ТАНДЕМ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Аятхан ХАМЗИЕВ
Уже половина лета пролетела, прошли последние звонки, выпускные. Те, кто не смог достойно пройти тестирование, может получить профессиональное специальное образование.
В нашей области такое обучение ведется в восьми колледжах. Более того, разработана экспериментальная региональная программа «Внедрение элементов дуальной технологии».
В республике разработан проект Дорожной карты введения дуального образования, по которому в каждом регионе определены колледжи, которые будут тесно работать с предприятиями.
Первой ласточкой внедрения совместного управления стал Кызылординский индустриально-технический колледж, который готовит специалистов сферы услуг. В рамках проекта именно с этих специальностей началось внедрение дуальной системы обучения. ТОО «Бест сервис ЛТД», ТОО «К-групп», ТОО «РАИМ», ТОО«Аль-Асад» создали Ассоциацию предпринимателей сферы сервиса и услуг, чтобы совместно участвовать в жизни колледжа. Ассоциация строителей Кызылординской области взяла шефство над колледжем строительства и бизнеса. Казалинский аграрно-технический колледж сотрудничает с АО «РЗА», а Сырдарьинский аграрно-технический колледж – с ТОО «Абзал и К».
Работодатели часто выражали претензии к качеству подготовки специалистов, хотя частенько бывали недоступны для прохождения практики студентами. Это отношение нужно менять, производство должно стать практической учебной площадкой для подготовки кадров.
Желание принять участие в подготовке кадров изъявили такие компании как «Камкор-вагон», которая сотрудничает с Казалинским транспортно-техническим колледжем, «КазАтомпром», «Сыр жихазы», «Нурай», «Сырэнергогаз-3», КРЭК, «Асар», «Балауса» и другие.
Составлен баланс специалистов с техническим и профессиональным образованием. В связи с этим был установлен государственный образовательный заказ, выделяемый из местного бюджета, на 2788 мест на 2015-2016 учебный год по пятидесяти шести специальностям. Среди них преподаватели, специалисты путей сообщения, горнодобывающей промышленности, автомеханики, строители, мастера по ремонту и обслуживанию бытовой и промышленной техники, электромонтеры оборудования телекоммуникаций, мебельщики, мастера теплотехнического оборудования и системы обеспечения тепла. По данным управления образования показатель трудоустройства профтех выпускников колледжа составляет 65,7 процента.
Так что тем, кто не набрал проходных баллов ЕНТ для университета, а также закончившим девятый класс, нужно подумать о возможности получить профессию, которая востребована.