• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ВЫСШАЯ ОЦЕНКА — ПАМЯТЬ НАРОДА

За время существования Кызылординской области (с 1938 по 1990 годы) здесь проработало семнадцать первых секретарей – руководителей областной партийной организации. Имена некоторых из них до сих пор хранит народная память, и в их числе Мухамедгали Сужиков, чье имя на днях будет присвоено школе №6 в Кызылорде.
Короткое представление о нем дает некролог, опубликованный в августе 1999 года в газете «Егемен Казахстан» от имени Правительства Республики Казахстан. В нем были следующие строки: «На 89-м году ушел из жизни выдающийся государственный и общественный деятель Республики Казахстан Сужиков Мухаметкали Аленулы.
Он родился в 1910 году близ города Астрахань в семье рыбака. Свою трудовую деятельность начал в школе, работал учителем. Затем работал директором рабочего факультета, председателем исполнительного комитета Володарского района Астраханской области. После войны был секретарем областного партийного комитета в Астраханской, Костанайской областях, первым секретарем областного партийного комитета в Актюбинской, Кызылординской, Семипалатинской областях, избирался секретарем Центрального Комитета Компартии Казахстана.  Долгие годы руководил Государственным комитетом республики по печати. Работая на столь ответственных должностях, он смог ярко проявить свою активную гражданскую позицию и талант организатора. Он внес огромный вклад в развитие культуры и экономики Казахстана».
Вся жизнь М. Сужикова – яркий пример служения народу Казахстана, свидетельство чему – большой авторитет и уважение по всей республике.
После окончания в 1948 году Высшей партийной школы в Москве он был избран секретарем по кадрам Актюбинского областного партийного комитета и сразу активно принялся за работу. Это было тяжелое время. Во многих семьях не хватало средств на пропитание. Колхозники не получали заработную плату за свой труд, потому что хозяйству просто нечем было платить. Столь бедственное положение не оставило равнодушным М. Сужикова, и он обращается к первому секретарю обкома Елубаю Тайбекову с предложением напрямую просить помощи у Москвы. Однако тот говорит, что подобные решения нужно обязательно согласовывать с руководством Компартии Казахстана, на что Сужиков замечает, что Алматы не даст разрешения на это дело. Ситуация вызвала много споров, мнения членов бюро разделились, но председатель облисполкома Шашан Оразбаев и другие, поддержав идею Сужикова, направили специальное письмо в Москву. К счастью, Москва с понимаем отнеслась к просьбе, и району была выделена небольшая материальная помощь. Старожилы области до сих пор с благодарностью вспоминают об этом поступке М. Сужикова, о его принципиальности.
С конца 1951-го по май 1954-го М. Сужиков работал секретарем ЦК Компартии Казахстана. А затем приступил к должности первого секретаря Кызылординского обкома.  В первую очередь он детально изучил социально-экономическое положение области, для определения приоритетных направлений отправив в каждый район специальную бригаду, которая анализировала работу хозяйств. То есть был организован по-настоящему комплексный подход. Сужиков обратился к руководству республики со специальным предложением, в связи с чем 27 декабря 1954 года ЦК Компартии Казахстана и Совет Министров Казахской ССР приняли Постановление «Об оказании помощи Кызылординской области, о поддержке сельского хозяйства, промышленности, а также улучшении культурно-бытового обслуживания работников» из 36 пунктов и 72 подпунктов, охватывающее практически всю жизнедеятельность области. Это была первая серьезная попытка нового руководителя обратить внимание органов высшей власти республики на проблемы области, что, конечно,  стоило больших усилий.
Но М. Сужиков не остановился на достигнутом. В 1956 году он пишет письмо в Президиум ЦК КПСС «О значительных недостатках в производстве риса в СССР», в котором говорится, что рис не только важный продукт питания – из него можно производить крахмал, лекарственные препараты, а из стеблей производить бумагу и другую полезную продукцию. Однако производство риса в области сокращается, хотя оно по идее должно расти, в связи с чем встала необходимость поднять закупочные цены на рис. Во втором письме – в ЦК КПСС и Совет Министров СССР – М. Сужиков просит для увеличения производства риса выделить средства на реконструкцию поливной системы в нижнем течении реки Сырдарьи, подкрепляя это подробными расчетами о том, что за два года эти вложения окупят себя. Благодаря тому, что грамотный руководитель смог проанализировать и поднять актуальные проблемы региона перед руководством Союза и доказать необходимость финансирования, был принят документ «О развитии экономики Кызылординской области, о мерах по улучшению культурно-бытового обслуживания населения». Также он убеждает Госплан СССР в необходимости поднять закупочные цены на продукцию сельского хозяйства. По постановлению Правительства такие цены на рис возросли сразу в десять раз. Поднялась и цена продукции
каракулеводства.
Мухамедгали Сужиков с приходом к руководству области сразу же начал борьбу с тяжелейшим медицинским недугом, часто встречавшимся в Аральском и Казалинском районах – проказой. Он довел этот вопрос до союзного уровня, в результате чего Совет Министров СССР принял Постановление «О чрезвычайных мерах по борьбе с проказой в Кызылординской области»,  что принесло свои результаты.
