• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ВСПОМИНАЯ УЧИТЕЛЯ...

Быть учителем – не служба, а Богом данное призвание. Высокую душу для этого следует иметь, способную отдать свой пламень другим людям, ничего не требуя взамен.
            Ибрай Алтынсарин.

ВСПОМИНАЯ УЧИТЕЛЯ...16 апреля ушел из жизни ученый, академик Академии социальных наук Республики Казахстан, Международной академии педагогического образования, кандидат философских наук, профессор Мустафа Матаевич Матаев – один из представителей послевоенного поколения советских преподавателей. Этот уход – невосполнимая утрата для коллектива  Кызыл¬ординского государственного университета имени Коркыта ата и  его учеников.
Нет на свете более благородной, гуманной и прекрасной профессии, чем учитель, особенно педагог по призванию и природному предназначению. Человек даже может и не стать профессиональным преподавателем, но в повседневной жизни, поведении, общении, обращении с молодым поколением он будет специалистом педагогики высочайшего класса, деятельность которого сегодня — подготовка,  как неоднократно подчеркивал Президент РК
Н.А. Назарбаев, нового образованного, «продвинутого» поколения казахстанцев, уверенно пользующихся инновационными технологиями.
Несомненно, критериями работы преподавателя высшей школы являются  воспитанность студентов, их глобальность мышления, способность к анализу различных информационных потоков, готовность к творческому решению проблем, законопослушание.
Все вышесказанное в полной мере можно отнести к профессиональной деятельности Мустафы Матаевича.
Мое знакомство с ним состоялось в 1992 году, когда Кызылординский гуманитарный институт имени Коркыта ата впервые осуществлял набор на специальность «Правоведение». С этим временем для меня связана самая светлая и радостная пора – студенчество. В этот год в вуз набрали три группы, студенткой одной из которых была и я. Мустафа Матаевич тогда возглавлял кафедру «Правоведение», читал на первом курсе дисциплину «Теория государства и права».
Это было время становления независимости нашего государства, формирования законодательства Республики Казахстан. Советские учебники на тот момент уже устарели, а новых еще не было, поэтому М. М. Матаев настойчиво рекомендовал нам выписывать казахстанские газеты и журналы, постоянно просматривать и анализировать информационные программы по телевидению. «Юрист должен знать все!», — говорил наш учитель, открывая перед нами широкие горизонты и дали. Лейтмотивом всех занятий профессора звучала мысль о том, что от обретенного призвания до благородного людского признания — долгий путь чернового, кропотливого, будничного труда, которому необходимо посвятить лучшую часть своей жизни. «Работать и не хныкать, — говорил Мустафа Матаевич, — выстоять, если окажется, что все усилия потрачены впустую и завтра придется все начинать сначала».
Следует подчеркнуть, что М.М. Матаев всегда был генератором новых идей, щедро делился  мыслями со своими коллегами. Несмотря на  высокий статус в университете, Мустафа Матае¬вич  держался с нами –  учениками – как с равными. Благодаря этому ему удалось выполнить свою главную, на мой взгляд, сверхзадачу преподавателя — подготовить конкурентоспособных специалистов на рынке труда.
Сегодня в нашем вузе обучение проводится по кредитной технологии, которая делает значительный упор на самостоятельную работу студентов. А у нас уже тогда при традиционной системе обучения большое внимание уделяли накоплению и учету собранного материала. Под руководством М.М. Матаева мы очень много конспектировали работы Президента страны Н.А.Назарбаева, программные документы, законы Республики Казахстан. У каждого была своя папка с конспектами. Собранным фондом потом я пользовалась еще очень долго, уже сама будучи преподавателем. Вместе с нами в библиотеке трудился и Мустафа Матаевич, готовясь к очередным лекциям.  Однажды мне попалась подшивка старых газет «Правда», в одной из которых в рубрике «Интернациональное воспитание» была опубликована статья «Мустафа, сын Ефименко». Читая ее, я открыла для себя неизвестного, нового человека. В ней описывалась история, которая прошла сквозь всю жизнь нашего профессора. После окончания в ауле семилетки родители мечтали, чтобы он продолжал образование, а средняя школа находилась в Казалинске, и ее интернат был переполнен. И вот тогда друг семьи Василий Кириллович Ефименко пригласил Мустафу жить  к себе. Три года он воспитывался в русской семье вместе с сыном Василия Кирилловича Геннадием. Родители Мустафы были против его учебы в университете, и тогда названный отец не только настоял на дальнейшей учебе, но и все хлопоты и заботы о нем в студенческие годы взял на себя. Когда у Василия Кирилловича трагически погиб их родной сын,  Мустафа заменил сына и окружил этих людей своей заботой. Слушая лекции М.М.  Матаева, я воспринимала его не только как педагога, но и как человека, обладающего богатым жизненным опытом, щедрой душой и большим сердцем, демократичного, с высокой требовательностью к себе и другим.
