Алим АНАПЬЯНОВ
Султан Абенов - один из немногих игроков алматинского «Кайрата» и вообще всего казахстанского футбола, кто добился в жизни признания и уважения, посвятив себя служению Отечеству. И это не высокопарные слова. После завершения карьеры футболиста он стал начальником ФК «Кайрат». Затем – комсомольская работа. А дальше жизнь сама продиктовала ему свой сюжет. Был на партийной и дипломатической работе, руководил аппаратом КНБ РК (он полковник в отставке, имеет дипломатический ранг). Возглавлял спортивную организацию Алматы, трудился в Администрации Президента. Был советником Премьер-Министра республики, заместителем руководителя аппарата Мажилиса Парламента РК. Но связи с футболом не терял никогда.
– Все, чего я достиг, – говорит Султан Мурашевич, – это благодаря игре номер один. В командах мастеров я многому научился, созрел как личность.
«Была преданность, был фанатизм» – так характеризует свою любовь к игре миллионов Султан Абенов.
Родился и вырос он на земле Сыра. В Кызылорде закончил среднюю школу, пединститут. На стадионе «Локомотив» начинал постигать азы футбольной мудрости. Однажды отец привез из командировки настоящий футбольный мяч. Не шнуровочный, а ниппельный. Такими играли в то время только профессиональные футболисты! Это и стало переломным моментом в его биографии. Он по-настоящему «заразился» игрой №1. Уже тогда его первый тренер Виктор Борисович Зайцев отмечал высокую стартовую скорость мальчугана, умение укрощать мяч в любом положении и самое главное – принимать нестандартные решения у ворот соперников. Но и доставалось ему по ногам, однако был у него и характер, и завидное голевое чутье. Практически не уходил с поля без забитого мяча. В 15 лет он стал выступать на городских состязаниях во взрослой команде. И футболисты более опытные всегда злились, когда юркий мальчуган дриблингом уходил от них и забивал голы-красавцы. В 17 лет дебютировал в местном «Автомобилисте» тогда еще в классе «Б». В те годы кызылординские болельщики с удовольствием ходили смотреть игру Абыля Калымбетова, Алексея Кима, Султана Абенова и других местных футболистов. А перед матчем, когда диктор объявлял их имена, стадион взрывался аплодисментами.
Все годы выступления за кызылординскую команду Султан был на виду у тренеров главной дружины республики – алматинского «Кайрата». Когда в 1976 году у его руля стали доморощенные наставники, Станислав Каминский и Тимур Сегизбаев, он был в числе приглашенных на сбор. Позже Тимур Санжарович, руководивший «Автомобилистом» в 1970-м, вспоминал:
– Я не мог проигнорировать такого взрывного нападающего с хорошим голевым чутьем. Он напоминал мне тбилисца Славу Метревели. Султан практически каждый сезон был в числе лучших снайперов кызылординской команды.
Надо сказать, что в Кызылорде есть «Клуб бомбардиров имени Султана Абенова». Идея пришла местному статистику футбола Женису Кожамкулову, который, покопавшись в архивах, выяснил, что первым из кызылординских футболистов отметку в тридцать мячей преодолел именно Султекен. Позже Сергей Когай и Тлеухан Турмагамбетов, выступая за кызылординскую команду, забьют значительно больше, но первооткрывателем-бомбардиром был Султан Абенов.
Еще одной положительной его чертой было умение заряжать позитивной энергией своих одноклубников. Вновь слово Тимуру Сегизбаеву: «Помню, в Семипалатинске проигрываем 0:2. Султан берет инициативу на себя и своей оригинальной игрой приводит в восторг местную публику. В итоге – ничья. И подобных матчей было немало».
Свой первый матч за основу «Кайрата» Султан провел на турнире «Подснежник» против ереванского «Арарата». В жестком столкновении ему сломали грудную клетку. Такова участь нападающего. Потом была игра в Донецке против местного «Шахтера». Заслужил хорошие отзывы наставников. Его ставят в состав и против одесского «Черноморца». В конце второго тайма ему досталось от Прокопенко по ногам. Судья словно ничего не видел: «Вставай, не притворяйся». Султан через боль все-таки доиграл матч. После игры врач
команды скажет: «Как ты терпел? Ведь у тебя – перелом». Такой же случай произошел с ним в Тбилиси. В матче за дубль Тенгиз Сулаквелидзе недозволенным приемом останавливает Абенова. И снова – лазарет. Правда, на этот раз перелома нет. Однако травма серьезная. Вскоре наставники называют фамилии футболистов, которые должны отправиться за рубеж, в Чехословакию. Попадает в этот список и Абенов. Он – к Каминскому:
– Как я поеду, если травмирован!
Станислав Францевич в ответ: «Поедешь. У нас людей не хватает»… И чтобы не быть «курортником», он туго перебинтовывал ногу и выходил на поле.
У каждого футболиста есть памятные матчи. Таким для Султана была кубковая игра в Воронеже против «Факела». После первого тайма алматинцы проигрывают – 0:2. Тренерский штаб, посоветовавшись, выпускает на вторую половину встречи Абенова.
– Я еще не оправился от травм, – вспоминает Султан. – Но подвести команду не мог…
Замена оказалась удачной. Два гола отквитал форвард «Кайрата». И третий, победный, был забит благодаря Султану. Он прорвался по левой бровке и вошел в штрафную площадь. Там его встречают с нарушением правил. Судья без сомнения ставит пенальти. И Вячеслав Новиков не промахнулся.
Многие спортсмены между собой называют Султана «Скорая помощь». За то, что он не остается в стороне от проблем своих друзей. Когда очень тяжко, идут к нему не только за советом, но и с просьбами. И никому никогда Абенов не отказывал. Ветеран «Кайрата» Диас Омаров вспоминал, что известный в прошлом игрок «Кайрата» и ЦСКА Владимир Кисляков часто говорил: «Если у меня есть проблемы, то Султан их решит». И так говорили и могут сказать десятки людей, кому Абенов подставлял плечо в нужное время, ничего не требуя взамен.
Время летит. Завтра Султану Мурашевичу исполняется 65, с чем, не сомневаюсь, от всей души поздравят его друзья и коллеги. И все самые добрые слова в свой адрес, которые юбиляр услышит, он заслужил сполна.