Многие наши уважаемые аксакалы говорят, что М. Сужиков за три с половиной года работы в области провел колоссальную работу, заложил основы процветания области, и его имя должно быть вписано золотыми буквами в историю земли Сыра.
В январе 1958 года М. Сужиков был переведен на должность первого секретаря Семипалатинского областного партийного комитета, на древнюю казахскую землю, подарившую миру Абая, Шакарима и Мухтара. Здесь он сталкивается с проблемой ядерного испытательного полигона. Однако в те времена все сведения о нем были настолько засекречены, что поначалу даже первый секретарь обкома ничего не знал об этом. Но выбитые стекла в окнах, непонятные случаи  возгораний и, конечно, поездки по районам, встречи с населением  дали немало пищи для размышлений на эту тему. Никаких документов под рукой не было, и только подробное знакомство с материалами специалиста-радиолога, позже академика Сайыма Балмуханова дало возможность М. Сужикову написать секретное письмо Первому секретарю ЦК КПСС Н. Хрущеву и Первому секретарю ЦК Компартии Казахстана Н. Беляеву «О тяжелых последствиях испытаний атомного и термоядерного оружия на Семипалатинском полигоне». Совет Министров СССР принимает секретное постановление о незначительной материальной и медицинской помощи населению Семипалатинска. Причем это были первые меры за десять лет с момента запуска полигона.     
Однако в Москве не все были рады этому письму о ядерном полигоне. Алматы тоже не поддержал смелого секретаря, который без согласований с ним  открыто начал свои действия. Когда Семипалатинская область  достойно справилась с повышенными социалистическими обязательствами в 1959 году, заслуга М. Сужикова была отмечена только медалью. Это было знаком того, что руководители Москвы и Алматы кардинально поменяли свое отношение к Сужикову,  подыскивая повод для избавления от строптивого секретаря. И вскоре повод представился. На специальном закрытом пленуме ЦК Компартии Казахстана, в повестку дня которого вынесли вопрос «О состоянии дел при строительстве Карагандинского металлургического завода», М. Сужиков подверг жесткой критике бюро ЦК Компартии Казахстана за неудачное назначение первым секретарем Карагандинского областного партийного комитета Исаева, указав на его незрелость, отсутствие опыта, соответствующей профессиональной школы у чистого функционера,  не знающего особенностей республики.
На следующий день срочная информация «О национализме секретаря Семипалатинского обкома» ушла в Москву. Через неделю прибывшие в оперативном порядке инструкторы Центрального Комитета КПСС вызвали на ковер «националиста». Они объездили все прежние места его работы. Проверка затянулась на три месяца, в результате не было выявлено ни одного факта, который бы послужил основанием для обвинения Сужикова, чтобы освободить его от должности. Но находить что-нибудь было надо, поэтому удар пришелся на сельское хозяйство.
Действительно, летний зной и морозная стужа обусловили большой падёж скота, но погодные факторы никто в расчет не брал. Советская система придерживалась лозунга «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача». Результаты проверки были сразу же опубликованы в газете «Правда», органе ЦК КПСС, в статье «Слово расходится с делом». На заседании бюро Центрального Комитета Компартии Казахстана 27 августа 1960 года, где рассматривалось письмо «О неудовлетворительной работе партийного комитета Семипалатинской области в деле увеличения производства сельскохозяйственной продукции, а также в исполнении социалистических обязательств, принятых колхозами и совхозами области на 1960 год», а также письмо сотрудников аппарата Центрального Комитета КПСС по данной проблеме, «за значительные нарушения и недостатки в управлении сельским хозяйством области» М. Сужиков освобождается от должности первого секретаря областного партийного комитета.
 Решение бюро ЦК Компартии Казахстана и статья в газете «Правда» были рассмотрены 3 сентября на пленуме областного партийного комитета. М. Сужиков  в своем выступлении на пленуме заверил, что, несмотря на погодные условия, тяжелую и затяжную зиму, на все трудности в деле производства сельскохозяйственной продукции, область выполнит все обязательства по сдаче государству мяса и шерсти.
Так оно и произошло, но это было уже после освобождения М. Сужикова от должности.
Вот так Мухамедгали Сужиков, причисленный советской идеологией к  «националистам», в самом зрелом возрасте, за десять дней  до 50-летнего юбилея, попрощался с высокой  партийной должностью.
Видный государственный и общественный деятель М.И. Исиналиев в своих воспоминаниях «Штрихи к портрету. Наш Димеке» писал, что первый секретарь Семипалатинского областного партийного комитета был освобожден от должности не за недостатки в своей работе, а за то, что был противником испытаний на Семипалатинском полигоне.
Мухамедгали Сужиков всю жизнь посвятил служению своему народу, был очень  ответственным человеком, не боясь говорить правду и называть вещи своими именами.
Именно безупречное служение народу является единственным путем к вечной жизни. Звания, награды, должности быстро забудутся. Время все расставит на свои места, все рассудит. Высший критерий оценки человека – народная память о нем.
Абдижалел БАКИР,
доктор политических наук, профессор.
25-3-2017 25 март 2017 г. 1 731 0