Занятия проходили в такой тишине, что было «слышно, как пролетает муха», мы  с замиранием сердца следили за движением авторучки Мустафы Матаевича, проходившей  по списку группы, и с облегчением выдыхали, когда он вызывал отвечать другого. Мустафа Матаевич читал лекции ярко и увлекательно и сумел заразить меня и моих сокурсников интересом к научному исследованию.  Он учил нас рассказывать материал темы без конспектов, внимательно слушать выступление сокурсника, аккуратно записывать основные моменты услышанного, четко и конкретно задавать  вопросы отвечающему, и не потому, что хотел «завалить», а чтобы мы  формировали умение рассуждать, доказывать, отстаивать собственную точку зрения. В силу своей неопытности и молодости на первом курсе многие вещи, о которых нам говорил учитель, мы не понимали. А на выпускном, — прослушав его лекции по курсу «Проблемы теории государства и права», нам казалось, будто «глаза открылись», так все было понятно. Профессору удалось на¬учить нас не только теории, но и заложить практические основы будущей профессии.
Мустафа Матаевич часто приглашал нас на дополнительные занятия, где  спрашивал не только заданное, но и интересовался, как и чем мы живем, какие у нас проблемы, всегда был готов помочь, посоветовать, подсказать, поделиться своим многолетним опытом с молодыми, поскольку в его памяти и сердце так много поучительных случаев и примеров, что они подчас убедительнее многих пособий.
Несмотря на то, что в аудитории присутствовало столько самобытных, неповторимых личностей, столько характеров, непохожих друг на друга, профессор заставлял нас мыслить, видеть, смотреть, находить, размышлять, не бояться риска в новом начинании.
В 1996 году с Мустафой Матаевичем мы стали коллегами. И потому уже реже стало обращение «Леночка», все больше «Елена Викторовна». Всегда и во всем понимание, поддержка, в нужный момент — дельный совет. Меня всегда удивляли и восхищали его неутомимая энергия и организаторский талант, высокий профессионализм руководителя, ученого и педагога, умение создать творческую атмосферу в коллективе, принципиальность и требовательность к себе и людям, простота и искренность. Общение с ним всегда оставляло ощущение молодости и надежности.  
Работая рука об руку на протяжении нескольких лет с М.М. Матаевым, я прошла его школу с четкой дисциплиной, ответственностью и свое¬временным выполнением порученного, вкладывая в это доброту и милосердие, уважительное отношение к ученикам, любовь к ближнему, вечным ценностям,  нравственным понятиям.
Уместным будет вспомнить высказывание Льва Николаевича Толстого о том, что: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
Вообще с Мустафой Матаевичем связаны все важные моменты в моей судьбе: пригласил меня на работу в качестве преподавателя, назначил заведующей кабинетом «Правоведение», на¬учил хорошо работать, отправил меня на курсы повышения квалификации в Алматы, где я познакомилась с руководителем кандидатской диссертации, подсказал проблему будущего научного исследования и осуществлял постоянный контроль за ее выполнением, по его ходатайству была закреплена в качестве соискателя в Академии юриспруденции – Высшей школы права «Әділет», высказывал дельные предложения по руководству коллективом профессорско-преподавательского состава и обучающихся.
М.М. Матаев дал путевку в жизнь многим выпускникам нашего вуза, воспитал известных в нашей области и за ее пределами специалистов. И очень горжусь, что я – одна из многочисленных благодарных учеников, прошедших «школу Матаева»!
Светлая память о Мустафе Матаевиче Матаеве, старшем друге и коллеге, навсегда сохранится и в моем сердце.
Елена МИЛОВА,
доцент Кызылординского государственного университета имени Коркыта ата.

25-5-2017 25 май 2017 г. 1 383 0