• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ОТСТАИВАЯ ПРАВА НАРОДА

ОТСТАИВАЯ ПРАВА НАРОДАМыржакып Дулатов - видный политический и общественный деятель начала ХХ века, внесший весомый вклад в борьбу за независимость казахского народа, активно участвовавший в формировании алашординской идеологии.
Общественно-политическая деятельность М.Дулатова была тесно связана с такими  видными казахскими идеологами,  как А. Букейханов,   А.Байтурсынов, Ж.Аймауытов. Эти великие личности своим творчеством и общественно-политической деятельностью старались пробудить и сформировать общественное сознание в борьбе против  империалистической идеологии, сумели повести за собой народ в борьбе за эти идеалы.                         
 М.Дулатов активно участвовал в деле пробуждения национального самосознания народа. С этой целью он проводил важную работу через газеты  «Казах», «Сары арка», «Алаш». Неизмерим его вклад в культурно-просветительскую деятельность с целью вовлечения молодежи в общественную деятельность, развития ее самосознания. Критикуя политику тогдашнего правительства, он начал публиковать статьи, очерки, стихи, посвященные правам  казахского народа. Его первая статья «Наша цель», критикующая политику правительства, опубликована в 1907 году в газете «Серке».
В 1909 году в  Петербурге М. Дулатов опубликовал книгу «Проснись, казах!». В этой книге  показана деятельность царского правительства, отобравшего пастбищные угодья казахов, не дававшего развиваться  языку, религии, возможности пользоваться своей землей.  
В 1913 году под руководством А.Байтурсынова, А.Букейханова и  М. Дулатова начала издаваться газета под названием «Казах». В ней публиковались статьи, посвященные национальным, религиозным темам, общественному наследию казахского народа, просветительской деятельности. Газета «Казах» объединила видных казахских общественных деятелей. Через это издание проводилась значительная подготовительная работа  партии «Алаш». Здесь освещались первые шаги национальной интеллигенции, мероприятия по объединению, просвещению, пробуждению сознания казахов. Мыржакып Дулатов приложил немало усилий для появления Алашординской автономии и Алашординского правительства.  
Вместе с этим М. Дулатов – писатель, внесший  значительный вклад в развитие различных жанров литературы. После книги «Проснись, казах!»  в 1913 году в Оренбурге был издан второй сборник стихов  «Азамат», в котором поэт показал внутренние переживания человека, уделил внимание красоте природы. Герой стихов «Раздумья», «Моя тайна», «Моя мечта» – лирический персонаж, мечтающий о свободе своего народа.
Третий сборник стихов Мыржакыпа «Терме»  вышел в свет в 1915  году. В книге наряду с просветительскими стихами («Ученик») много и стихов, посвященных теме, затронутой в сборнике «Проснись, казах!». К примеру, один из ярких  –  «Родина моя».  
Во всех упомянутых выше книгах главная тема – судьба народа и родной страны. Основное содержание книг – призыв к пробуждению народа и борьбе с несправедливостью. По этой причине автор подвергался  гонениям.  
Одно из важных произведений  М. Дулатова в казахской литературе в жанре романа – «Несчастная Жамал». Впервые он опубликован в 1910 году в  Казани,  позже его издавали в 1914 и в 1991 годах. Этот роман отражает социально-историческую действительность, авторская идея послужила толчком для дальнейшего  развития  казахской  прозы.
В романе «Несчастная Жамал» рассказывается о доле казахской девушки, судьбу которой сломали вековые устаревшие обычаи и традиции того времени. А ведь она мечтала о воссоединении с возлюбленным, о создании счастливой семьи.
