Меруерт КАЛИЕВА

С недавних пор в Кызылорде работает кризисный центр для молодых мам. Здесь они живут на условиях полной конфиденциальности, о себе подробно рассказывать не хотят. У каждой сложная жизненная ситуация, но совсем маленькие детки на руках наполняют их жизнь смыслом, дают надежду на счастливое будущее.
На самом деле Дом мамы – это сеть кризисных центров. По Казахстану их уже 25, в нашей области один. Самый первый центр пару лет назад открыл в Астане бизнесмен Айдын Рахымбаев. После этого идею поддержали предприниматели других областей.
– Наш центр создан два года назад, – рассказывает координатор Кызылординского филиала фонда «Ана үйі» Баян Молдашева. – Этому поспособствовал человек, известный в области, но скромный, поэтому не буду называть фамилию. Наши подопечные обеспечены жильем, питанием, юридической, социальной и психологической помощью. И все это – бесплатно.
Дома мамы задумывались как убежище для потерявших надежду женщин с маленькими детьми, чтобы уменьшить число отказных детей.
Мамы часто очень юные (в том числе и несовершеннолетние), незамужние. Им некуда пойти и не на что жить. Находясь на поздних сроках беременности, когда скрывать свое положение от родных невозможно, а родня категорически против ребенка, такие мамы воспринимают как спасительный круг этот дом. О центре девушки узнают в роддоме, поликлинике, детских домах.
Так случилось с Маржан, которая живет в Доме мамы уже пять месяцев. Скоро у нее родится малыш.
Ляззат приехала из аула учиться в колледже. Поступила, влюбилась в городского парня. Но он не оправдал ее надежд. Узнав о беременности Ляззат, быстро исчез из ее жизни. В итоге она осталась со своими проблемами одна, без чьей-либо поддержки. В роддоме хотела отказаться от ребенка, но врачи рассказали о Доме мамы, и она пришла сюда.
– Жить здесь можно до тех пор, пока ребенку не исполнится полтора года, – продолжает разговор координатор фонда. — Это считается самым трудным периодом для матери. С женщинами работает здесь штатная медсестра, которая учит их ухаживать за малышом, и психолог. Им помогают не только оформить документы, получить профессию, трудоустроиться, но главное – осознать себя в роли матери – это главная задача проекта. Но, несмотря на формат «все включено», ухаживать за собой и ребенком мамочка должна сама.
Мамы здесь живут дружно, как единая семья, поддерживают друг друга. Да и хлопоты не в тягость. Заботы по хозяйству делят поровну. Есть горячая вода, стиральная машина, оборудованная кухня… Все условия приближены к домашним.
За два года работы в Доме получили помощь 35 женщин. За это время четверо вышли замуж за отцов своих малышей, еще нескольких женщин забрали родственники. Судьбы выпорхнувших подопечных не безразличны сотрудникам центра. Они периодически созваниваются с мамами, спрашивают, как они поживают. Бывает и так, что некоторые возвращаются…
– Недавно к нам вернулась молодая женщина, которая ушла от нас в семью несколько месяцев назад, – говорит Баян Молдашева. – Увидев ее, мы были в шоке. Оказалось, муж систематически избивал, но она терпела. Но всякому терпению приходит конец. В итоге она взяла ребенка и сбежала.
Дом мамы – это пристанище, но временное. Рано или поздно женщинам придется вести самостоятельную жизнь. Они это прекрасно понимают, задумываются о будущем, ищут работу, строят планы на учебу.