• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ И ДОБРОТЫ

Алибек БАЙШУЛЕНОВ
УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ И ДОБРОТЫВ Казахстане благодаря введению уроков самопознания в учебную программу школ, ведется целенаправленная работа по возрождению и укреплению нравственных основ человеческого бытия. Школа без уроков нравственности немыслима. Воистину образованный человек  тот, кто трудолюбив, искренен, правдив, честен, отзывчив и дружелюбен, имеет чувство собственного достоинства, уважителен к другим, заботлив, аккуратен и рачителен во всем, спокоен и умиротворен. И всему  этому учат уроки самопознания.
В кызылординской  средней школы №112 уроки по предмету «Самопознание» ведет психолог Айнур Серикбаева. Она – специалист с высшим образованием. В 1997 году окончила КГУ им.Коркыта-ата по специальности «Педагогика и психология», а год назад повысила свою квалификацию, отучившись и получив диплом по специальности «Психолог-консультант» Астанинского института семейного воспитания – единственного подобного рода высшего учебного заведения в республике. Педагогический стаж А.Серикбаевой берет отсчет с 2005 года.
– К проведению уроков самопознания подхожу с большой ответственностью, – говорит Айнур Серикбаева. –  Объясняю детям, что это очень важный урок. Не секрет, что сегодня большую долю подрастающего поколения волнуют больше материальные ценности, нежели духовные. И это не совсем правильно. Поэтому перед нами стоит четкая задача – привить детям вечные духовные ценности, которые начинают закладываться в семье и  формируют качества взрослого человека.
В школе №112 предмету самопознания руководством и преподавательским составом уделяется особое внимание. Здесь, кроме А.Серикбаевой,  «Самопознание» на двух языках преподают Кенже Жортулова и Гульжазира Ташенева.
– В школе есть специальный кабинет по предмету «Самопознание», –
говорит директор школы Асылбек Сеилханов. – Наши учителя используют новые методики и инновационный подход к работе. Преподаватели повышают свою квалификацию в Астане, Алматы, участвуют в городских, областных и республиканских семинарах и тренингах, касающихся темы психологии, эзотерики, личностного и духовного роста, семейного воспитания. Мероприятия, где обсуждаются основополагающие направления нравственно-духовного развития, однозначно способствуют росту и самих преподавателей.
Айнур Серикбаева рассказала об особенностях организации образовательного процесса по самопознанию, об учебной программе, об оценивании знаний учащихся, о творческой деятельности ученика.
– Важнейшей целью современной системы образования, общества и государства является воспитание, педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, инициативного, ответственного, конкурентоспособного гражданина Казахстана. Поэтому в настоящее время особую роль приобретают вопросы формирования нравственного и духовного развития детей, подростков и молодежи, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами, – говорит А.Серикбаева.
На занятиях А.Серикбаева обязательно дает упражнения «Круг радости», «Минутка тишины», которые учат детей концентрации. Они не только благотворно влияют на здоровье, но и на успеваемость ребенка. Дети очень любят совместную деятельность. Это разыгрывание различных  сценок, творческие задания в группах, придумывание своих окончаний к историям, рассказанным учителем.
На днях на проведенном открытом уроке для 10-х классов по самопознанию была использована тема «Лю-
бовь необъяснима, как мир необъясним…»
– Я как преподаватель преследую цель способствовать  осознанию учащимися любви как главной ценности жизни, расширить представления учащихся о понятии «любовь», выявляя все грани этого человеческого чувства. Использую методы беседы, релаксации, демонстрации и игр, ресурсы в виде аудио-материалов, конвертов с вопросами, коллажей «Лики любви», – говорит учительница.
А.Серикбаева рассказала и о некоторых требованиях к урокам
самопознания.
– Каждый учитель имеет свой стиль обучения – по своему устанавливает контакт с классом и известными ему приемами добивается внимания учеников. Кроме того, на этих уроках обязательно нужен творческий подход к теме.
Поэтому дать строго определен-
ный план преподавания материала
по общечеловеческим ценностям сложно.
Вместе с тем, есть важные моменты, которыми педагог обязательно руководствуется при подготовке и ведении таких необычных уроков.
Во-первых, не ставит оценок. Ведь цель встречи с учениками – помочь им осмыслить сложные жизненные проблемы. Каждый ребенок проходит этот путь по-своему. Кто-то из учеников может правильно понять тему, как говорится,  душой откликнуться на поставленный вопрос. Но при этом он может не найти подходящих слов для выражения своих мыслей. Поэтому не следует спешить давать оценку его ответу. Кроме того, похвалив одного ученика и раскритиковав другого за ответ, учитель может развить комплекс неполноценности у одного и гордыню у другого. А это никак не входит в цель подобных уроков. Лучший метод – чуткое отношение к любому мнению, одобрение каждого высказывания и совместное обсуждение вариантов ответов.
Второй момент – свобода и время. Учитель не навязывает классу собственное мнение. При обсуждении вопросов, касающихся духовной сферы детей, необходима полная свобода и достаточность времени. Ведь речь идет не о получении учителем правильного ответа.
– Возникновение споров и несогласие учеников с какой-то идеей вовсе не означает, что урок не состоялся. Напротив, если ученики безоговорочно принимают ваши мысли, это может быть признаком того, что тема разговора не затронула их сердец, – утверждает А.Серикбаева.
Еще один момент – связь с жизнью. Уроки обретают гораздо большую ценность, если получают поддержку тех людей, кто наиболее тесно связан с ребенком. Хорошо бы при обсуждении какой-либо жизненной ситуации, описываемой в рассказе, перенестись на примере ее в чью-то семью, во взаимоотношения с родными, соседями, знакомыми…. Можно предложить ученикам обсудить тему с родителями или друзьями.
Немаловажный фактор – образ учителя. Известно, что личность воспитателя, наставника всегда многое значит для детей. Учитель должен показать ученикам единство излагаемых им мыслей и собственного поведения. Только в этом случае будет проложен путь к сердцам учеников. Кстати, дети не терпят фальши – это они чувствуют.
– Учитель, который хочет дать детям знания общечеловеческих ценностей, должен, прежде всего, сам  осмыслить эти ценности. И это, пожалуй, самое главное. Только тогда возможно выполнение первых трех  требований, – резюмирует А.Серикбаева.
По ее словам, в методическом арсенале по программе «Самопознание» очень много педагогических находок, которые она старается реализовать не только на занятиях с детьми, но и вне их. Самый бесценный источник формирования нравственных качеств личности – литература. Особое внимание детям, которые безразличны, равнодушны к несчастьям сверстников. И здесь очень важно отношение к этому товарищей. В таких ситуа-
циях учитель «Самопознания» для того, чтобы напомнить детям аналогичную ситуацию, обращается к известным соответствующим теме сказкам и легендам, роману или повести.
– К примеру, я хвалю ребенка за правильное, доброе и справедливое отношение к героям сказки или рассказа и незаметно переключаю внимание детей на аналогичные ситуации, которые имели место в классе, – говорит А.Серикбаева. – Главная цель – формировать обобщенное отношение к добру и злу, способность различать добрые и злые поступки, умение совершать добрые дела и стойко противостоять несправедливым поступкам.
Айнур Серикбаева отметила и лучших учеников школы, которые активно участвуют в уроках и имеют сформированный взгляд на происходящее. Среди них ученики из
6 «В» класса Диана Жаппасбаева, Назым Берикбайкызы, Нурлыбек Султанбек, из 9 «Б» –  Асель Ташен и Акерке Бахытбек. Из старшеклассников отличаются Арайлым Мурат, Мухтар Балтабаев и Максат Баймаханов из 11 «Б».  Они предрасположены к самостоятельному поиску, способны к  независимому и самостоятельному принятию решений.
В осуществление некоторых программ А.Серикбаева старается активно вовлечь семью, которая оказывает влияние на системность и эффективность семейного воспитания. Родители – главные союзники детей и педагога в подготовке к занятиям, они вместе с детьми учатся быть добрыми, любящими, благодарными.
Рассказывая о структуре уроков самопознания, А.Серикбаева отметила, что они призваны помочь ученику осознать смысл жизни, свое предназначение, ведущие его к максимальному раскрытию личностного потенциала, гражданского сознания, жизненных навыков и творческой активности.
– Один из основных и обязательных структурных компонентов моих уроков самопознания – организационный этап, – говорит она. – Как учителю мне на уроках очень важны 5 факторов «Д», о которых  необходимо  напоминать учащимся. Это – Дисциплина, Долг, Доброта, Дружба и Доверие. Также существуют определенные рекомендации по планированию урока, в которых важен творческий подход учителя. К примеру, к теме из учебника сопутствующий и остальной материалы я подбираю сама. Учителю важно сердцем понять, что взять из учебника, а что внести нового.
Как предмет, «Самопознание» стал популяризироваться во всех детских садах, школах и вузах страны с 2010 года. Уникальная методическая система разработана в результате почти десятилетнего эксперимента учителей, методистов, специалистов и ученых на семинарах, педсобра-ниях и научных конференциях.
На уроке важен и обязателен диалог. Поэтому занятие начинается с традиционного «Круга радости», где учитель и ученики приветствуют друг друга, создают атмосферу доверия, чувства коллективизма, а каждый урок начинается с поэтических строчек и приятной музыки.
Айнур Серикбаева рассказала о методических приемах, используемых ею на уроках самопознания.
Педагогический смысл «Круга радости» заключается в том, чтобы каждый ребенок в процессе занятий чувствовал себя принятым в знакомый ему большой дружеский круг, где он пользуется доверием и сам доверяет другим. Учитель с детьми образует круг, где все свободно общаются друг с другом, исполняют различные песни и стихи.
После круга радости, а иногда вместо него используется «Позитивный настрой», направленный на преодоление состояния эмоционального возбуждения, поведенческого расстройства после определенных нагрузок.
Также применяется ряд форм позитивного настроя: «Концентрация на свете», «Путешествие в подводное царство»,  «Прогулка в лесу», «Концентрация на дыхании» и другие.
