• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

СВОЕВРЕМЕННО УДОВЛЕТВОРЯТЬ запросы населения

Главные факторы оценки эффективности деятельности государственных органов напрямую связаны с конкретной результативностью качества оказания государственных услуг. Глава государства в своих ежегодных Посланиях народу Казахстана дает поручения по оказанию государственных услуг, оптимизировать их виды и делать максимально доступными для населения.

Одним из приоритетных направлений архивной сферы области является осуществление услуги «Выдача архивных справок» по запросам физических и юридических лиц. Нормативная база рабочего аспекта указанной услуги – Закон Республики Казахстан от 22 декабря 1998 года «О Национальном архивном фонде и архивах», Закон Республики Казахстан от 12 января 2007 года «О порядке рассмотрения заявлений и обращений физических и юридических лиц», Закон Республики Казахстан от 15 апреля 2013 года «О государственных услугах», стандарт государственной услуги «Выдача архивных справок», утвержденный приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан №138 от 15 апреля 2015 года.
Согласно требованиям данных нормативно-правовых документов конкретизирован и определен порядок своевременного и качественного оказания услуги в: 1) республиканских государственных предприятиях на праве хозяйственного ведения «Центр обслуживания населения» Комитета связи, информатизации и информации Министерства инвестиций и развития Республики Казахстан; 2) веб-портале электронного правительства www.e-gov.kz;
3) государственных органах альтернативно.   
Главная задача использования архивной информации во благо населения – использование архивных документов в качестве фактического источника исторических событий, а также исполнение запросов социально-правового характера физических и юридических лиц.
По итогам анализа оказания государственной услуги «Выдача архивных справок» выяснили, что особый спрос у населения имеют информации и сведения нижеследующего характера: стаж работы, размер зарплаты, возраст, состав семьи, образование, награждение, начисление пенсионных взносов и социальных отчислений, предоставление научных степеней и званий, несчастные случаи, нахождение на лечении и переселении, репрессии, реабилитация жертв массовых политических репрессий, служба в рядах Вооруженных сил, военных отделениях и формированиях, проживание в зоне экологического бедствия, нахождение в местах лишения свободы, справки подтверждения актов гражданского состояния.  
Так, за I полугодие текущего года в архивные учреждения области от граждан поступили 8209 запросов социально-правового характера, из них удовлетворены 4848. Из всех запросов количество поступивших через «Центры обслуживания населения» составляет 5373, через портал электронного правительства – 1619, также непосредственно в архивные учреждения поступили и исполнены 1217 запросов. Количество поступивших из стран СНГ запросов – 371 письмо, из них на 257 писем направлен удовлетворительный ответ. Остальным заявлениям даны разъяснения. От организаций и предприятий поступили 40 тематических запросов, по 24 из которых, получив положительные ответы и необходимую информацию, выразили удовлетворенность нашей деятельностью. К слову сказать, данные показатели по сравнению с I полугодием прошлого года выросли на 42 процента. А по годовым показателям архивные работники в среднем осуществляют исполнение двенадцати-тринадцати тысяч запросов в год.
Этот вид услуги оказывают физическим и юридическим лицам в государственных архивах на бесплатной основе. График работы оказания услуг – с понедельника по пятницу включительно с 9.00 до 18.00 часов, перерыв на обед с 13.00 до 14.00 часов, кроме выходных и праздничных дней, согласно трудовому законодательству Республики Казахстан.
С того момента, как начал действовать портал электронного правительства, государственная услуга «Выдача архивных справок» вошла в перечень электронных государственных услуг и с апреля месяца 2012 года осуществляется в архивных учреждениях области (областной государственный архив, государственный архив общественно-политической истории области, Кызылординский городской и районные архивы).
В Плане действий, утвержденном постановлением областного акимата №489 от 6 февраля 2014 года, указано о необходимости повышения доли применения электронных государственных услуг по информационной системе «Электронный акимат» и расширение сферы работ в данном направлении. В настоящее время одним из основных задач работников архивной сферы является повышение доли оказания электронной государственной услуги «Выдача архивных справок» через портал электронного правительства www.e-gov.kz.   
В первое время количество желающих получить электронную услугу было мизерным. Согласно поручению аппарата акима области «О повышении местными исполнительными органами численности услугополучателей по порталу электронного правительства» все ответственные сотрудники архивной сферы прошли специальное обучение по оказанию электронной услуги.
В настоящее время разъяснительные работы в этом направлении с большей ответственностью проводятся среди населения. Коротко остановлюсь на том, что необходимо для этого.
Государственная услуга «Выдача архивных справок» оказывается физическим и юридическим лицам через портал электронного правительства www.e-gov.kz.  Это помогает гражданам экономить свое время, уменьшит количество бумажного документооборота и избавит от ненужной бумажной волокиты. Лицо, направившее электронный запрос для получения данного вида услуги, должно иметь удостоверенную электронную цифровую подпись.    
Потребитель, имеющий удостоверенную электронную цифровую подпись (ЭЦП), заходит на сайт электронного правительства www.e-gov.kz, набирает свой индивидуальный идентификационный номер (ИИН) и пароль, выбирает ссылку «Электронные государственные услуги» и заполняет форму бланка. В ходе заполнения бланка запрашиваются отсканированные копии необходимых документов (например: удостоверение личности, трудовая книжка, электронная почта потребителя и т.п.). Также, в заполняемом бланке указывается полное содержание заявления. В тот же момент в течение 5-10 минут запрос поступает и регистрируется в архивном учреждении. Согласно регламенту в течение 12, в исключительных случаях 25 дней в зависимости от характера заявления, ответ направляется на указанный электронный адрес.
Фактически на сегодняшний день архивисты работают оперативно, исполняя любые запросы, поступающие в архивные учреждения в течение 3-4, в крайнем случае 5-10 дней.
В настоящее время Интернетом пользуется большинство населения, однако не все. Поэтому государственная услуга «Выдача архивных справок» оказывается альтернативно через интегрированную систему Центров обслуживания населения. Выдача архивных справок через Центры обслуживания населения осуществляется по принципу «одного окна» с июля 2009 года. Доля архивных справок, выданных через Центры обслуживания населения, является самой высокой на сегодняшний момент. Однако и здесь достаточно работ, требующих совершенствования, так как со времен Советского Союза люди привыкли обращаться непосредственно в архивные учреждения в поисках необходимой информации и подтверждения. И до сих пор пенсионеры и ветераны войны и тыла приносят свои заявления в архив. Вдобавок к этому по почте приходят письма-заявления из других городов и зарубежных стран.
Несмотря на все это, в будущем осуществление оказания государственных услуг в электронном формате, безусловно, позволит экономить время и повысить эффективность деятельности. В век интенсивного, высокоскоростного развития новых технологий жители, не выходя из дома, при помощи электронной цифровой подписи могут пользоваться доступом к различным видам электронных государственных услуг через портал в режиме онлайн.   
Мира КАЗБЕКОВА,
заместитель руководителя управления культуры, архивов и документации
25-7-15 25 июль 2015 г. 0 0