• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ТАЙНЫ ДЕРЕВЯННЫХ УЗОРОВ

Владимир ВОРОБЬЁВ
ТАЙНЫ ДЕРЕВЯННЫХ УЗОРОВИспокон веков резьба по дереву нравилась людям. В своей жизни наши предки применяли  деревянные изделия самого разного предназначения – посуду, сувениры, предметы культа, украшения. И часто они покрывались резьбой, которая сохраняла национальные традиции, несла потомкам культурный код предков.
И в современной жизни в XXI веке мастера, умеющие создавать красивые деревянные изделия, уважаемы в обществе, пользуются заслуженным авторитетом.  Мастера Жанибека Махамбета – члена Союза художников и Союза ремесленников Казахстана знают хорошо не только в его родном ауле имени Аскара Токмагамбетова, но и во всём Сырдарьинском районе. Уже много лет он занимается древним ремеслом – резьбой по дереву, и делает это так замечательно, что вызывает восхищение у людей. Его работы неоднократно экспонировались в Алматы, Шымкенте, Кокшетау, Кызылорде и других городах страны. Смогли любоваться изделиями казахского мастера и в Татарстане, где его работы также были представлены на выставках.
Сейчас Жанибек Махамбет достиг большого уровня мастерства, но в молодые годы он даже не помышлял, что когда-нибудь свяжет свою судьбу с деревом. Окончив высшее учебное заведение, он преподавал в средней школе физкультуру и труд.  Однажды, а это было в 1987 году, он решил разрезать кусок многослойной  фанеры на части. Сразу у него не получилось. Помучившись, он всё же разрезал злополучный кусок. А потом ему захотелось научиться резать фанеру правильно и красиво. Жанибек купил нужные инструменты и стал «колдовать» над кусочками фанерных листов. Постепенно он научился не только разрезать на правильные квадраты, но и отделять слои. Потом молодому учителю труда пришла мысль делать из фанеры красивые сувениры. Следующим шагом был переход к работе с деревом.
– Сам не знаю почему, но фанера, а затем дерево меня очаровали, –вспоминает мастер. – Было очень интересно видеть как, из доски или бесформенного куска дерева постепенно появляется под резцами то или иное изделие. Сначала я делал простые предметы. Постепенно, усложняя задачу, вырезал всё более сложные и трудоёмкие. Работа с деревом необычайно трудна. Она требует усидчивости, терпения, аккуратности и бесконечной любви к «деревяшкам». Одна из   трудностей труда резчика по дереву – хрупкость материала.
Например, когда художник ри-сует картину маслом, а скульптур лепит своё изделия из пластического материала, то они могут переделать свою работу, если ошибутся. Причём могут это делать многократно. У нас такой роскоши нет. Много дней, а то и недель, ты корпишь над куском дерева, выполняя колоссальный объём работы, обрабатываешь, затачиваешь, сверлишь, выпиливаешь, и вдруг, невзначай, делаешь одно неверное движение, и весь твой труд летит в корзину. Обидно, конечно. Успокоившись, вновь берёшься за резцы, пилки и свёрла и продолжаешь «колдовать» над своими деревяшками.
Набравшись опыта, я открыл в школе кружок резьбы по дереву, стал учить ребят тому, что сам знал и умел. Молодёжь очень охотно перенимала мой опыт. Ребята видели мои работы, им изделия нравились. Каждому хотелось тоже сделать красивый сувенир, показать его друзьям, родителям. Поэтому мальчишки всегда старались на уроках. Они гордились, что на школьной выставке их работы экспонировались вместе с изделиями учителя.
Конечно, не все ребята стали мастерами по резьбе, но многие сохранили на всю жизнь любовь к этому замечательному ремеслу, стали понимать «деревянную красоту», узнали немало о древних национальных традициях. А некоторые из них продолжают заниматься резьбой дома в свободное от работы или учёбы время, изготавливают несложные сувениры, украшения, национальную посуду.
Сейчас мастер работает над  прибором для игры в тогызкумалак, который собирается показать на республиканской выставке. Здесь важна каждая мелочь, каждый штрих. Возможно, работа будет показана и на «ЭКСПО - 2017», которая пройдёт в Астане.
В работе с деревом Ж. Махамбету помогает и вторая его профессия. Много лет он преподавал историю в школе, был научным сотрудником в районном музее. Собирал материалы о древних традициях,  истории края, известных людях. На основе собранного  создавал композиции в музее, вёл просветительскую работу, писал в газеты и журналы. Важнейшими  темами были «Кобыз и домбра», «Национальная казахская посуда», а в последнее время добавилась ещё одна – «Шкатулки».
Мастер говорит, что доволен прожитой творческой жизнью. Оглядываясь назад, видит многие свои работы, вспоминает, как радовались люди, разглядывая красивые изделия.  Гордится, что научился такому благородному делу как резьба по дереву. Всегда творческую работу делал от души и с любовью. Наверное, поэтому и люди принимают изделия с теплотой.

25-11-2014 25 ноябрь 2014 г. 0 0