• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ

Лжепредпринимательство —  первая по изощренности и частоте использования в Казахстане схема ухода от уплаты налогов. Такие предприятия  регистрируются с соблюдением всех норм законодательства, получают разрешение на деятельность, которую, однако, затем не осуществляют. Целью их обычно является получение кредитов, освобождение от налогов, сокрытие запрещенной деятельности и так далее.  
Обсудить проблему лжепредпринимательства и найти пути ее решения было призвано заседание «круглого стола», организованное областной Палатой предпринимателей. В нем приняли участие представители областного департамента государственных доходов, областной прокуратуры, предприниматели области. Руководитель  управления по противодействию теневой экономике областного департамента государственных доходов  Ильяс Рахманов отметил, что департамент активизировал работу по выявлению лжепредприятий и противодействию развитию  и росту лжепредпринимательства. Ведется определенная работа по выявлению налогоплательщиков с признаками неблагонадежности, то есть таких, коэффициент налоговой нагрузки у которых менее одного процента, предприятие отсутствует по адресу регистрации,  оно замечено в  заключении сомнительных сделок и неисполнении налоговых обязательств.  За три месяца текущего года в сфере теневой экономики возбуждено 36 уголовных дел, из них семь завершены. Ущерб составил 1,2 млрд. тг., возмещено 22,9 млн.тг.
По словам заместителя директора областной Палаты предпринимателей Дархана Мырзалиева,  недобросовестные лица пользуются тем, что  упрощена  процедура регистрации юридических лиц. И начинают ловчить. После признания судом неблагонадежных предприятий лжепредприятиями налоговые органы проводят отработку по  контрагентам. Это те предприятия, которые имели взаимоотношения с лжепредприятиями. Все они несут наказание в виде штрафа. Получается, что лжепредприятия наносят ущерб не только государству, но и подставляют добросовестных предпринимателей, которые затем несут ответственность в полном объеме. По этому поводу председатель Ассоциации строителей Кызылординской области Манарбек Еспенбетов  заметил, что сегодня «дамоклов меч» банкротства   повис почти над 90 % кызылординских строителей из-за деятельности лжепредприятий. Многим приходят извещения от налоговиков о доплате от  20 до 350 млн.тенге.
— Законодательство не защищает интересы предпринимателей-контр-агентов, которые, в основном, и терпят убытки, — сказал М. Еспенбетов. — В мировой судебной практике лжепредпринимательство — это явление кратковременное. Такие предприятия называют однодневками. А у нас они функционируют  по несколько лет. Ведут хозяйственную деятельность и при этом еще выдают фиктивные счета-фактуры на огромные суммы. Но после того, как их признают лжепредприятиями, а сделки — фиктивными, контрагенту, несмотря на то, что он не производитель, налоговики доначисляют 12 процентов от полной стоимости товара. Это и есть корректировка — результат совершения сделки со лжепредприятием. К сожалению, контрагент узнает о своих сделках с лжепредпринимателем последним, когда видит на сайте налоговой службы вердикт о признании поставщика лжепредприятием. По идее, когда в отношении последнего возбуждается уголовное дело, все поставщики и контрагенты, работающие с ним, должны участвовать в процессе и защищать свои права. У нас же  они узнают о том, что стали контрагентами лжепредприятия, только после получения уведомления от налогового органа, когда им уже сделано доначисление. В итоге предприятие, не по своей воле оказавшееся контрагентом лжепредприятия, не может погасить баснословно высокие доначисления по корректировке и, по существу, прекращает свою деятельность.
Действительно,  предприниматель  узнает о лжепредприятии лишь тогда, когда приговор уже состоялся. Каким же образом он будет доказывать действительность сделки? По закону это делается в гражданском порядке путем подачи иска к предприятию, совершившему такую сделку. Но деятельность предпринимателя решением суда прекращена, его нет. Так  кому же  предъявлять иск? Чтобы обжаловать приговор, нужно быть стороной в деле, то есть участвующим лицом, а дело закрыто, приговор исполнен. Вот такой замкнутый круг. Каков же выход?
— В совершенствовании законодательства, а это процесс постоянный и долговременный, — говорит Манарбек  Еспенбетов. — Это проблема не только Кызылординской области. Полагаю, что  не мы одни обращались в уполномоченные органы  с предложениями о совершенствовании законов с целью защиты интересов бизнеса.
Итак,  борьба с теневой экономикой  — это важная цель государства, и средства борьбы должны быть комплексными.  По итогам встречи, в частности, было решено, что прокуратура области совместно с Палатой предпринимателей  проработает вопрос и внесет предложения на рассмотрение в соответствующие инстанции об изменении и дополнении в налоговое законодательство в части предоставления рассрочки по выплате причитающихся сумм по операциям с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием, на основании вступившего в законную силу приговора или постановления суда. Департамент государственных доходов по Кызылординской области рассмотрит возможность исключения пени и других санкций по каждому обращению  и по каждому факту. А штаб по противодействию лжепредпринимательству при областной прокуратуре  рассмотрит соблюдение законности индивидуально по каждому факту обращения, инициированного Палатой,  в рамках проведения досудебного расследования.
26-5-2016 26 май 2016 г. 0 0