Парламентское измерение – один из ключевых участков деятельности ОБСЕ. Именно парламентарии нередко становятся проводниками новых идей, способствуя модернизации структуры, ее адаптации к существующим вызовам и угрозам. Содействие межпарламентскому диалогу позволяет разрабатывать и продвигать механизмы по предотвращению и урегулированию конфликтов, консолидировать позиции стран-участниц по различным вопросам. Подробнее в нашем интервью с членом ПА ОБСЕ, депутатом Сената Парламента РК Бакбергеном Досманбетовым. - Бакберген Сарсенович, если не ошибаюсь, Вы около 10 лет представляете Казахстан в ПА ОБСЕ наряду с другими депутатами Парламента. - Если быть точнее, 12 лет — с тех самых пор, как стал депутатом Сената. - Скажите, насколько изменилось отношение к Казахстану за эти годы со стороны участников авторитетной организации? - Разница заметная. Я застал период, который сегодня называют черной полосой для ОБСЕ. Это было время жестких дискуссий между странами, расположенными к востоку и западу от Вены. В адрес Казахстана, как и других постсоветских республик, звучала критика по вопросам гуманитарного измерения, прав человека, свободы СМИ, недостаточно демократичных выборов. Но это вовсе не означало, что наши страны находятся в стороне от демократических процессов. Вопрос в другом – в сохранившихся стереотипах мышления на Западе, нежелании понять, что демократию невозможно построить форсированными темпами. Это деликатный процесс, требующий поэтапной реализации, мощного экономического базиса. Не случайно Президент Нурсултан Назарбаев выбрал формулу развития: сначала экономика, затем политика. Зачастую критика звучала и потому, что о нашей стране судили со стороны, с чужих, быть может, слов, не имея представления о реаль- но протекающих в республике процессах. Я помню, в 2004 году было принято заявление глав государств СНГ о необходимости реформирования ОБСЕ, отхода от «практики двойных стандартов» и «нежелании учитывать реалии и особенности отдельных государств». Думаю, именно этот период можно считать началом нового диалога внутри ОБСЕ. Процесс этот буксовал, натыкался на различные подводные камни. Но все же он продвигался. И во многом этому способствовала именно Парламентская Ассамблея. Помнится, бывший председатель ПА ОБСЕ Брюс Джордж сказал: «Почему мы действуем односторонне, проводя мониторинг выборов только в странах к востоку от Вены. Почему не наблюдаем за выборами в таких странах, как США или Великобритания? Словом, Европа стала понимать, что путь конфронтации – это путь в никуда. Как следствие, в 2005 году в ОБСЕ был создан «совет мудрецов». Вошедшим в него известным политическим и общественным деятелям семи государств ОБСЕ — Германии, США, Нидерландов, Норвегии, Хорватии, Казахстана и России — было поручено разработать стратегические варианты развития организации в ХХI веке. «Совет мудрецов» призван был придать новый импульс политическому диалогу внутри ОБСЕ. Нашу страну в совете представил депутат Сената Куаныш Султанов. С тех пор ситуация разительно изменилась. Это видно невооруженным глазом. Уже тот факт, что Казахстан первым на постсоветском пространстве возглавил ОБСЕ, говорит об изменившемся отношении к нашей стране и произошедших изменениях в самой Организации. В Европе понимают, что РК – динамично развивающаяся республика. Приходит понимание и того обстоятельства, что наш стратегический курс – это не только экономические, но и политические реформы. - Путь к председательству был долог и тернист. С какого времени наши европейские партнеры стали открывать для себя Казахстан? - Если говорить о парламентском измерении, назову 2003 год, когда в Алматы состоялся первый парламентский форум Ассамблеи на тему «Трансазиатское измерение ОБСЕ: звено безопасности». Это был первый визит в Казахстан для многих европейских парламентариев, впервые собравшихся обсуждать проблемы ОБСЕ за 2 тысячи километров от географических границ Европы. В 2008 году в Астане прошла XVII ежегодная сессия Парламентской Ассамблеи ОБСЕ. В этом году мы принимали второй трансазиатский форум «Евразийское измерение ОБСЕ». Некоторые открывают Казахстан для себя до сих пор. Гостей трансазиатского форума пригласили на экскурсию. Один из них очень удивился, увидев в роли экскурсоводов казахстанских восьмиклассниц. Он думал, что в Азии девочки носят