• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

УЧАТ И УЧАТСЯ ПО-НОВОМУ

София АЛДАМЖАРОВА
УЧАТ И УЧАТСЯ ПО-НОВОМУ«Ну как, понравилась школа?» — спросила меня пресс-секретарь  Назарбаев Интеллектуальной школы Елена Рыбина, которая стала для меня гидом. «Не то слово, — ответила я, —
можно только позавидовать тем, кто в ней учится и будет учиться». Могли ли мы лет десять-пятнадцать назад мечтать о школе, больше похожей на научно-исследовательский центр? Вопрос риторический.
Направляясь в Назарбаев Интеллектуальную школу, я и представить не могла, что во дворе увижу, как дети вместе с педагогами будут играть в «разорви цепочку». Куратор-педагог-организатор Багдат Абилов пояснил, что это необходимо, в первую очередь, для физического и психо-эмоционального здоровья детей, к тому же командные игры сильнее  сплачивают школьников и учителей.
На входе выдали специальный пропуск — и «добро пожаловать» в увлекательный мир знаний, в атмосферу дружбы, приветливости, вежливости, доброжелательности. Первое, что поражает здесь — прозрачные потолки в фойе, залах. Они, пропуская свет, создают атмосферу открытого, безграничного простора. Представьте: дождь за окном или снег, а ты сидишь в уютной медиатеке и видишь растекающиеся струйки воды или лавину снежинок. Такой же стеклянный потолок и стены в коридоре на входе. У каждого школьника тут специальный пропуск, все входы-выходы фиксируются, это удобно и для того, чтобы знать передвижения учеников. Раздевалки как таковой нет, она и не нужна: на всех этажах установлены пронумерованные шкафчики. Приходит ребенок в школу, подходит к своему шкафчику и складывает там учебники, верхнюю одежду, сменную обувь.
Еще привлекают взор картины, красивые вазоны с цветами, огромные экраны на стенах, показывающие занятия онлайн.
В оранжерее школы, так называемом зимнем саду, с любовью и теплом взращивают различные виды комнатных растений: калатея, дифенбахия, драцена, арека, фикусы, замия, алоэ, аспарагус, бальзамин, герань, камелия,  фиалка, маранта… В аквариумах  — рыбки, в клетках — пестрые попугаи. Ученики с удовольствием отдыхают здесь после уроков. Тут часто проходят лабораторные  занятия по биологии, проводятся экспериментальные работы. Ребята и сами с удовольствием высаживают растения в горшочки, пытаясь вывести новые сорта комнатных растений.
Святая святых в здании – это храм книги или библиотека. Здесь около
25 тысяч книг на трех языках.
— Фонд библиотеки постоянно пополняется новой коллекцией художественной и научно-популярной литературы, — говорит заведующая библиотекой Багдат Толепбергенова. – Выдача, комплектация книг автоматизирована. Отличие от обычной библиотеки в том, что здесь все поделено на зоны чтения, отдыха, мультимедийную, научно-исследовательскую… В зоне отдыха, сняв обувь, можно полежать и расслабиться на большом ковре. Где еще в школьных библиотеках вам позволят понежиться и даже немного подремать на мягких подушках? Доступ к Интернету в школе повсеместный. И в библиотеке есть ноутбуки, где во всемирной сети можно поискать интересующий материал. В зоне отдыха мальчишки играют в шахматы. Разговорилась с ними. Семиклассник Султан Тажимуратов из Теренозека. Его сестра тоже ученица в НИШ. Оба живут в общежитии.
— Мне нравится здесь все, — говорит Султан. — И чуть подумав, добавил: — Особенно интересно проводить опыты, экспериментировать с разными препаратами. Такого у нас раньше не было. В будущем хочу стать хирургом, работать у себя в регионе, ведь у нас не хватает квалифицированных врачей.
Мне показали кабинеты, где дети проводят внеурочное время. Вот кабинет экономики региона с макетами нефтяного оборудования, полезных ископаемых, различными картами. Рядом — маленькая телестудия, свои первые шаги здесь делают будущие журналисты и телеоператоры. Они учатся работать с камерой, микрофоном, готовят собственные репортажи.
В спортзалах часто проводятся линейки, различные мероприятия. В отличие от других учебных заведений здесь вдоль стен установлены складывающиеся трибуны, я бы сказала трибуны-трансформеры. Сложил, задвинул, и они никому не мешают.
Надо отметить, что в школе каждый квадратный метр площади используется рационально и продуманно. В коридорах кроме изящных диванов для отдыха можно увидеть уголок шахматной игры, стол с ноутбуками для самостоятельных занятий. На перемене несколько ребят вышли поиграть в шахматы. Самым сильным в этом блиц-турнире оказался семиклассник Олжас Кульсеитов.

