«Необходимо поддержать поиски и открытия по очистке выбросов ТЭС, повсеместной экономии электроэнергии на основе новейших технологий в производстве и быту».
(Из Послания Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана
«Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее»).
Игорь ТИТЕНОК
Тема энерго- и ресурсосбережения в том или ином виде есть практически во всех Посланиях Главы государства и в очень многих его выступлениях по экономиче-ским вопросам. Об этом Президент говорит даже тогда, когда само слово «энергосбережение» не произносится. Например, строка из нынешнего Послания «Производительность труда надо увеличить в 5 раз – с нынешних 24,5 тысячи до 126 тысяч долларов» само собой подразумевает, что такой производительности можно до-стигнуть только в случае кратного снижения энергоемкости производства.
Все это хорошо понятные истины, но почему-то отсутствующие в нашей повседневной жизни. Далеко за примером ходить не буду – расскажу о своем рабочем месте. Наши читатели знают, что редакция «КВ» в конце прошлого года, как и все наше ТОО «Сыр медиа», переехала в новое здание на улице Султана Бейбарса рядом с Назарбаев интеллектуальной школой. Оно по времени постройки, конечно, новое, но можно ли его назвать современным? Это вряд ли. Тем требованиям по эксплуатационным качествам, которые сейчас предъявляют к подобным зданиям в развитых и развивающихся странах, оно не отвечает. Система отопления на нашем объекте выполнена по стандартам, как минимум, вековой давности. В кабинетах на радиаторах даже нет регуляторов подачи теплоносителя. Как результат, во многих помещениях окна открывают даже в морозы, но есть и кабинеты, которые подтапливаются электрокаминами.
Не за горами лето. Уже сегодня наше руководство ломает голову, как изыскать средства на покупку и установку кондиционеров. Если эту проблему удастся решить, то мы изрядно попортим внешний облик здания и на все лето на многие годы вгоним себя на непомерные траты за электроэнергию.
Можно было всего этого избежать? Разумеется, и весь развитый мир это уже сделал. Посмотрите любую картинку из Европы, Северной Америки, Японии, Австралии. Где торчащие из стен и окон, уродующие архитектуру блоки охладительного оборудования? Их нет, потому что там давно поняли, что намного дешевле использовать централизованное охлаждение здания, применяя тепловые насосы и рекуперацию.
Из школьного учебника физики за шестой класс известно, что коэффициент полезного действия любого электрооборудования увеличивается с ростом его мощно-сти, а удельная стоимость произведенного тепла, холода, электроэнергии, наоборот, падает. Грубо говоря, кондиционер на 100 киловатт будет стоить в два раза дешевле, чем двадцать кондиционеров по четыре киловатта, а холод, выданный первым агрегатом, будет, наоборот, в два раза дешевле.
Кстати, наше старое здание по проспекту Абая, спроектированное сорок пять лет назад, имело такой единый кондиционер. Правда, тогда две редакции уплотнили, третий и первый этажи перестроили, убрав этот кондиционер, конференц-зал и библиотеку. Потом мы десятки лет тратили огромные деньги на кондиционеры в окнах и оплату счетов за электроэнергию.
В этой старой истории есть хоть какое-то объяснение ресурсо- и энергорасточительства: тогда рост энергопотребления чуть ли не определял рост уровня жизни, а значит, категорически приветствовался. Но что сейчас за-ставляет наших проектировщиков обрекать эксплуатантов на энергорасточительность? Наше здание будет «жить» не менее полувека. За это время наши затраты на его тепло-, холодо- и электроснабжение в несколько раз превысят стоимость самого здания. Если бы (трудно почему-то такое представить) здесь было смонтировано действительно современное энергосберегающее оборудование – например, тепловая насосная реверсная (вырабатывающая холод и тепло) установка, то она окупилась бы максимум за три-четыре года, а наши затраты на электро- и теплоэнергию с первого дня эксплуатации были бы в три-пять раз меньше. Как видим, этого не случилось, и теперь автору приходится писать об энергосбережении в условиях ничем не оправданного энергорасточительства.
Наверное, всем понятно, что наша новостройка не единственный объект с такими характери-стиками, построенный в нашей области. Последние годы в нашем регионе ежегодно сдаются в эксплуатацию десятки школ, детсадов, поликлиник и больниц, клубов, спортсооружений, и все они абсолютно не соответствуют, например, европейскому уровню энергопотребления зданий. И самое печальное, что опыт строительства последних лет убеждает, что мы и не собираемся двигаться в этом направлении. Проектные организации и, разумеется, те, кто формирует для них техзадания, к своим успехам в энергосбережении относят применение стеклопакетов и газовых ламп, но это лишь следствие того, что лампы накаливания, деревянные оконные блоки уже почти не выпускаются.
Работа по энергосбережению на уровне проектов и техзаданий у нас подменяется разговорами, а точнее, мечтами о «зеленой» энергетике. При этом, может, умышленно, а может, от незнания мы умалчиваем, что при наших энергозатратах на единицу продукции ветровые и солнечные киловатт- часы электроэнергии будут не просто дорогими, а на вес золота.
В желании догнать развитые страны в фото-, ветроэнергетике мы не берем в учет то, какой этап предшествовал этому. Япония прежде чем массово перейти на фото-, ветрогенераторы, почти весь свой жилой фонд и девяносто процентов административных, промышленных и социальных зданий перевела на отопление и охлаждение с помощью тепловых насосов. Такие же показатели у Норвегии, Швеции, Германии, чуть меньше – у государств той тридцатки, куда мы стремимся. Там именно внедрение новых строительных технологий и материалов позволило снизить потери тепловой энергии от 10 до 30 процентов, повсеместное применение тепловых насосов, рекуперация воздуха в вентиляционных системах, использование тепла сточных вод, получение из них биогаза дало возможность сократить потребление в пересчете на универсальную электрическую энергию в два-три, а во многих случаях и в 5-6 раз. Этот процесс продолжается. Сейчас, например, применяют стекла, которые до определенной температуры воздуха пропускают тепло в здания, но не выпускают его оттуда.
Мы уже писали в «КВ», что в других регионах страны процесс энергосбережения в европейском понимании уже пошел. Например, в Усть-Каменогорске АО «Казцинк» на собственном производстве установило промышленную тепловую насосную установку мощностью 3,7 Гигакалории. Она окупилась за 2,5 года. Тепловой насос, установленный в здешней школе-интернате, дал четырехкратную экономию бюджетных средств на отопление. По программе, которую в этом регионе приняли, запланированный перевод бюджетных объектов на автономное отопление с ТНУ позволит экономить в год 3,5 миллиарда тенге бюджетных средств.
…В Кызылорде скоро начнутся тендеры на проектирование школ, больниц, клубов, поликлиник, детсадов, административных зданий и спортивных сооружений за счет бюджетов всех уровней. Беру на себя смелость утверждать, что во всех этих проектах, которые будут строиться в 2015-17 годах, энергосбережение останется таким же, как в моем кабинете.