• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЧТОБЫ ДЕНЬГИ В АСФАЛЬТ «НЕ ЗАКАТЫВАЛИ»...

Казыбек БОТАЕВ
ЧТОБЫ ДЕНЬГИ В АСФАЛЬТ «НЕ ЗАКАТЫВАЛИ»...По словам специалистов, к первой категории автомобильных дорог, которые проходят по территории области,  относятся трассы республиканского значения протяженностью 1109 километров. 812 из них – это международный транзитный автокоридор «Западная Европа – Западный Китай», его отрезок от границы с Южно-Казахстанской областью до Кызылорды. Часть автобана от областного центра на север имеет уже вторую квалификационную категорию.
Общая протяженность автодорог областного и районного значения, проходящих по территории области, составляют 2245 километров. 13 километров из них имеют асфальтобетонное покрытие и относятся к 3-й категории. Это дорога, соединяющая областной центр и аэропорт имени Коркыта-ата, где в прошлом году был проведен капитальный ремонт.
1438 километров дорог в области, где для ремонта проезжей части был использован холодный асфальт, имеют 4-ю категорию. 239 километров таких дорог имеются в Аральском, 264 километра в Казалинском и других районах. Оставшиеся 224 километра дорог имеют гравийное покрытие и  относятся к пятой категории.  
К слову, категория, которая присваивается дороге, зависит от интенсивности движения по ней автотранспорта. К примеру, интенсивность движения на дорогах внутри одного района и между населенными пунктами, не очень большая в отличие от дорог областного и республиканского значения.
В 2013 году на строительство, реконструкцию, капитальный и средний ремонт автомобильных дорог областного и районного значения из республиканского и местного бюджетов было выделено более 10 миллиардов 982 миллионов тенге. Из этих средств освоено 99 процентов – проведена реконструкция и капитальный ремонт 358,4 километра дорог. Кроме того, часть средств была направлена на продолжение строительства моста через Сырдарью в районе поселка Терен-озек, а также текущий ремонт и обслуживание дорог областного значения.
В нынешнем году из республиканского и местного бюджетов выделена примерно такая же сумма – около 10 миллиардов 264 миллионов тенге. В настоящее время на средства, выделенные из республиканского бюджета, проводится капитальный ремонт на 27,7 километра автомобильной дороги «Жалагаш – Жосалы», 5,3 километра дороги «Самара – Шымкент – Жанакорган – Тогускен – Келинтобе». Продолжается строительство моста через Сырдарью, ведется реконструкция 2 километров дороги «Самара – Шымкент – Шиели – Жемис-жидек». Список можно продолжать.
Особо стоит сказать о качестве работ. И тут есть о чем поговорить. Хотя в областном управлении пассажир-ского транспорта и автомобильных дорог уверены, что качество построенных и отремонтированных дорог отвечает всем требованиям.
– В Республике Казахстан существует один норматив на строительство и ремонт автомобильных дорог, – сказал заведующий отделом автомобильных дорог ведомства Нуртай Куанышбаев. – Проектно-сметная документация готовится специально для проведения реконструкции, капитального и среднего ремонта. Могу сказать, что нормативы улучшаются из года в год. Соответственно, растет качество строительства и ремонта дорог.
По словам Н. Куанышбаева, определен круг ответственности контролирующих органов. Областное управление как заказчик контролирует качество строительства через них. Специалист, представляющий контролирующий орган, постоянно находится на объекте и своевременно делает замечания по недостаткам в работе подрядной организации и дает указания по их устранению. В случае, когда допущены крупные недостатки или отклонения от нормативов, он имеет право приостановить работу. Одновременно ставит в известность об этом заказчика.
И такие факты, к сожалению, есть. К примеру, самый крупный объект нынешнего года – автодорога  област-ного значения «Жалагаш – Жосалы» протяженностью 74 километра. Сейчас капитальный ремонт идет на оставшихся 27 километрах. Конкурс на проведение работ выиграло ТОО «Кыран», которое в прошлом году проводило капитальный ремонт 8 километров этой дороги.
Однако недавно сотрудники РГП «Кызылордажолзертхана», которое имеет на этом объекте передвижную лабораторию, нашли серьезные нарушения в работе подрядчика, а компания «Ердан и К», осуществляющая технадзор, временно приостановила его работу  и вынесла предписание. Теперь ТОО «Кыран» должно переделать работу на определенном отрезке дороги и привести его в соответствие с требованиями проекта.  И лишь после этого подрядной организации будет дано разрешение на продолжение работы.