НЕ ТОЛЬКО МИКРОСКОПЫ И НАНОТЕХНОЛОГИИ…
С непривычки в школе можно и заблудиться. Именно для того, чтобы ученики осмотрелись, освоились, им дается двухнедельный адаптационный период.
Кабинеты казахского языка, физики, математики и новые — робототехники, нанотехнологий, биохимии расположены на втором этаже. В компактных кабинетах — 10-12 одноместных парт, здесь занимаются по группам. Везде интерактивные доски, на столах — ноутбуки. И огромное количество приборов. К примеру, на одном из оптических приборов можно проводить до пятисот опытов.
Один из поворотов коридора привел нас в отсек интерната-общежития, рассчитанного на 120 учащихся. В холле — ковры, диваны, картины, цветы. В каждой комнате по две двухъ¬ярусные кровати, шкафы, тумбочки, зеркало, есть душевая и санузел.
В этой школе особое внимание уделяют физподготовке. На территории расположен спортивный комплекс с футбольным полем, теннисным и хоккейным кортами, баскетбольной и волейбольной площадками. Спортивные залы оснащены по последнему требованию времени. Есть тренажеры, стена для скалолазания, самый современный спортинветарь. Здесь даже учат играть в крикет.
— Таких условий для занятий спортом нет, наверное, нигде в городе, — говорит Азиз Акмурза, — У нас можно выбрать практически любой вид спорта и профессио¬нально им заниматься.
Особое внимание — питанию детей: оно здесь пятиразовое, с разно¬образным меню.
— Ученикам, которые живут в общежитии, то есть проводят в школе практически все время, мы стараемся прививать повседневные навыки, которые пригодятся им в жизни, — говорит заведующая интернатом Сайран Измагамбетова. – Они учатся шить, готовить, сами занимаются стиркой, пекут, шьют… Часто приглашаем родителей, которые учат детей вести домашнее хозяйство.
— Мне очень нравится в интернате, — говорит Нурдана Октяброва из Аральска, отличница, лидер «Шанырака» — это сообщество учеников старших и младших классов. – Здесь созданы все условия для комфортного проживания: горячая вода, сбалансированное питание, уютные спальни. Не говоря уже о кружках самодеятельности, спортивных.
Кстати, сообщество «Шанырак» —еще одно ноу-хау НИШ. Объединяя детей разных возрастов, оно позволяет почувствовать командный дух, старшие берут шефство над младшими, подтягивают их в учебе, помогают готовить научные проекты, писать исследовательские работы…
Формировать общечеловеческие принципы, воспитывать детей в духе милосердия, уважения, сострадания помогают специальные акции, которые периодически организовывают сами ученики. К примеру, под Новый год школьники посетили Дом малютки, устроили праздник для малышей с подарками и концертной программой. Летом организовали флеш-моб для мальчика, страдающего редкой болезнью.
— Деньги на благотворительные акции дети зарабатывают сами, — говорит С. Измагамбетова. – Игрушки, картины, гобелены из войлока, бисера и других сподручных материалов охотно раскупаются.    
Популярны такие социальные практики, как «2 недели в ауле». Это когда учащиеся две недели живут у родственников в аулах, чтобы ощутить на себе жизнь аулчан. Нравится детям проводить несколько дней на работе у родителей. Таким образом у них формируются трудовые навыки, чувство дисциплины, ответственности.

