ЭХ, ДОРОГИ...
Мира ЖАКИБАЕВА
В «КВ» 22 апреля с.г. вышел материал «Чтобы от дачи была отдача», рассказывающий о проблемах садоводческих обществ Кызылорды. Тема эта требует продолжения, поскольку в редакцию обращаются дачники со своими проблемами. Они в том числе сетуют и на плохие дороги, поэтому наличие собственного автомобиля еще не означает, что на нем можно легко и беспрепятственно добраться до своей дачи. Заинтересовал такой случай, рассказанный членами садоводческого общества «Электрик». Была у них хорошая подъездная дорога, но ее разбили грузовики.
Увидеть своими глазами эту дорогу мне удалось в прошлые выходные. Пять километров пешком от Тасбогета одолела за один час. За это время навстречу не раз попадались груженные песком самосвалы – строительные работы, как оказалось, не останавливались и в выходные.
– Мы живем на этих дачах тридцать лет и прошли пешком тысячи километров от Тасбогета до своего дома, – говорит кызылординка Валентина Тманова. – Десять лет обивали пороги городского акимата, и в конце концов была проложена дорога в наше садоводческое общество «Электрик». Но через несколько лет здесь начались строительные работы на водозаборе, с утра до вечера колесили груженные песком самосвалы. Теперь от нашей некогда более-менее нормальной дороги ничего не осталось. Проехать сюда на легковом автомобиле стало проблемой.
Валентина Тманова со своей семьей живет на даче круглый год. Участок был выделен ее мужу – ныне покойному, когда он работал в
КРЭКе. Место очень хорошее – вокруг зелень, воздух свежий, нет, как говорят сами жители, воровства, тишина и покой – все условия для тех, кто хочет держать скот или огородничать. У Тмановых за два десятка лет сложилось крепкое хозяйство – птицеферма, где содержатся куры и индоутки, посажен огород и разбиты большой сад и виноградник.
– Вы приезжайте в августе, посмотрите, какие фрукты выращивают наши дачники – не поверите глазам, – продолжает моя собеседница. – Одна гроздь весит пять килограммов, наливные яблоки, груши, как на картинках в детских сказках, ягоды, как драгоценные камни. Ходил бы к нам автобус, все это мы продавали бы на рынке, но к нам автобус по шестому маршруту три раза в день ходит только в учебное время года – возит учеников, а как начинаются летние каникулы, он не курсирует.
Как рассказали дачники, они не раз обращались в городской акимат с просьбой отремонтировать дорогу, не устраивать автобусные каникулы. Ясного ответа пока им не дали.
Побывала я и еще на одной даче – хозяйка ее Валентина Самойлова второй сезон сидит на чемоданах.
– По семейным обстоятельствам приходится продавать свою дачу-кормилицу, – говорит пенсионерка. – У меня и дом крепкий, и баня, земли 20 соток, что хочешь выращивай или ферму открывай, но как приходят покупатели, так и уходят. Говорят, добираться до вас трудно.
Есть и такая проблема у дачников – сбор мусора. Если в областном центре установлены специальные контейнеры для сбора разнообразных отходов, то в садоводческих товариществах их нет. Дачники, собирая мусор за собой, вывозят его в город и выбрасывают в мусорные бачки. Но немало в каждом дачном обществе тех, кто, избавляясь от мусора, складирует его в окрестностях, и потому вырастают здесь настоящие мусорные
свалки.
– «Мусорщикам» выгоднее работать в пределах города, нежели преодолевать десятки километров в дачные общества ради обслуживания нескольких контейнеров, – продолжает моя собеседница. – Поэтому и сами коммунальные службы без особого энтузиазма относятся к идее цивилизованного сбора мусора в дачных поселках.
Был в редакцию газеты звонок от члена садоводческого общества «Сауранбай» Аллы Вакуленко:
– Хорошо, что подняли проблему нашего садоводческого общества. Больше тридцати лет прошло, как нам выделили эти участки, у нас здесь были сады и огороды, у меня только вишни было 25 деревьев, я ее и продавала на базаре, и даже даром отдавала, чтобы не портилась. Мы вдоволь запасались фруктами, неплохие деньги могли заработать за сезон. В начале 1990-х многие побросали дачи, и теперь полно бесхозных участков.
Сейчас у дачников мотор сгорел и не подлежит починке, а чтобы купить новый, нужно каждой семье скинуться по 50-60 тысяч тенге. Таких денег у еще оставшихся здесь дачников нет. У них сохнут виноградники, смородина, малина, гибнут фруктовые деревья.
С 2016 года «Сауранбай» прикрепили к Сырдарьинскому району, и теперь у дачников появилась надежда, что положение поправится. Возможно, какие-то проблемы решит районный акимат.
По данным городского отдела сельского хозяйства, в городе 50 дачных обществ. Сейчас не везде есть электричество и водоснабжение, дачи чаще всего не охраняются. Все это не множит число дачников, хотя желающих приобрести участки с каждым годом становится больше – люди строят там загородные дома. С каждым годом требования у населения к дачам повышаются. Те условия в садоводческих обществах, которые еще лет десять назад удовлетворяли людей, сегодня многих уже не устраивают. Все хотят, чтобы у них были свет, вода, охрана – три основных критерия для нормальной дачной деятельности. Но если вопрос с охраной решить более-менее просто, то проблема электро- и водоснабжения для многих дачных товариществ пока остается открытой из-за отсутствия коммуникаций или необходимых мощностей.
Для поддержки дачного движения, наверное, нужно использовать действующие госпрограммы по развитию сельского хозяйства, но для этого нужно создать юридические лица, которые по статусу «вписывались» бы в эти программы. Городские власти готовы оказать только консультации. Когда появится возможность помочь реально и привести в порядок дачные массивы, пока неизвестно.