НЕ ОШИБИСЬ, ВЫБИРАЯ ПУТИ
Второй год в нашей области действует пилотный центр альтернативного правосудия для несовершеннолетних, стоящих на учете в полиции и осужденных к альтернативным мерам наказания. Здесь проходят реабилитацию и реинтеграцию подростки, находящиеся в конфликте с законом.
Как известно, в рамках Конвенции ООН о правах ребенка, ратифицированной Казахстаном в 1994 году, государства-участницы должны стремиться содействовать принятию мер альтернативного правосудия по отношению к детям, нарушившим уголовное законодательство, обвиняемым или признанным виновными в его нарушении. Следуя этому принципу, в мировой практике под альтернативным правосудием подразумевается реабилитация и реинтеграция детей без лишения свободы, с применением индивидуального подхода. Это предполагает замену уголовной ответственности альтернативными видами исправительного воздействия.
Проект альтернативного правосудия в нашей области реализуется в рамках программы Европейского союза и ЮНИСЕФ «Укрепление системы правосудия для детей и защиты их прав в Казахстане на 2014-2017 годы», направленной на оказание поддержки Правительству РК в создании всеобъемлющей, дружественной детям правовой системы, соответствующей международным стандартам. По словам его руководителя – председателя молодежного общественного объединения «Сыр уландары» Сауле Абильдаевой, ее подопечные – подростки, впервые совершившие преступления небольшой и средней тяжести в возрасте от 14 до 18 лет, состоящие на профучете в ГУВД области. Ребят направляют в центр по решению межрайонного ювенального суда или службы пробации.
Со дня открытия центра психологическую и социальную помощь здесь получило около сорока детей. Сейчас тут 19 ребят. Это так называемая категория «трудных» подростков, которые снискали дурную репутацию.
— У нас нет понятия «трудные дети», — признается руководитель центра. — Это ребята, требующие к себе особого внимания. Стоит ребенку однажды оступиться и за ним тянется дурная репутация. У каждого из них тяжелая судьба. Работать с такими подростками – дело не из легких. Они всегда сталкивались со стеной непонимания, равнодушия, запретами, что, в свою очередь, привело к конфликтам не только со сверстниками и родными, но и с законом.
По словам моей собеседницы, в центре налажен механизм индивидуального подхода к реабилитации и реинтеграции «трудных» детей. В отличие от других центров по решению проблем несовершеннолетних, здесь работа специалистов – педагогов, психологов и социальных работников направлена на выявление более глубинных причин, подтолкнувших ребенка на преступление. Они стремятся понять своих подопечных, найти с ними общий язык, войти к ним в доверие.
Здесь работают также с детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности, состоящими в группе риска за систематическое плохое поведение, совершившими административное правонарушение, и с ребятами, у которых есть направления в спецшколу. Занятия проходят два раза в неделю. Психологи проводят тренинги, лекции, личные беседы, тесты. Педагоги помогают в учебе, подготовке к ЕНТ, есть репетитор по английскому языку. На каждого ребенка разработан индивидуальный план реабилитации, согласно которому вырабатывается план действий, куда входит работа с родителями, друзьями, связь со школой. Программа альтернативного воспитания рассчитана на три месяца, при необходимости может быть продолжена на такой же период. Три месяца под наблюдением ребенок находится и после завершения программы реабилитации. Для более продуктивного использования свободного времени подростки бесплатно посещают культурно-спортивные центры, приобщаясь к здоровому образу жизни. Особое внимание уделено трудовому воспитанию несовершеннолетних.
Как отметили педагоги, несмотря на установленный график посещений, дети приходят сюда практически каждый день. Приходят просто пообщаться, поделиться успехами в школе, в семье и т.д. Основная нагрузка ложится на плечи последнего специалиста, который сопровождает ребенка все его свободное время. Социальный работник — верный друг и помощник подростка. Он выявляет его интересы, увлечения, приходит на помощь при семейных неурядицах.
— Когда нам удается завоевать доверие наших воспитанников, то постепенно они начинает меняться в лучшую сторону, — говорит руководитель молодежного объединения. — Положительные изменения происходят в характере, поведении. Нам удается глубже узнать его внутренний мир, настроение и желания. Это дорогого стоит.
…Арсена направили в центр в 2015 году по решению суда — совершил уголовное правонарушение. Его не принимали сверстники, стена непонимания с педагогами в школе, трудные взаимоотношения с родителями.
— Когда пришел сюда, я был на грани, — вспоминает юноша. – Здесь меня выслушали, поддержали. Помогли с дополнительными занятиями, в результате которых мне удалось сдать ЕНТ. Сейчас я учусь на первом курсе в университете. Самое главное, что дали мне мои взрослые друзья – они вселили в меня веру, уверенность в свои силы. Они доверяют мне, поэтому я стараюсь не подвести их.
В прошлом году центр выпустил своих первых воспитанников. Тринадцать подростков получили от своих наставников путевки в новую жизнь, полную новых знаний и открытий. Летом в рамках соглашения с трудовым отрядом молодых строителей пятеро ребят были трудоустроены в отряд «Жасыл ел» и в ТОО «Промстройсервис Е». Их работа была отмечена грамотами. Юноши впервые получили зарплату. Они признались, что для них это стало большим стимулом.
— Я принимал участие в строительстве детского сада на 280 мест, работал разнорабочим, — сказал воспитанник центра Берик. – Познакомился с интересными людьми, приобрел новых друзей. Это для меня первый, но очень важный опыт работы. Я многому научился. Главное — понял, что успеха в жизни можно добиться только честным трудом.
Работа пилотной программы альтернативного правосудия вызвала положительные отклики у представителей ЮНИСЕФ. В прошлом году в ходе рабочего визита центр альтернативного правосудия для несовершеннолетних посетила международный эксперт Гвенделин Роуз. Она дала высокую оценку его работе, отметив, что центр оказывает конкретную помощь в профилактике правонарушений среди подростков. Специалисты центра надеются, что их воспитанники адаптируются в обществе и найдут верную дорогу в жизни.