• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

КТО ЕСТЬ КТО – ВСЕГДА ПОКАЖЕТ ДЕЛО

Игорь ТИТЕНОК
КТО ЕСТЬ КТО – ВСЕГДА ПОКАЖЕТ ДЕЛООфициальное название магистрального газопровода, проходящего по  нашей области, «Бейнеу – Бозой – Шымкент», и когда в прошлом году была  построена его часть «Бозой – Шымкент», все средства информации сообщали, что завершено строительство  магистрального газопровода «Бейнеу – Бозой – Шымкент». И, действительно, если судить по газетам, Интернету, казахстанским телеканалам, то стройка эта завершена.
Даже на сайте,  который    так и называется «Beineu Shymkent», последняя новость о том, что 7 сентября 2013 (!) года началось заполнение газопровода «Бейнеу – Бозой – Шымкент».
Может, этот участок совсем маленький и не имеет заметного значения для всего грандиозного проекта? Это не так. Длина газопровода «Бейнеу – Бозой»  – 311 километров. Это более чем четверть построенной части газопровода. К тому же именно этот участок позволит довести мощность газопровода до 10 миллиардов кубометров в год, а в перспективе и до  15 миллиардов. Сегодня газ из Западного Казахстана попадает в магистральный газопровод, совершив громадную петлю, путешествуя по другим газопроводам сначала на запад, потом на восток и уже потом на юг – до Бозоя. Когда будет построена труба от Бейнеу до Бозоя – это вынужденное путешествие прекратится, и газ с месторождений Западного Казахстана самым коротким путем пойдет  в Южный Казахстан.
О строительстве газопровода «Бейнеу – Бозой», которое идет в соседней области, наша газета могла бы и не писать, но треть объемов на этом объекте выполняет кызылординский подрядчик – ТОО «Транс Азия Констракшн».
Напомню, что этот проект международный. Он финансируется и  выполняется вместе с китайскими партнерами. На таких проектах как такового тендера не бывает. Китайская сторона выставляет своего генподрядчика, Казахстан – своего. Случайная компания попасть в такой проект не может – тут заоблачные требования к генподрядчику, а главное из них – должен быть опыт (разу-меется, успешный) реализации подобных проектов. Он есть только у АО «НГСК «КазСтройСервис». Эта компания и строит в Казахстане магистральные газо- и нефтепроводы. У нее в этих проектах всегда один и тот же и единственный субподрядчик – ТОО «Транс Азия Констракшн». Эти две компании – премьер-лига Казахстана в газонефтетрубопроводостроении.
Вот они и строят участок Бейнеу – Бозой. К сожалению, как в начале планировалось –
сдать газопровод в декабре этого года, – не получится. Сразу скажу, что подрядчики в этом не виноваты. Чтобы долго не объяснять причины, по которым тормозит стройка, назову адрес поставщика труб – город Харцызск, Донецкая область, Украина.
– После визита в эту страну нашего Президента появилась надежда, что наши экономические отношения будут в меньшей зависимости от политических событий, –
высказывает осторожную надежду гендиректор ТОО «Транс Азия Констракшн» Сулейман Атаниязов, – но пока мы теряем
время. Строительство трубопровода без труб невозможно, и потому сейчас на наших базах на трассе остается только охрана. Хотелось бы получать трубы, пока будут стоять морозы. Наш многолетний опыт дает право утверждать, что для работы в степи самые тяжелые месяцы – март, апрель. В это время вывозить трубы на трассу, рыть траншею, а тем более укладывать в нее трубу крайне сложно. Но если надо, то мы и в таких условиях с задачей справимся.
Напомню читателю, что ТОО «Транс Азия Констракшн» на рынке строительства трубопроводов с 1987 года. Вклад этой компании в развитие трубопроводного транспорта Казахстана трудно переоценить. Освоение месторождений Южно-Тургайского нефтегазоносного бассейна тоже трудно представить без ТОО «Транс Азия Констракшн» (до 2005 года это было АО «Кумкольстрой»). Компания выполняла работы по опытно-промышленному и  промышленному обустройству месторождений Кумколь, Арыскум, Майбулак, Акшабулак, Ашысай, Кызылкия, Арыс. Это в нашей области, а еще были месторождения Комсомольское, Узень, Лактыбай в Западном Казахстане.
