• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ПОМОЖЕТ КОМПЬЮТЕРНАЯ АЗБУКА

София АЛДАМЖАРОВА
Одиннадцатиклассник Баглан Тулебай из Кызылординской школы  № 4 для одаренных детей разработал обучающую программу – азбуку по тогыз кумалаку.
Еще раньше, а точнее год назад, Баглан придумал электронную азбуку по шахматам. Свое ноу-хау парень презентовал акиму области на педсовете учителей. Так как изобретение, в общем-то, не ново: различные электронные инструкции по шахматам уже существуют, то руководитель региона предложил Баглану разработать программу по национальной игре тогыз кумалак. Все свободное время Баглан вместе с другом Магжаном Байдильдой проводил за расчетами, изучением игровых анимационных программ.   
— Думаю, что электронная версия азбуки гораздо больше заинтересует современных детей, которые много времени проводят за компьютерами, планшетами и смартфонами, — говорит Баглан. – Желающие могут легко научиться играть в тогыз кумалак, мы постарались сделать максимально доступную версию азбуки.
Увлечение техникой, компьютерами Баглану передалось от старшего брата Газиза, который научил его не только составлять программы, но и ремонтировать неисправности. «Заразил» игрой в тогыз кумалак друг Бигали Закирияев. А симбиоз увлечений и привел Баглана к идее создания компьютерной азбуки по этой занимательной игре.      
К слову, Баглан еще в прошлом году стал обладателем премии «Самгау» для одаренных молодых людей.  А этому предшествовала еще одна победа – «серебро» на олимпиаде INFOMATRIX по компьютерным проектам, где старшеклассники и студенты со всего мира показывали свои знания и  навыки в области технологий, робототехники, использования современного программного обеспечения. В международной олимпиаде принимали участие более двухсот человек из двадцати двух стран мира. И серебро кызылординского юноши на олимпиаде такого высокого уровня — довольно солидное достижение. Кстати, презентовать изобретение нужно было на английском языке.
— На свои премиальные плюс помощь родителей я купил более мощный компьютер. В свободное от учебы время занимался разработкой программы, — говорит Баглан. – Большую поддержку в составлении программы мне оказал руководитель областного учебного центра Сырым Аскаров. Сделать качественный звук к азбуке помог мой друг Магжан, анимацию я сделал сам.
Не так давно на встрече акима области с молодежью Баглан презентовал свою новую азбуку по тогыз кумалаку, ему предложили запатентовать изобретение. Баглан воспользовался советом и теперь является законным автором и владельцем собственной компьютерной программы. Он уверяет, что азбука это не последнее его изобретение, в голове много идей, которые со временем обретут реальные очертания. Большинство из них касается компьютерных программ, в частности, анимационных. Баглан мечтает стать профессиональным аниматором. Правда, в стране нет специальных учебных заведений или факультетов, где учат такой специальности.
— Образец для подражания для меня — известный актер и режиссер Шакен Айманов. На грандиозные полнометражные фильмы не претендую, но хочу делать качественное и интересное казахстанское аниме, которое будет котироваться в мире, — сказал Баглан. — Сейчас дети не очень дружат с книгой, а через такие фильмы смогут почерпнуть много интересного и познавательного об истории, быте, традициях казахского народа.    
Стяжать лавры победителя исключительно в свою сторону Баглан не хочет и поясняет, что в разработке азбуки по тогыз кумалаку есть вклад его друзей, научных руководителей. Одни помогли найти необходимые программы, поддержали советом, другие – принимали самое непосредственное участие в процессе работы.     
27-9-2014 27 сентябрь 2014 г. 0 0