Мои коллеги – журналисты хорошо знакомы с дорогой «Жалагаш –Жосалы», так как очень часто нам приходится по ней ездить в северные районы области. Хочу сказать, что качество первой половины дороги, ремонт которой был сделан совсем недавно, оставляет желать лучшего. Об этом говорит ее нынешнее состояние. А ведь было потрачено немало денег.
– Не могу сказать, что качество ремонта очень низкое, – не согласен начальник отдела. – Да, были затрачены средства, с этим не поспоришь. Однако дело в том, что по обеим сторонам дороги каждой весной накапливается вода. А пару лет назад во время весенних паводков дорогу просто затопило и смыло полотно на нескольких участках.
Эти участки, о которых говорит мой собеседник, являются наиболее слабыми. По его словам, подпочвенные воды располагаются очень близко к поверхности и при подъеме уровня воды в реке поднимаются и они. А тем временем вода постепенно подмывает основание дороги. И с этим, как говорит специалист-дорожник, тут ничего не поделаешь, так как кругом рисовые поля. Дорога была построена еще при Союзе, и думается, что прежде чем это сделать, были проведены тщательные исследования. Поэтому, по его словам, предусмотрен ее ежегодный текущий ремонт, на что согласно нормативам из областного бюджета выделяются необходимые средства.
Хотелось бы отметить и такой фактор. Наши дороги рассчитаны на проезд по ним грузовых автомашин весом не более 12-13 тонн. А на деле по ним ежедневно проезжают десятки большегрузных автомашин от 20 до 40 тонн. Когда шло строительство международной автомагистрали, вся большегрузная техника пошла именно по дороге «Жалагаш – Жосалы», что тут же отразилось на ее состоянии. Не раз дорожники выставляли знаки, запрещающие проезд таких автомашин, на въезде дежурили сотрудники дорожной полиции, однако огромные грузовики продолжали ездить. В итоге дорогу разбили вновь. Сейчас в связи с капитальным ремонтом отрезка дорогу вновь закрыли, и это вызвало ряд трудностей для населения.
– Дело в  том, что подрядная организация дает гарантию на два года, – говорит Н. Куанышбаев. – Например, мы настояли на том, чтобы ТОО «Кыран» в нынешнем году вновь проводило ремонтные работы, которые оно провело в прошлом году.
Нарекания к работе подрядной организации были и при строительстве автодороги «Самара – Шымкент – Боген» протяженностью 68 километров. Помнится, областной акимат вынес решение, чтобы подрядчик устранил недостатки за свой счет.  Кстати, что касается дороги на Боген, то сейчас она вновь требует ремонта.
Вопиющий случай произошел несколько лет назад в Аральском районе. В 2011 году тендер на проведение среднего ремонта ряда городских улиц общей протяженностью 8 километров выиграло ТОО «Жибек жолы Евразия». Дороги, отремонтированные осенью, уже после первого дождя оказались не пригодными к эксплуатации. По словам сотрудников ТОО «Асем курылыс Кызылорда», в составе асфальта, который положили на улицах Аральска, не было  битума. Вместо него было использовано дизельное топливо. Директор же компании Араик Айвазян утверждал, что это новый, армянский  метод, о котором еще мало кто знает.     
– Районные власти потом судились с фирмой, – рассказывает Н. Куанышбаев. – Хотя руководство Аральского района не настояло на проведении лабораторного анализа при приемке. Суд вынес решение, по которому у подрядчика отозвана лицензия. А дорога все еще остается в таком состоянии.
Несколько слов о ремонте улиц областного центра. В этом году планируется провести реконструкцию, капитальный, средний ремонт 79 улиц города, а также строительство дорог общей протяженностью 73,3 километра. На это из областного и городского бюджетов выделяется почти четыре миллиарда тенге.  
 Как рассказал руководитель городского отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Марсбек Молдабаев, в настоящее время проводится реконструкция городских улиц Саламатова, Рыскулова, Абылхаирхана.
Люди, проживающие по улице Достык в районе КБИ, очень обрадовались, когда там начали проводить ремонт проезжей части. Оно и понятно – десятки лет дорога не видела ремонта и представляла собой жалкое зрелище. Ремонт закончен в срок, по улице мчатся автомашины – любо-дорого посмотреть. Однако стоило мне недавно проехать по этой улице, как я убедился, что это не совсем так. С виду асфальт вроде бы ровный, но когда едешь по нему на автомашине, сразу чувствуешь, что дорожники все-таки схалтурили.
Дай Бог, чтобы эта и другие дороги, на ремонт которых ушло столько денег, как можно дольше служили нам. Это не тот случай, когда можно говорить о подпочвенных водах.
26 июля 2014 26 июль 2014 г. 0 0