Для практики позитивного мышления на уроках важны цитаты.  Учитель может написать на доске изречение, соответствующее цели занятия. Ученики повторяют это высказывание вслух несколько раз или записывают в тетрадь, чтобы оно запомнилось, сохранилось в подсознании. В план урока необходимо включать несложную, но глубокомысленную цитату или пословицу из учебника. Цитата должна быть неотъем-лемой частью урока самопознания, не только как отдельный метод на уроке, но и как привычка, которая становится частью повседневной жизни учащегося.
Следующий прием – это рассказывание историй и беседа (подарок учителя). Педагог должен иметь в своей библиотеке собственную копилку нравственно-духовных сокровищ в виде рассказов, историй, легенд и сказок, которые он может рассказывать ученикам в качестве дара от себя лично для еще более глубокого раскрытия темы урока. Кстати, ученики очень любят слушать такие истории и рассказы. Это могут быть случаи из жизни, истории, прочитанные в газетах, журналах, увиденные в кино. Но они должны быть непременно по-учительными, несущими в себе оттенок нравственных уроков.
Как видите, преподавание предмета самопознания  требует всесторонних знаний, а значит, неустанной работы педагога и большой ответственности. Учитель становится здесь не только модератором и наставником, но одновременно собеседником и партнером, оппонентом и единомышленником.  Цель – создать условия и предпосылки, чтобы каждый ученик мог высказать свое мнение, отстоять позицию, творить и открывать новое.
Немаловажный фактор – выбор рассказа. Выбирая подходящую историю, нужно учитывать, что любят, а что нет школьники в зависимости от возраста и пола. К примеру, мальчикам наибольшее удовольствие доставляют захватывающие приключенческие истории или фантастика. Девочки настроены более романтично – выбирают более спокойные и добрые рассказы, отличающиеся высокими эстетическими качествами. Им обычно нравятся истории со счастливым финалом.
– Учитывая местную ментальность еще к одному учитель должен внимательно относиться – это к семейным обстоятельствам детей, – отметила А.Серикбаева. – Например, на детей из неблагополучных семей производят тяжелое впечатление и вызывают отрицательную реакцию рассказы, показывающие сравнение между счастливой семейной жизнью и жизнью ребенка, который чувствует себя отвергнутым или нелюбимым. Поэтому учителя должны очень и очень внимательно и чутко подойти к подбору своего рассказа.
Ну и, конечно, должное внимание должно быть уделено подборке рассказов и историй с учетом возрастных особенностей. В частности, у детей до 10 лет – живое воображение. Они зачастую «живут» в собственном придуманном мире, где счастливо уживается и действительное, и желаемое. Им легко верить в то, что животные и деревья могут говорить, и волшебные существа для них также привычны и обыкновенны, как и люди.
Школьникам от 11 до 15 лет более интересны исторические или житейские рассказы, а подростков старше 15-ти интересует наука и техника, поиски доказательств. Сказки или фантастические легенды их интересуют меньше всего.     
– Ученикам нашей школы нравится творческая групповая деятельность – один из очень важных методов самопознания. Это различные игры, инсценировки, «круглые столы», создание плакатов, рисование, сочинение стихов, песен, поделки и другие, – говорит А.Серикбаева.
Среди игр, используемых на уроках самопознания – «Передаваемая любовь», «Учитель говорит», «Игра в скачущую лягушку», «Игра в самолетик», «Соответствие», «Кроссворды», «Составная картинка – загадка», «Лабиринт», Игра в «слепого». Одна из них «Музыкальные общечеловеческие ценности» напоминает игру «Музыкальные стулья». К каждому стулу прикалывается листок бумаги с написанной одной из общечеловеческих ценностей. После выключения музыки дети должны успеть сесть на один из стульев. Не успевший выбывает, а учитель просит ученика объяснить, что бы произошло, если бы не существовало именно этой ценности. Например, рассказать историю о том, что значит говорить правду, вспомнить песню, где есть какая-нибудь из «ценностей» или простое стихотворение, поговорку.
В школе №112 среди групповых игр популярны «Самооценка», «Групповой рассказ», Групповое стихосложение,  Общегрупповой рисунок. К примеру, в игре «Цветок любви» каждый ребенок получает листик цветной бумаги, вырезанный в форме лепестка. Каждому нужно написать на лепестке, что он любит больше всего в своих родителях, а затем лепесток прикалывается на доску так, чтобы образовался красивый цветок.
Все эти перечисленные методы развивают в учащихся нравственно-духовные ценности, способствуют глубокому осмыслению бытия, раскрытию внутреннего потенциала.
– На уроках самопознания мой долг как учителя – дать ребенку обрести свое «Я». Полностью согласна с высказыванием известного автора педагогических идей, разработчика оригинальной концепции гуманной педагогики Шалвы Амонашвили: «Действительно гуманная педагогика – это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя». Считаю, что нравственно-духовное образование детей и молодежи – одна из основных стратегических и приоритетных задач развития современного казахстанского общества. Я рада и счастлива, что веду уроки по предмету «Самопознание». Хочу, чтобы мои воспитанники выросли уверенными в себе, грамотными, всесторонне развитыми и самодостаточными гражданами страны.
25-11-2014 25 ноябрь 2014 г. 0 0