ТОО «Транс Азия Констракшн» построило газопровод «Акшабулак – Кызылорда», который сделал наш город чище,  теплоснабжение надежным, а газоснабжение дешевым. Компания участвовала в строительстве газопровода из Туркмении в Китай на территории Казахстана, причем три раза: на ветках А, В и С. Участок, который строили кызылординцы, был, наверное, самым сложным. Множество переходов через реки, каналы, дороги, местами скалистый грунт и масса других сложностей. Коллектив ТОО «ТАК» показал на этой работе, если так можно выразиться, высший пилотаж в
трубопроводостроении.
Впрочем, легких объектов в этом бизнесе не бывает. Все объекты такого рода строятся в отрыве от базы предприятия. Каждая стройка – это перемещение на сотни километров сотен единиц тяжелой и очень тяжелой техники, трубосварочного завода, жилого городка. Каждый газо - или нефтепровод имеет свои сложности. Например, на строительстве китайских газопроводов и нефтепровода «Атасу – Алашанькоу» было очень много скальных пород на трассе, и приходилось взрывами строить траншеи, а вот когда тянули нефтепровод «Кенкияк – Кумколь», грунт был легкий – песок, но траншею приходилось делать шириной пять-семь метров. И делать её, порой, несколько раз – ветер засыпал траншею до того, как в неё укладывались трубы.
Компания ежегодно покупает 15-20 единиц техники, причем почти всегда от лучших мировых производителей. На выставках японских, американских производителей тяжелой техники Сулейман Атаниязов всегда желанный гость, а точнее, партнер. Он в списке постоянных покупателей.
ТОО «Транс Азия Констракшн» сталокузницей кадров для отрасли по всей стране. Работая кызылординским костяком на всех объектах по всей стране, компания привлекает и местных специалистов. Кто-то потом отправляется дальше «путешествовать» с кызылординцами на другие объекты, а кто-то благодаря полученной квалификации находит достойную работу рядом с домом. Таких специалистов сегодня по стране сотни. Они не теряют связей с ТОО «ТАК», и если их на работу вызывает Атаниязов, то едут сразу.
КТО ЕСТЬ КТО – ВСЕГДА ПОКАЖЕТ ДЕЛОЗа свою историю ТОО «Транс Азия Констракшн» выиграло десятки тендеров. Экономисты, юристы товарищества стали в этом деле настоящими профессионалами. Словом, у компании есть все условия, чтобы уверенно побеждать на тендерах, где выставлены лоты на строительство газопроводов и разводящих сетей. Мало кто сомневался, что и в открытых торгах на газификацию районов и Байконура в своей области ТОО «Транс Азия Констракшн» окажется без выигранных лотов.
Всего организатор закупок,  АО «КазТрансГаз Аймак», выставил на открытый тендер с применением торгов на понижение десять лотов. Суммарно стоимость строительных и проектных работ составила 22,4 миллиарда тенге без учета НДС. Забегая назад,  хочу сказать, что если бы на всех лотах победителями вышли подрядчики, прописанные в Кызылорде, то в бюджет области в виде различных налогов попало бы около пяти  миллиардов тенге. Это теоретически, а практически у нас есть только один подрядчик, которому по плечу выполнять такие подряды. Это, понятное дело, ТОО «Транс Азия Констракшн». Как говорил генеральный директор Атаниязов когда еще только строился магистральный газопровод «Бозой – Шымкент», компания вполне могла бы за сезон построить отводящие газопроводы в два-три райцентра, одновременно провести разводящие сети. В тендерных документах – это шесть лотов. ТОО «ТАК»  подало заявку по семи лотам.
Было бы, может быть, патриотично, но некорректно сказать что-нибудь нелестное про других участников   тендеров, но шесть подрядчиков из Астаны, Алматы и Шымкента – это все-таки компании из другой лиги.
