«Здравствуйте, у вас долгза тепло, вы знаете об этом?»За один рейд эта фраза звучит несколько десятков раз. И в каждой квартире, куда приходят работники «КТЭЦ», часто ответ один: «Конечно, знаем о долге, получали уведомления». Долги оплатить обещают многие неплательщики, правда, делать это не спешат.
Главная задача для тепловиков в отношениях с юридическими и физическими потребителями сегодня – это борьба с неплательщиками. Ежедневно после окончания трудового дня пять бригад, в составе которых работники теплоцентрали, проводят вечерние поквартирные рейды.
- В списке должников люди разные,за тепло некоторые вообще никогда не платили. Приходишь к ним домой - обещают погасить долг, только мы за порог - об обещании тут же забывают, -сетует начальник отдела сбыта ГКП «КТЭЦ» Алтын Кожантаева. - Во время рейдовмы еще проводим своеобразный ликбез по оплате теплоснабжения.Дело в том, что многие вовремя не оформляют жилищные пособия, абонентам мы рассказываем о том, как оформить субсидию. Такая индивидуальная беседа с потребителем иногда дает свои результаты,добросовестные абоненты хоть частично, но оплачивают долг.
В ходе рейдов не обходится и без «клинических» случаев - нахальных и хамоватых должников. Бывает, что жильцы сидят дома и детским голосом отвечают, что дома никого нет. Или же открывают дверь и в грубой форме возмущаются, мол, чего каждый день ходите, будут деньги - заплачу. С таким непримиримым поведением контролеры ГКП сталкиваются часто. Но большинство из должников все жене имеет к ним никаких претензий, признают: «Да, должны, да, заплатим, просто пока нет возможности».
По словам Алтын Кожантаевой, часто вручавшей уведомления, сразу можно понять, кто заплатит, а кто - нет....
- Вот, например, неплательщица, проживающая в одном из домов по улице Коркыта-ата, задолженность признает, уже имеется решение суда о взыскании с нее долга, с контролерами разговаривала подчеркнуто вежливо, и уже заранее можно утверждать, что в будущем она постарается избежать таких ситуаций. В таких случаях мы идем навстречу: недаром ведь существует возможность поэтапного погашения долга, - говорит моя собеседница. -Тут все просто: плательщик заключает договор, по которому сумма долга разбивается на определенный срок, а затемпотребитель выплачивает долг частями. В таких случаях учитывают доходы абонента, с кем-то мировое соглашение заключается на три месяца, а кто-то будет рассчитываться и дольше.
В «черном списке» коммунальников не только частные лица, но и предприятия, субъекты малого и среднего бизнеса. Когда поквартирные походы результата не приносят, на неплательщика подают в суд. На сегодня в суде находится 20 исков на юридических лицна сумму свыше 10 миллионов тенге.
Не лучше обстоит дело с населением. На сегодняв суде находится 50 исков на квартиросъемщиков на сумму свыше 56 миллионов тенге. Через суд удалось выбить лишь часть долгов.
Взыскание задолженностей через суд - отнюдь не «ноу-хау». По всему Казахстану подобная практика действует довольно давно. Обращение в суд - это цивилизованный способ решения споров, считают в ГКП. Во всем мире подобное урегулирование конфликтных ситуаций считается нормой. При этом судебное разбирательство позволяет «адресно» воздействовать на неплательщиков. И не страдают граждане, волей случая оказавшиеся соседями неплательщиков. Но этот способ действует тогда, когдау потребителя есть чем платить.Конечно, бывают случаи, когда долг накопился в связи с тяжелым материальным положением граждан, но мы можем найти оптимальное решение для всех сторон.
Проблемы коммунальщикам создают и субъекты малого и среднего бизнеса. Выкупив первые этажи многоэтажек под магазины, аптеки, общепит, они не только по несколько лет не платят за тепло, но даже отказываются заключать договора с ГКП.
- Чтобы обеспечить нормальную работу такого предприятия, как ГКП «КТЭЦ», производить все необходимые ремонты, обеспечивать теплом жителей города нужны немалые средства. Наши специалисты должны обеспечить стабильные денежные поступления, - продолжает начальник отдела сбыта, - поэтому в отношении должников мы будем применять все рычаги воздействия, которые разрешенызаконодательством.
А недавно сотрудники ГКП начали «воспитательную работу» со своими потребителями по-другому. К злостным неплательщикам они приходят на дом с автогеном, чтобы перекрыть доступ тепла в квартиру. Ипредупреждают, что отопление включат вновь только после уплаты всех долгов,и обратное подключение потребитель будет производить за свой счет. При этом пеня каждый месяц идет с нарастанием.
Так же будут поступать и с предпринимателями и предприятиями, причем обратное подключение дляних грозит тем, что им заново придется заполнять «бегунок». На сегодня отключению подлежат магазины «Шанырак» (ул.Культекенова, 96), «Гали-Наз» (проспект Абая, 36-1), «Айгуль» (Муратбаева, 15 -4), «Фарида» (Коркыта-ата, 134 - 23), «Назар» (Мерей, 18 «а»), «Керамика» (ул.Казыбек би, 20-16), «Тагам» (Токмагамбетова, 2), «Акку - 2» (Ауэзова, 26),кафе «Ностальгия» (Байсеитовой, 102-1), «Фуршет» (Желтоксан, 6-32), аптека «Пульс» (Токмагамбетова, 1-76) и другие. А на ТОО «Айданинвест» второй раз подали в суд, потому что после первого решения суда оно выплатило лишь часть долга...
Тепловики, словом, пошли в атаку, и потребителям не стоит доводить дело до крайних мер. Себе же дороже обойдется.
Наталья ЧЕРНЕЙ.
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |