• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ДОМ, ГДЕ ЖИВЕТ НАДЕЖДА

Светлана ЮГАЙ
ДОМ, ГДЕ ЖИВЕТ НАДЕЖДАВ Кызылординском Доме мамы живет тринадцать молодых женщин. У одиннадцати из них есть малыши, а еще две мамочки ждут пополнения в  самое ближайшее время. У каждой из них печальная жизненная история. Но рядом с ними их детки, совсем еще крохи, которые наполняют жизнь смыслом, не дают опустить руки, вселяют надежду в будущую счастливую и благополучную жизнь.
Проект «Ана үйi - Дом мамы» в Казахстане был создан полтора года назад для беременных женщин, настаивающих на аборте на поздних сроках беременности, для матерей-одиночек, намеревающихся оставить ребенка в роддоме, для бездомных матерей. Это психологическая и социальная помощь женщинам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Инициатором проекта стал бизнесмен Айдын Рахимбаев. Вместе с супругой на собственные средства он открыл первый такой дом в Астане. Его поддержали и другие бизнесмены. Был создан одноименный общественный фонд. Сегодня на средства меценатов в стране открыто 23 Дома мамы – по 2-3 в Астане, Алматы, Шымкенте и по одному в других крупных городах республики.
– Кызылординский Дом мамы открылся в июне 2014 года, – рассказывает координатор Кызылординского филиала фонда «Ана үйі» Баян Молдашева. – Этому поспособствовал человек из очень известной в области семьи, но не буду называть его имени. Наши мамочки обеспечены жильем, питанием, юридической, психологической и социальной помощью. В Доме проживает медсестра. В общем, для женщин наш Дом стал спасательным кругом.
Первоначальной целью проекта «Ана үйi» было сосредоточиться на причине отказа от ребенка, выяснить, почему так происходит, помочь и не дать ребёнку попасть в детский дом. С появлением общественного фонда ряд целей и задач значительно увеличился. Основная и глобальная цель Дома мамы сейчас — профилактика социального сиротства и уменьшение количества детей-сирот в Республике Казахстан.
– В республике 54 детских дома, в которых проживают более десяти тысяч детей, – продолжает Б. Молдашева. – Ежегодно около двух тысяч малышей становятся сиротами при живых родителях. Меньше, чем за два года своего существования, фонд помог 730 детям остаться рядом со своими мамами. Считаю, что это большое достижение. Ведь сохранить семью даже одному крошечному человечку, не дать ему попасть в детский дом, дорогого стоит.
В Доме мамы могут проживать женщины от 15 до 30 лет на поздних сроках беременности и с детьми до полутора лет. Сюда приходят мамочки на 7-8 месяцах беременности, когда скрывать от семьи свое положение уже невозможно, а родня категорически против рождения ребенка. Так случилось с Мадиной, которая живет в Доме мамы уже три месяца. Скоро у девушки должна родиться дочь. Отец ребенка знает о положении Мадины, но сделать ничего не может. Дело в том, что молодая женщина уже была замужем, но с супругом развелась. И этот факт не устроил родителей нынешнего любимого человека. В своей семье она поддержки не нашла, поэтому единственным выходом для нее стал этот Дом.
– С будущими роженицами мы ведем особенную работу, – говорит Баян Молдашева. – Стараемся сделать все для того, чтобы женщина и не думала бросить свое дитя сразу после рождения. Объясняем, что мы можем помочь ей в самый трудный период жизни, посодействовать ее профессиональному образованию, трудоустройству. Самое главное здесь убедить роженицу не отказываться от ребенка, приложить к  груди, понянчиться с ним. Материнский инстинкт – один из сильнейших инстинктов в природе. Подержав своего кроху на руках, мама уже не может с ним расстаться.
Для будущих мамочек в Доме держат «тревожный чемоданчик», в котором есть все, что нужно для роддома. По желанию роженицы на партнерских родах присутствует медсестра или кто-то из подруг по Дому. И встречают мамочку с новорожденным тоже всем домом.
– Мамы у нас живут дружно, – говорит Б. Молдашева. – Всегда им говорю, что они должны жить как сестры, одной семьей. Поэтому живем мирно, заботы по хозяйству девчонки делят поровну. Стирают, убирают, готовят сами. Благо, в Доме созданы все условия: есть горячая вода, канализация, стиральная машина, оборудованная кухня… К тому же мы стараемся условия приблизить к домашним. У нас ведь не казенное учреждение, а Дом, в котором живут мамы.
…Гульнар пришла сюда полгода назад вместе с четырехмесячным сыном. В 19 лет по любви вышла замуж. Свадьбу отметили красиво, в ресторане, согласно всем традициям, с мужем жили дружно, весть о беременности была радостной и для супруга, и для его родителей. А когда родила сына, мужа Гульнары будто подменили. Он надолго исчезал из дома, не отвечал на звонки, а потом и вовсе перестал приходить домой. Женщина ждала, что супруг успокоится, одумается. Но даже родители не смогли вернуть сына в семью и в один далеко не прекрасный день попросили невестку уйти, дескать, сын сказал, что в дом не вернется, пока жена живет там.
– Мы с сыном попали в больницу, – говорит Гульнар. – Там я увидела листовку Дома мамы. Вернулась домой, собрала вещи и ушла. Муж нашел себе другую, а мы с малышом оказались ненужными. И в свой дом я вернуться тоже не смогла…
Ей тяжело говорить о том, что все вокруг ее предали, оставили с грудным ребенком на руках. На глаза девушки наворачиваются сле-зы. Но она не устает верить в то, что жизнь
наладится.
– Родители мужа приходят к нам, навещают, забирают малыша на выходные погостить, –
говорит она. – Я не против. Это ведь их внук, их кровь. А папе до него дела нет. Может быть, я и сама была в чем-то не права, потому что когда родился сын, я полностью переключилась на заботу о нем… А сейчас и вовсе мы с ним на всем белом свете одни.
Мальчику сейчас 11 месяцев. Через полгода им придется покинуть Дом мамы. Девушка еще не знает, куда пойдет и что будет делать, но твердо уверена, что с сынишкой не расстанется никогда.
А Марал свою беременность не планировала, жила, работала, гуляла с подружками. А однажды после посиделок в кафе проснулась изнасилованной. Девушка ничего не помнит, но, судя по всему, ее напоили чем-то, после чего она отключилась. Новость о беременности была еще большим потрясением, но избавиться от плода она не смогла. Сказала домашним, что будет жить отдельно, призналась только маме, и пришла в Дом мамы. Здесь на свет появился ее мальчик. Девушка не хочет вспоминать о том, что он стал результатом того, как над ней надругались, просто всем сердцем любит малыша. Говорит, что никому и никогда его не отдаст, что он только ее. Мама приходит к ней несколько раз в неделю, сидит с маленьким. Вот и в тот день, когда я побывала в гостях у жительниц Дома мамы, женщина возилась с внуком, пока Марал дежурила на кухне.
– Жить здесь мне нравит-
ся, – говорит Марал. – У всех девочек свои истории, но мы не расклеиваемся, поддерживаем друг друга. Да и хлопоты не в тягость. Сегодня я буду готовить борщ на обед, а к ужину сделаю плов. Одни девочки убирают дом, другие приглядывают за детьми. Глядя друг на друга, мы понимаем, что у всех жизнь не сахар. Но с нами наши дети, и это – самое главное.
– Меньше чем за полгода работы в нашем Доме помощь получили 20 женщин, – рассказывает Баян Молдашева. – Никого еще мы не выпускали с полуторагодовалым ребенком, зато две мамочки вышли замуж за биологических отцов своих детей, еще нескольких женщин приняли родные. Их судьба нам не безразлична. Периодически звоню им, спрашиваю, как живется. Правда, всякое бывает. Недавно к нам вернулась молодая женщина, которую мы отдали в семью несколько месяцев назад. Она позвонила ко мне среди ночи и попросилась в Дом. Утром, когда я увидела ее, то не смогла найти слов. Лицо девушки было обезображено, а на теле были синяки и следы от ожогов. Муж издевался над ней, прижигал утюгом, бил. Его родители за нее не заступались. В итоге она взяла десятимесячного ребенка и сбежала. Но муж продолжал изводить ее звонками, угрозами. Поэтому я договорилась с одним из Домов мамы в другом городе, и мы отправили женщину туда, она сменила номер телефона, нашла работу, начала новую жизнь.
Таких мамочек, которые попали в непростую жизненную ситуацию, Баян Молдашева ищет по всей области. Она ездит по Кызылорде, по районам, договаривается с женскими консультациями во всех населенных пунктах, лишь бы женщины знали, что есть место, где им могут помочь. Она нашла одна мамочку с полугодовалым малышом практически в хлеву. Девушка жила у брата, но на нее особого внимания, судя по всему, не обращали. Грязные и голодные, они пришли в Дом. Также Б. Молдашева разыскивает нерадивых отцов, которые испугались беременности своей девушки, не сдержали обещаний. Она не требует забрать маму и малыша, платить алименты. Просто ставит в известность, что девушка родила, что на свет появился маленький человечек, в котором течет кровь этого мужчины. Часто такие новости становятся настоящим потрясением для семей этих мужчин. Выходит, что папаша смалодушничал, никому ни о чем не рассказал в надежде, что беременность «рассосется» сама собой или мама навсегда забудет, кто отец ее ребенка. Не всегда такие разговоры приносят положительный результат. Но все же он есть. И ради одного ребенка, у которого будет полноценная семья, Баян готова работать, не жалея сил.
Спрашиваю собеседницу, не станут ли женщины иждивенками, привыкнув жить на полном обеспечении меценатов, на всем готовом.
– Этого боюсь, – отвечает она. – Но каждый день твержу им, что Дом мамы – временное пристанище. Рано или поздно им придется выйти в большой мир, в жизнь, где не будет всегда полного холодильника продуктов и большого запаса подгузников. Они это понимают, задумываются о будущем. Мы ведь помогаем им не только морально и материально.  В рамках проекта действует программа профессиональной адаптации мам, проживающих в кризисных центрах. У нас есть швейный цех и швея, которая обучает женщин шитью, мы устраиваем мамочек на поварские курсы или еще куда-нибудь по их желанию. Некоторые уже работают, пока соседки по Дому следят за детками. За полтора года пребывания в Доме мамы женщины смогут социализироваться, стать профессионально востребованными и накопить средства на будущее для себя и своего ребенка. И самое важное то, что мы помогаем мамам преодолеть самый трудный период жизни, не даем совершить самую большую ошибку – отказаться от своего ребенка.
Фото автора
26-5-2015 26 май 2015 г. 0 0