Игорь ТИТЕНОК

Трудно вырастить один цветок, очень сложно сделать клумбу размером с бильярдный стол, но каково создавать цветники гектарами? На этот вопрос ответ знает цветовод аула Бесарык Сырдарьинского района Фируза Назарова.
Общая площадь клумб, живых изгородей, которые она создала в этом ауле, превышает двенадцать тысяч квадратных метров. Чтобы уразуметь весь объем выращиваемых в этом не очень-то большом населенном пункте цветов, скажу для сравнения так: букеты из Бес¬арыка, если обкосить все клумбы аула, на месяц бы даже перекрыли потребность цветочного рынка Кызылорды. Счет высаженных корней рассады здесь уже идет на десятки тысяч.

— Начинали с нескольких клумб на центральной площади, — рассказывает Фируза. – Тогда, пять лет назад, ПТ «Абзал и К» на основе государственно-частного партнерства начало серьезно вкладываться в благоустройство этого аула. Это сейчас площадь между офисным зданием (бывшая совхозная контора) и Домом культуры выглядит как площадь, а когда мы начинали — это был пустырь. Теперь здесь фонтан, брусчатка, живая изгородь из вяза мелколистного (карагача) и десяток клумб, в которых одновременно цветут пять и более видов растений. Подбор цветов по размеру, цвету, срокам цветения делает клумбы похожими на ковры. А вот такие цветы, как канны, соседство других «терпят» разве что по периметру клумбы. Учитывая высоту этого растения (до полутора метров), мощный цветок и долгое цветение, клумба под канны должна быть большой или очень большой. Тогда мы получаем эффект пылающего пространства. Такое мы создали перед Домом культуры, школой и офисным зданием.
Цветы с точки зрения питания — растения бесполезные, но они не только украшают нашу жизнь, но и меняют к ней отношение. Как только в этом ауле стало развиваться цветоводство, сразу стало меняться у жителей отношение к своему селу: сорить почти перестали, а сажать деревья и цветы на приусадебных участках стали почти все.
Фируза Назарова о цветах, которые сажает, знает почти все или, по крайней мере, к этому стремится. Сегодня она в этом деле – профессор. Вот только жалко, что учеников у нее практически нет. Помощники есть, спрашивающих, что и как, хватает, а вот тех, кто хотел бы, как она, сделать цветоводство, ландшафтный дизайн своим делом на всю жизнь, — нет. А зря. Как показывают прогнозы восстребованости тех или иных профессий в будущем, спрос на цветоводов-озеленителей в ближайшие полвека будет столь же стабильный, как и на айтишников.