Еще одна интересная деталь. Как сказал выше, тендеры проводились с применением торгов на понижение. ТОО «ТАК» во всех семи заявках давало цену предпочтительнее своих конкурентов. Например, по первому лоту «Комплексные работы на проектирование и строительство по проекту «Подключение г.Аральска к МГ «Бейнеу –
Шымкент» ТОО «ТАК» предложило цену почти на 24 миллиона тенге меньше, чем будущий победитель.
По второму лоту картина была такая же. Впрочем, по всем лотам, где участвовал наш подрядчик, он экономил государственные деньги, а те, кто в результате выиграл, на этот счет особо не заморачивались, но как, наверное, читатель уже догадался, в этот раз  игрока премьер-лиги «поиграть» во второй лиге не допустили. Разумеется, такой компании, как ТОО «Транс Азия Констракшн», претензий типа база слабая, квалификация низкая, опыта маловато или техники не хватает, – не предъявишь – смешно будет. По-
этому заявки ТОО «ТАК»  отклонены по причинам, например, нарушения подпункта 16 пункта 59 Инструкции – не подтверждены полномочия лица, представляющего интересы потенциального поставщика на право подписания заявки и документов, содержащихся в заявке на участие в тендере.
Впрочем, если кому-то интересно,  тот может зайти на сайт организатора этих тендеров и почитать сведения об отклоненных заявках. Самая «убедительная» из причин – «не подтвержден опыт однородных работ в течение последних 3 (трех) лет». Можно подумать, что наша компания в эти годы газопроводы на Луне строила, а не на территории Казахстана.
Наверное, кто-нибудь из квалифицированных в  этой сфере читателей упрекнет автора в некомпетентности, мол, не мне судить, правильно  или неправильно  отклонили заявку того или иного поставщика, и приведут доводы, что все сделано по правилам и инструкциям. Но тогда у меня возникает такой вопрос: «А нужны нам такие правила и инструкции, по которым очевидное может стать невероятным?»
Кстати, наши соседи-шымкентцы добились того, чтобы тендеры на газификацию своего региона будут проводить сами. У них будет несколько лотов очень сложных для исполнения, и потому там уже намекнули, что хотели бы видеть нашу компанию в претендентах на исполнение работ по этим лотам.
Неучастие ТОО «Транс Азия Констракшн» в масштабной газификации родного региона без подрядов эту компанию не оставят. Во-первых, есть проекты, где без нее не обойтись. Это газопровод «Бейнеу – Бозой», с которого и начался этот рассказ, будет, наверное, и четвертая нитка газопровода из Туркмении в Китай. Точнее, пятая (четвертая строится через Киргизию вне территории Казахстана). Во-вторых, масштабная газификация разворачивается по всему Казахстану. Так что, скорее всего, наш подрядчик будет проводить газификацию в других регионах.
В-третьих, как подсказывает опыт, кызылординские подрядчики (не только ТОО «ТАК») в газификации своего региона участие примут: субподрядчиками, арендодателями техники, а может, и целые бригады будут оформляться на работу к астанинцам и алматинцам. Когда строился газопровод «Акшабулак – Кызылорда», так и было. Целый участок ТОО «ТАК» вместе с техникой оформился на работу к иногороднему генподрядчику. Даже спецодежда осталась с логотипом «ТАК».
Есть еще и четвертый аргумент, который говорит о том, что такого уровня компании, как ТОО «ТАК», работу себе всегда найдут. В Российской Федерации начинаются масштабные работы по повороту газовых рек на восток. Наше ТОО уже имело приглашение на участие в российских проектах, но тогда работы в родных краях хватало, и потому «ТАК» отказался. А теперь, может быть, и согласится. Опыт участия в международных трубопроводных проектах позволяет нашим землякам поучаствовать на любых стройках своего профиля в Азии. Не зря же в конце-концов они когда-то включили это слово в название своей компании.
26-12-2014 25 декабрь 2014 г. 0 0