• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

В НАСЛЕДСТВО - МУЗЫКА И ПЕСНИ

Индира АБДРАХМАНОВА
В НАСЛЕДСТВО - МУЗЫКА И ПЕСНИСреди казахских народных певцов было немало очень одаренных людей. Они были не только певцами-исполнителями, музыкантами и композиторами, поэтами, но и акынами-импровизаторами. Их называют акынами-жыршы.
Традиция не умерла, она приобрела лишь новые формы, новое содержание. И среди певцов-сказителей, певцов-акынов одно из почетных мест занимает Нартай Бекежанов.
Время летит стремительно быстро, и мы уже отмечаем его 125-летие. И это очень хороший повод побывать в ауле имени Нартая Бекежанова,  где память о нем хранится много лет.
– В нашем мемориальном музее искусств можно проследить всю жизнь Нартая, – рассказывает экскурсовод  Жанат Отеева. – Начиная с его малых лет и до той поры, как стал поистине народным акыном-сказителем, певцом и учителем. Его произведения навечно вошли в число лучших образцов поэтического и песенного творчества.
В годы, когда почти все были безграмотны, стихи Нартая не получили широкого распространения, выучить их было очень сложно. А песни или стихи в музыкальном сопровождении запоминались почти сразу же. Стихи, положенные на музыку, словно обретали крылья, быстро и легко распространялись в народе. Именно благодаря «Песне Нартая», родившейся в начале тридцатых годов, его имя гремело не только в низовьях Сырдарьи,  но и по всему Казахстану. Он стал всенародным певцом.
Родился Нартай в 1890 году в ауле Бестам Шиелийского района. Отец его, бедный скотовод, еле сводил концы с концами. Нартаю не исполнилось и двух лет, как он умер. Семья осталась без кормильца. До тринадцати лет мальчик жил с матерью. Мать, энергичная и волевая женщина, работала от зари до зари, старалась как могла смягчить сиротскую долю сына. Много мытарств и лишений пришлось пережить им. Нартай, несмотря на это, рос крепким и сильным. Тринадцатилетним подростком, пытаясь хоть как-то помочь матери, он пошел в батраки к местным баям, а потом отправился на заработки в Кара-Кумы. Уныло тянулись годы лишений и нужды. Девять долгих лет батрачил молодой Нартай.
Суровая жизнь закалила его характер. Он вырос спокойным, сдержанным, немногословным. Постоянная нужда, повседневные заботы не заглушили его природного дара певца. Еще подростком за ним закрепилось прозвище «парень-певец». Нартай сделал себе из курая сыбызгы – деревянную дудку– и целыми днями наигрывал знакомые мелодии и кюи. Лет с двадцати он целиком отдался любимому искусству – пению и игре на различных инструментах. Мать Нартая, Бактыгуль, сама пела и слагала стихи. Он очень любил слушать пение матери. Бактыгуль заметила интерес сына к песням, и когда Нартай находился дома, часами, как бы для себя, пела. Дядя его, Мансур, был акыном, известным в тех краях: песни его пели во всех окрестных аулах. Мать и дядя исподволь воспитывали в Нартае интерес и любовь к музыке.
К тому же именно в это время случилось событие, которое окончательно определило судьбу Нартая – в город Акмечеть прибыл прославленный в больших родах Аргын и Найман акын Тайжан. Это было еще до революции. Вдохновенный певец привез с собой огромное количество песен своего края. В Акмечети он пробыл всего несколько дней, но успех имел грандиозный.
Люди приходили и приезжали со всех сторон, чтобы послушать песни и блестящие импровизации певца-акына. Все эти дни держался возле Тайжана и молодой Нартай. Он неотступно следовал за ним, затаив дыхание, слушал его, волновался, робел, желая хоть немного быть похожим на него. Опытный певец приметил юношу, приободрил его, говоря ему о трудном и почетном пути певца, о том, что нужно очень серьезно относиться к своему таланту, лелеять, беречь, растить его. Советы Тайжана глубоко запали в душу начинающего певца. С этого момента юный акын считал себя его учеником и решил серьезно заняться искусством, стать  профессиональным певцом.
По совету дяди и матери он отправился в путь. Такова была участь всех певцов, акынов, музыкантов дореволюционного Казахстана. Чтобы добиться признания, показать свое умение, учиться, обогащать свой репертуар, певец-акын был вынужден скитаться по аулам, городам, пользоваться малейшей возможностью для выступлений.
Нартай приобрел гармонь-однорядку, домбру и отправился в   близлежащие  аулы. Известность пришла быстро. Вскоре без Нартая не проходил ни один той, ни одно веселье. За ним приезжали даже издалека. Своим искусством, песнями, игрой на домбре и гармони Нартай приносил радость в тусклую, серую жизнь кочевников. Репертуар его был довольно широк.
Своим сильным, красивым голосом он безупречно пел «Песню Кулуншака», «Песню Калжана», «Песню Каратургая» и многие песни своего наставника акына Тайжана. Но в душе мечтал о собственной песне. Как и все народные певцы и композиторы, Нартай не владел нотной грамотой. Не было тогда в аулах и музыкально грамотных людей, которые могли бы записывать творения композиторов. Поэтому нельзя с точностью сказать, когда и где написано то или иное произведение Нартая. Одна из самых распространенных в народе песен – «Песня Нартая» – стала известна в начале тридцатых годов. В июне 1934 года на первом Всеказахстанском слете в Алма-Ате ее исполнил в сопровождении кобыза Жаппас Каламбаев.