паранджу и не ходят в школу. Но это частности. Казахстан в мире пользуется большим авторитетом. Мы это ощущаем в ходе ежегодных встреч с коллегами в рамках зимней сессии ПА ОБСЕ в Вене, летних и осенних сессий. Усилиями казахстанской дипломатии и лично Главы государства Нурсултана Назарбаева реализована внешнеполитическая стратегия, которая сделала нашу страну узнаваемой. Важным этапом на этом пути можно назвать период активного продвижения идеи о председательстве Казахстана в ОБСЕ. На нашу республику первое время смотрели с некоторым недоверием. Однако, несмотря на это, Казахстану удалось занять ответственный пост. - Как оценивают зарубежные партнеры председательство Казахстана в ОБСЕ? - Многие из тех, с кем довелось беседовать, в том числе кулуарно, говорят о высокой динамике председательства. Казахстану удалось «встряхнуть» организацию, появились новые идеи и подходы к вопросам укрепления ее работы и институтов. При этом Астане удалось продемонстрировать последовательную приверженность объявленному Главой государства девизу четырех «Т» - «trust» (доверие), «tradition» (традиции), «transparency» (транспарентность) и «tolerance» (толерантность). Взять, к примеру, военно-политическое измерение. Государственный секретарь – министр иностранных дел Канат Саудабаев с первых дней председательства продемонстрировал высокую активность в процессе урегулирования затяжных конфликтов. Он посетил страны Южного Кавказа, Приднестровье, Афганистан, показав пример того, как нужно работать. Благодаря активной роли Казахстана в рамках ОБСЕ оказана большая помощь Кыргызстану в урегулировании политического кризиса. Мы последовательно проводим в жизнь заявленные инициативы и получаем вполне конкретные результаты. Конечно, решить все проблемы, которые копились десятилетиями, за один год невозможно. Но мы можем твердо сказать, что именно в период нашего председательства заложен твердый фундамент для будущего развития организации, решения существующих проблем. И, наконец, главное: Казахстан сумел реализовать амбициозную цель, которая оказалась не под силу многим другим председательствам - добиться консенсуса о проведении Саммита ОБСЕ. Замечу, последний саммит состоялся в 1999 году в Стамбуле. За это время мир изменился, накопились вопросы, требующие обсуждения в рамках ОБСЕ на высшем уровне. Встреча в верхах, которая пройдет после 11-летнего перерыва, - это большой успех Казахстана, большая честь и ответственность. - Вернемся к вопросу реформирова-ния ОБСЕ. Все ли страны-участни- цы ОБСЕ осознают необходимость перемен? - То, что нужно трансформировать структуру, вдохнуть в нее новую жизнь, осознают многие. Прогресс налицо. Ранее этот вопрос вызывал острое неприятие, сегодня его обсуждают. А это уже половина успеха. То же самое было с Афганистаном, когда несколько лет назад мы предлагали эту тему включить в повестку дня ОБСЕ. Европейцы не понимали, зачем это нужно. Мы убеждали: желаете вы того или нет, но 40 стран из 56 государств, входящих в ОБСЕ, так или иначе вовлечены в процесс – либо направляют миротворческие силы в Афганистан, либо оказывают помощь этой стране в гуманитарном измерении. Сегодня Европа поддерживает предложения Казахстана. Как следствие, тему ИРА предлагается внести в повестку предстоящего саммита. На встрече в верхах планируется обсудить многие вопросы, которые свидетельствуют о переменах внутри ОБСЕ. Среди них диалог по Европейской архитектуре безопасности через инициированный ОБСЕ «процесс Корфу» и ряд других. - Что дает председательство Казахстану? - В первую очередь это вопрос безопасности. Не случайно Глава государства в рамках председательства продвигал взаимодействие ОБСЕ и таких региональных структур, как ОДКБ, ШОС, СВМДА. Борьба с терроризмом, экстремизмом, наркобизнесом, другими угрозами — одна из ключевых задач ОБСЕ. Во-вторых, нам удалось привлечь внимание к другим болевым вопросам Центральной Азии, таким, например, как Аральское море. К слову, в конце этого года планируется донорская конференция по Аралу. В-третьих, председательство как внешнеполитический проект повышает узнаваемость нашей страны на международной арене. А это влечет ряд вполне конкретных дивидендов – повышается инвестиционная и туристическая привлекательность. Мы председательствуем всего лишь 12 месяцев – но эффект получим на многие годы вперед.