• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

СЕРДЦА КРАСОТОЙ СОГРЕВАЯ

СЕРДЦА КРАСОТОЙ СОГРЕВАЯПрошло пять лет как нет с нами Ляззат Такташевой. В следующем году ей  исполнилось бы  65 лет.
Родилась Ляззат в 1951 году в городе Челкаре Актюбинской  области.  С самого раннего детства у неё было два главных увлечения, которые в дальнейшем стали любовью и делом всей её жизни: чтение книг и домашнее рукоделие. Последнему её обучила бабушка, желая таким образом обеспечить внучку столь необходимым для девушки  навыком в будущей жизни. А мир книг дал ей те знания, которые питали её творческую фантазию и воображение.
Она закончила в 1970 году Актюбинское культурно-просветитель-ное училище по специальности «Библиотечное дело» и по распределению приехала работать  в Кызылординскую область. Работала в библиотеке Сырдарьинского  района, с 1977-1979 гг. была методистом по работе с детьми в Центральной городской детской библиотеке имени А.Пушкина, а чуть позже  там же возглавила работу в секторе искусств.
Как талантливый человек, отлично владевший казахским, татарским и русским языками, Ляззат проявляла свою творческую натуру не только в общении с детьми и книгами, но и в разных видах творчества. Например,  овладела искусством  аппликации, пэчворка (лоскутная техника) и квилтинга (художественная стежка). Надо сказать, что лоскутная мозаика, аппликация и стежка независимо друг от друга существовали почти у всех народов. В казахской традиции эти техники используются и сейчас при изготовлении құрақ құрау или құрақ көрпе. А самая древняя аппликация, датируемая 980 годом до н. э., была найдена в Египте. Все техники связаны между собой. В квилтинге, например, используются пэчворк и другие техники для создания многослойных, объемных композиций, а в пэчворке применяются аппликации для шитья панно и картин.
«Красные крыши» – так условно названа одна из композиций Ляззат, выполненная в техниках квилтинга и аппликации, которые требуют от художника великолепного владения цветом. Вся композиция разделена на три уровня: верхний (облака и легкие очертания горы), средний (уютные, белого цвета домики и небольшая башня – все с красными крышами) и нижний (цветник и деревья). Нижний уровень композиции выполненен в технике квилтинга, он простеган, а объем достигнут за счет многослойного выделения цветников, выполненных из цветочного ситца в технике аппликации.
Красный цвет крыш домов не часто встречается в нашем регионе, но если посмотреть на большинство городов Европы с высоты, то первым впечатлением от их внешнего облика является красно-коричневая мозаика. Когда глядишь на эту композицию, то благодаря правильному подбору цветов возникает ощущение уюта, чувство умиротворенности, покоя и защищенности. Это достигается  цветовым решением.
Интересны две довольно распространенные композиции в технике аппликации на одну общую  тему «Самоварное чаепитие». «Чай
эчу» – так называют у татар чаепитие. У чаепития с самоваром есть свои традиции. Хороший и чистый самовар считался гордостью хозяина. Раньше в татарских деревнях практически в каждом доме был свой самовар. А сейчас настоящие самовары становятся большой редкостью. Без чаепития с самоваром, например,  не обходились смотрины невесты. А обильное чаепитие с самоваром после бани – известное удовольствие в деревне.
Первая композиция довольно часто воспроизводится мастерами пэчворка  с аппликацией, возможно, благодаря минимальному использованию в ней элементов: в центре композиции стол  с самоваром, две подруги пьют чай. У ног слева уютно, по-домашнему расположилась кошка. Простой и доходчивый образ чаепития сближает композицию с лубком. А цветовое решение выдает руку мастера, умело владеющего цветовыми сочетаниями, создающими домашнюю атмосферу покоя и радости от общения.
Второе панно  «Самоварного чаепития» наполнено  национальным колоритом. Удачно вписались в композицию окно с ситцевыми занавесками и сундук с лоскутными одеялами и подушками. Но главное – персонажи обрели национальные черты, которые проявлены в одежде и головных уборах. Добрую улыбку вызывают белые вязаные носки у обеих подруг с темными заплатами на пятках. Все это создает домашний уют и умиротворение.
«Коза-дереза». Композиция, выполненная в технике аппликации. Панно наполнено мягким юмором. Глядя на картину, можно воспроизвести последовательность событий, которая в результате привела  к мастерски   изображенной трагикомедии.  Вызывает добрую улыбку «полет» мальчика  с обрыва в реку, где его ожидает друг, с удивлением взирая на заданную козой-дерезой  траекторию полета.
Во всех композициях Ляззат поражают даже не столько выбор темы, композиционное решение или техническое мастерство исполнения, сколько цветовая подборка, которая, несомненно, предполагает у человека наличие особого цветовидения. Кто-то из великих сказал, что главное качество творческой личности – быть в гармонии с природой, быть сонастроенным с жизнью, со всей Вселенной. Не имея профессионального художественного образования, Ляззат была гармоничной личностью, талантливо передавшей в своих работах красоту и радость жизни.
Г. КУЛБАШЕВА,
доцент кафедры философии и культурологии КГУ имени Коркыта ата.
Фото Рамиля Магдеева.
26-11-2015 26 ноябрь 2015 г. 0 0