ТРУДНО В УЧЕБЕ – ЛЕГКО В РАБОТЕ
Стандарты образования, которые разрабатываются для НИШ, в скором времени будут внедряться в общеобразовательные школы.
— Есть школы, которые прикреплены к нам, — говорит директор НИШ Гульмира Мункеева. – Для своих коллег наши учителя проводят мастер-классы, тренинги, семинары.  Но мы открыты не только базовым школам, будем рады сотрудничать со всеми педагогами, желающими перенять лучшие методики преподавания.
К сожалению,  школа испытывает дефицит квалифицированных кадров. Дело в том, что не все педагоги проходят конкурсный отбор в НИШ. Желающих много, а вот отбор проходят трое-пятеро из ста. А это свидетельствует о не очень высокой квалификации учителей в общеобразовательных школах.
В НИШ трехъязычие. Причем терминологический минимум на языке Шекспира должны по возможности использовать на всех занятиях. К слову, в школе используют интегрированные методы обучения, погружая детей в языковую среду. То есть  уроки химии и биологии могут вестись на английском языке. Пока используется командный метод преподавания с двумя учителями – носителем английского языка и местным педагогом.
— Сейчас мы готовим своих педагогов, которые могли бы вести урок на двух языках, — говорит Г. Мункеева. – Однозначно могу сказать, что учитель НИШ должен постоянно повышать свою квалификацию, профессионально расти, чтобы воспитывать таких же разносторонне развитых, талантливых детей.
Такие универсальные педагоги в школе есть. К примеру, Каирбек Буксикбаев дает уроки химии на английском и русском языках. В школе есть специальные языковые курсы для учителей от начинающего до продвинутого уровня. Причем учатся языкам не только кызылординские педагоги, но и приглашенные иностранные учителя. Для них открыты курсы русского и казахского языков.
Впрочем, приходится констатировать тот факт, что далеко не все педагоги владеют английским, тем более на высоком уровне. Поэтому первостепенное внимание руководство школы уделяет повышению квалификации кадров. Часть педагогов уже прошла обучение в Англии, Канаде, Германии, США, Корее, Сингапуре...

БЕЗ ОЦЕНОК
Оценок в НИШ нет в принципе. То есть они есть, но здесь используется критериальное оценивание. Это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования. Двойки, тройки никак не влияют на четвертные оценки, их можно легко исправить, главное – усвоить материал, достигнуть цель, которую ставит учитель.  Это исключает
субъективизм в оценивании знаний учащихся.
— Хотя поначалу были попытки со стороны родителей повлиять на систему оценивания, — улыбается Ляззат Абдраимова, заместитель директора по воспитательной части. – К счастью, родители быстро поняли, что ни мы, ни руководство школы, ни кто-то еще не способен повлиять на успеваемость ученика. Оценивается не то, как вызубрил, выучил материал, а как полно и точно ты его усвоил по схеме «знание-понимание-применение». И сможешь ли применить знания на практике.
В школе активно используют метод «лессон-стади», когда приветствуется командное составление поурочных планов, когда можно подкорректировать свой урок, отсечь что-то ненужное, добавить что-то полезное, таким образом улучшить ход урока. Популярны онлайн-трансляции уроков между Назарбаев Интеллектуальными школами. На специальном портале учителя могут выставить свой урок, коллеги из других НИШ могут дать дельные советы, отзывы. Кстати, показательные уроки наших педагогов признаны одними из лучших.
Надо сказать, что уроки в НИШ проходят не совсем обычно. Темы, которые обсуждаются, весьма обширны, выходят за рамки общеобразовательных. К примеру, весьма интересным было обсуждение проблемы коррупции. Ответы детей серьезны. Детей учат самостоятельно находить ответы на вопросы, не прибегая к плагиату, проводить лабораторные и исследовательские работы. Если использовал чью-то работу, то непременно нужно сделать ссылку на нее. Так в детях воспитывается чувство ответственности за свои поступки.
Тема любого урока, будь то химия, биология, русский или английский, неразрывно связана с экономикой региона. К примеру, на уроках русского языка и литературы задают вопрос, какие инфраструктурные проекты сейчас реализуются в области. Таким образом проверяется не только орфография и пунктуация. «Какие специальности будут востребованы  в рамках индустриальных проектов?» — этот вопрос может звучать и на уроке химии, географии, иностранного языка...  
«Я согласна принять ваш ответ», «Такое тоже возможно» — эти слова  можно часто услышать на уроках в НИШ. И никогда не услышишь: «Нет, неправильно, ты не прав (а)».   Дело в том, что педагоги ни в коем случае не подрезают крылья инициативам детей. Любое мнение учитывается и уважается.  
Это лишь малая толика того, что удалось заметить на первый взгляд. Нововведений тут очень много. Система оценок другая, дети не сдают ЕНТ, их экзамены с практическими опытами будут посложнее тестирования. Ясно одно: из стен этой школы выйдут выпускники с совершенно иным уровнем подготовки, которые, без сомнения, найдут свое место в жизни.
27-1-2014 27 январь 2015 г. 0 0