Произведение начинается с эпизода, характеризующего реальный быт того периода.  ...Аул остановился на летнее стойбище. Юрты, раскинувшиеся вдоль озера  Саумалколь. Жители аула, доящие кобыл, готовящие кумыс. Не встречавшиеся с самой зимы, соскучившиеся по близким люди приглашают друг друга в гости. Молодежь,  гуляющая по юртам и распивающая кумыс... Тихую размеренную жизнь аула нарушает весть о приезде царских чиновников.    Начинается сутолока. Мыржакып Дулатов  в этом коротком  эпизоде сумел в точности показать быт, устои, описать психологию людей того времени. В разговорах аулчан, в поведении, действиях старейшин аула во главе со старостой автор чувствует особый смысл.   В это смутное время приходит радостная весть о рождении в семье аулчанина Сарсенбая девочки. Ребенок, появившийся в этой семье, – главная героиня романа  Жамал.  Не обделенная талантами от природы, Жамал получает образование у муллы. Она пользуется народным вниманием, у аулчан на нее  появляются виды. Жамал исполняется пятнадцать лет. Благодаря уму, красоте, отзывчивости девушка становится первой красавицей аула. Кроме того, она выделяется своими поэтическими способностями, умением  выражать  мысли в поэзии.  В шутливых словесных состязаниях она не давала и рта раскрыть своим соперникам. Среди народа идет молва: «У Сарсенбая есть дочь красавица, сказительница». Красавицу Жамал сватает за своего сына Жумана бай Байжан. Несмотря на протесты матери Жамал, Сарсенбай, позарившись на богатство будущего свата, дает согласие на  этот брак. Но сын бая был глупым, недалеким человеком. Жамал его презирает. В это время на одном из тоев она знакомится с культурным,  вежливым,  современным молодым человеком по имени Гали. Молодые нравятся друг другу. Через некоторое время, когда наступает время выйти замуж за Жумана, Жамал и Гали решают бежать. За ними посылают погоню. Гали внезапно заболевает и скоропостижно умирает. Разбитую горем Жамал выдают за Жумана. На ее долю выпадают неимоверные страдания. В конце концов в один из зимних морозных дней она приходит на   могилу Гали и там умирает от горя.   
М. Дулатов не рассматривает эту историю как случайность. Он преподносит трагедию влюбленных как социальную проблему казахской степи. В связи с этим  автор предлагает предоставить  свободу выбора казахским девушкам, возможность молодым прожить жизнь по своему желанию.
Для писателя свобода женщины, возможность воссоединения с любимым является одной из важнейших проблем. Он восстает против устаревших обычаев и традиций, попирающих честь и достоинство женщины. На этой идее  основана новизна образа Жамал в романе Мыржакыпа Дулатова. Герой Гали в романе — это собирательный образ образованного, современного, культурного молодого человека. В каждом слове и  действии, каждом написанном им письме проявляются его лучшие качества. А бай  Байжан, его сын Жуман, отец Жамал Сарсенбай, бабка Калампыр —люди устаревшего миросозерцания. Им богатства и чины дороже  человеческих ценностей. В целом, роман «Несчастная Жамал»  показывает истинное историко-социальное положение того времени. Роман стал родоначальником  нового жанра в казахской литературе, получил высокую оценку как отличное художественное произведение.  
Он, как говорится, открыл путь изданным впоследствии романам «Қыз көрелік» Т. Жомартбаева,   «Қалың мал» С. Кубеева, «Камар cулу» С.Торайғырова и другим. Все эти произведения посвящены важным социальным проблемам того периода. В них продемонстрированы реальный быт казахского аула и общественное положение женщин.  
В 1925-28 годах, когда Кызылорда была столицей Казахской республики, Мыржакып Дулатов жил в Кызылорде по улице Селиверстова в доме № 17. Здесь он работал над рядом  литературных произведений. В доме М.  Дулатова бывали видные представители казахской интеллигенции того времени, поэты, писатели и артисты. Это Назипа Кулжанова, Ильяс Байменов, Алиби Жангельдин, Серке Кожамкулов, Мухтар Ауэзов, Амре Кашаубаев, Иса Байзаков, Магжан Жумабаев, Алкей Маргулан, Смагул Садуакасов, Кошке Кеменгеров, Алибек и Ауелбек Конратбаевы и другие. Дочь М.Дулатова  Гулнар апай  в своих воспоминаниях пишет: «Вспоминая гостей, бывавших у нас,  я составила список, оказалось – более 114 человек». М.Дулатов  каждому из них предлагал свою помощь, внес весомый вклад в дело развития казахской национальной литературы и культуры.
Общественная деятельность Мыржакыпа Дулатова – это пример для подрастающего поколения. Его произведения – достояние народа.
                     Кунимжан КУДАЙБЕРГЕНОВА,
                магистр гуманитарных наук научно-исследовательского института
                «Коркытоведение и история края» КГУ имени Коркыта ата,
                                Серикбол ТУЛЕГЕНОВ,
                 преподаватель Казахского гуманитарно-юридического и
                 технического колледжа

26-11-2015 26 ноябрь 2015 г. 0 0