНИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2013 год стал первым годом реализации Стратегии развития Казахстана до 2050 года, которая призвана обеспечить вхождение страны в тридцатку наиболее развитых стран мира. Цели Стратегии стали основным содержанием деятельности государственных органов и Президента РК Нурсултана Назарбаева.
В 2013 году в рамках децентрализации государственного управления была разделена степень полномочий и ответственности центральных и местных органов власти, на местах была введена выборность акимов, усилены полномочия местного самоуправления. К примеру, 67 государственных функций были переданы на уровень села. В первую очередь, сельские акимы вместе с жителями получили право собирать налоги, формировать местные бюджеты и распределять средства на решение наиболее актуальных проблем.
В начале августа были проведены выборы руководителей местных органов власти. По их итогам на альтернативной основе были избраны акимы аульных округов, поселков и городов районного значения, что составило 91 процент акимов всех уровней. Одновременно началась административная реформа, направленная на дальнейшее совершенствование системы государственной службы и формирование корпуса профессиональных государственных управленцев. В этих целях была внедрена двухуровневая структура административных государственных служащих корпусов «А» и «Б». По итогам многоступенчатого конкурса, проведенного в 2013 году, в корпус «А» было отобрано 940 человек.
Важным направлением реализации стратегии «Казахстан-2050» стало дальнейшее реформирование правовой системы. 30 января на заседании с участием руководителей правоохранительных органов Президент определил приоритеты реформы право-
охранительных органов в рамках реализации Стратегии. Вопрос нашел свое продолжение в августе в ходе заседания Совета под председательством Президента, посвященного обсуждению проектов новой редакции Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов. Говоря о направлениях совершенствования правоохранительной системы, Глава государства среди наиболее важных задач отметил борьбу с
коррупцией.
Ассамблеей народа Казахстана и партией «Нур Отан» с позиции концепции Стратегии «Казахстан-2050» заново были пересмотрены документы институтов гражданского общества. Например, по итогам юбилейной ХХ сессии АНК, проходившей в апреле под девизом «Стратегия «Казахстан-2050: один народ – одна страна – одна судьба», была принята концепция развития Ассамблеи народа Казахстана до 2020 года. На внеочередном XV съезде партия «Нур Отан» утвердила свою обновленную политическую доктрину. Следует отметить, что реализация стратегии «Казахстан-2050» стала стержнем всех общественно-политических мероприятий года.
10 апреля Глава государства провел заседание совета предпринимателей при Президенте РК. Обращаясь к участникам, Президент отметил, что в реализации стратегии «Казахстан-2050» оказание поддержки отечественному бизнесу является второй важной задачей нового политического курса.
В апреле Нурсултан Назарбаев председательствовал на заседании по вопросам управления Национальным фондом, на котором были рассмотрены концептуальные методы использования средств фонда и размещение его активов. Он отметил важность определения дальнейшей роли и места Нацио-
нального фонда, задачей которого является обеспечение долгосрочной перспективы экономической политики страны.
- Национальный фонд – это, в первую очередь, деньги будущего поколения, - подчеркнул Нурсултан Назарбаев. - И поэтому они могут быть использованы только в исключительных случаях. Средства Национального фонда не следует использовать для решения текущих задач. Вместо этого необходимо сокращать нерациональные бюджетные расходы, усилить финансовую дисциплину, вести борьбу против коррупции, а также расширять налогооблагаемую базу. Национальный фонд должен быть задействован только при отсутствии других источников финансирования стратегически важных инфраструктурных проектов.
Президент на постоянном контроле держит вопросы социально-экономического развития регионов. 27 марта в Алматы Глава государства провел выездное заседание по вопросам развития южных регионов страны. В его работе приняли участие руководители Администрации
Президента, Правительства РК, акимы Алматы, Кызылординской, Южно-Казахстанской, Жамбылской и Алматинской областей. Особое внимание Н. Назарбаев обратил на необходимость недопущения тенденции обратного хода процесса индустриализации, нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, необходимо продолжать реализацию программы трудоустройства населения и активную работу по развитию малого и среднего бизнеса в регионах.
В течение года Глава государства побывал с рабочими поездками во многих регионах, в ходе которых встречался с активами областей, трудовыми коллективами и представителями общественности, посетил десятки промышленных и социальных объектов, принял участие в запуске новых производств. В ходе таких встреч Президент особое внимание уделял реализации в регионах государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития.
В поле зрения Президента находились вопросы подготовки к международной специализированной выставке «ЭКСПО-2017». В ходе рабочего заседания в октябре он одобрил архитектурную схему выставочного комплекса. В этой связи под председательством Президента с участием руководства акимата Астаны состоялось пять заседаний. Наряду с организационными вопросами на них рассматривались вопросы привлечения корпоративных источников финансирования «ЭКСПО-2017», развития «зеленого пояса» вокруг города, озеленения территории столицы, формирования специальных мест для отдыха и проведения досуга граждан, проблемы развития Астаны в формате «Smart City» – «Умного города» и другое.
13 августа Президент побывал в астанинском центре «Көрме», где ознакомился с архитектурными идеями и набросками выставочного комплекса «ЭКСПО-2017». В ходе рабочего заседания, которое состоялось в октябре, Глава государства одобрил архитектурный план выставочного комплекса.
Президент отметил, что, рассматривая Евразийскую интеграцию как один из механизмов стабильного развития государства и создания Евразийского экономического союза, Казахстан укрепляет взаимное сотрудничество с государствами – членами Таможенного Союза и Единого экономического пространства. Наряду с этим в ходе декабрьского саммита Н. Назарбаев объявил о твердой позиции Казахстана относительно недопущения политизации создаваемого Союза. По словам Главы государства, мы строим экономический союз и поэтому комиссия не должна включать в условия договора правила, вытекающие за рамки экономической интеграции. Такие направления, как охрана границ, миграционная политика, оборона и безопасность, а также здравоохранение, образование, наука, культура, оказание помощи по гражданским, уголовным и административным делам не относятся к вопросам экономической интеграции. Все эти вопросы хорошо отрегулированы в многосторонних соглашениях в рамках СНГ и других межгосударственных организаций.
В целом, Президент Нурсултан Назарбаев продолжал способствовать укреплению позиций Казахстана как государства, внесшего весомый вклад в обеспечение стабильности и устойчивого развития в мире.