«Песня Нартая» –  размашистая, широкая, раздольная, полна лиризма и душевности. Она своеобразна по форме. Как и большинство песен Нартая, построена на широком дыхании, написана для сильного, ровного, «тягучего» голоса. Певец должен найти подходящий для нее стиль исполнения, иначе мелодия потеряет свою прелесть.
Стоит отметить, что  «Песня
Нартая» создана в расцвете творческих сил композитора и певца. Об этом говорят и композиция, и форма, и звуковой стиль песни. Только большому певцу под силу исполнение этой песни. По глубине и музыкальным достоинствам она, несомненно, творение настоящего композитора.
Говоря о Нартае, трудно пройти мимо его литературной работы. Вырос он в ауле, далеко от городов и железнодорожных станций, не имея возможности учиться в школе, получить образование. Но благодаря настойчивости и упорству Нартай самостоятельно овладел грамотой, научился   читать и писать. Он жадно тянулся к знаниям, писал и читал все, что попадало под руку, упорно работал над собой. Все это повлияло на его литературное творчество.
Много времени и сил уделяя поэзии, и в отличие от многих народных акынов, сочинявших свои стихи устно, имел возможность записывать свои произведения. Так он стал не только представителем устного народного творчества, но и одним из деятелей молодой поэтической литературы. Почти все стихи, записанные на бумаге, были положены автором на музыку.    
Казахское национальное искусство испытало в начале тридцатых годов большой подъем. Прилив творческих сил почувствовал и Нартай.  Талант его развернулся вовсю, а популярность росла с каждым днем. Он стал неутомимым пропагандистом новой жизни.
В 1937 году Нартай возглавил культбригаду Шиелийского района, которая вскоре превратилась в областной ансамбль. Душой ан-самбля стал Нартай. В составе ансамбля были певцы, домбристы, танцоры, быстро завоевавшие успех у зрителей. Самодеятельный коллектив отличался широким репертуаром, в котором были казахские народные песни и кюи, произведения советских композиторов, скетчи и одноактные пьесы.
В народе этот коллектив называли «ансамблем Нартая». Широкую деятельность он развернул в годы Великой Отечественной войны. С неизменным успехом выступал ансамбль в Чимкенте, Джамбуле, Кзыл-Орде, а также за пределами республики – в Оше, Джалал-Абаде и других городах. Огромную роль в нем играл Нартай. Он выступал как певец, исполнял лирические и патриотические песни, играл на домбре и гармони, аккомпанировал другим певцам, подбирал песни для ансамбля, помогал артистам найти свое амплуа, проводил репетиции, писал стихи.
В 1938 году на торжества, посвященные семидесятилетию творческой деятельности гиганта казахской народной поэзии, «отца акынов» Джамбула, был приглашен и Нартай. Заметив его среди акынов, юбиляр, обрадовался, подошел и обратился к нему со стихами:
«О, Нартай, звонкоголос, красноречив!
Слово – сахар у тебя и мед – мотив.
Запоешь – и сердце вспыхнет в тот же миг,
Словно солнце, край земли позолотив».
 Джамбул очень высоко ценил Нартая. О его удивительном даровании, поэтическом мастерстве старый акын говорил не раз. На встрече народных акынов Джамбул высказал свое пожелание:
«Нартай, Кенен, Нурлыбек,
пусть не смолкнут песни вовек»!
 В 1942 году Нартай был принят в члены Союза писателей Казахстана. Он принимал участие в работе первого и второго съездов казахстанских писателей. Стихи и песни Нартая регулярно печатались на страницах областных и республиканских газет и журналов.  А  в пятидесятых годах был издан сборник его стихотворений и песен под названием «Мелодии домбры». Сборник Нартая стал значительным событием в казахской поэзии. Восхищенный его талантом, Сабит Муканов писал: «Острослов, весельчак Нуреке с сердцем каждого накоротке».           
 За активную работу в годы Великой Отечественной войны, за заслуги в воспитании трудящихся в духе патриотизма Нартай был награжден орденом, многими медалями, которые сейчас хранятся в экспозиции музея. Умер Нартай в 1955 году в возрасте 65 лет. До последнего дыхания он служил своим искусством народу, оставив богатое литературное и музыкальное наследство.
 … Улицы, дома, клуб, мечеть и музей – все словно пропитано дыханием и силой творчества Нартая Бекежанова в его родном ауле. Везде чисто, уютно, и радушный прием местных жителей перенес меня на какое-то мгновение в эпоху великого певца. Больше всего меня поразил своим убранством того времени шанырак и предметы обихода, а также серебряные украшения Бактыгуль, матери Нартая. Хранить память о человеке, внесшего огромный вклад в просвещение казахского народа, его музыкально-поэтического  искусства – наша дань уважения и благодарности его таланту.
26-9-2015 25 сентябрь 2015 г. 0 0