• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЖИЗНЬ — СТАЛЬНАЯ МАГИСТРАЛЬ

Меруерт КАЛИЕВА
ЖИЗНЬ — СТАЛЬНАЯ МАГИСТРАЛЬДинастия Курбеновых начинается с 1926 года. Айтубай Курбенов, 1905 года рождения, пришел работать на железную дорогу, на станцию Машат, из далекого казахского аула Каиршакты Тюлькубасского района. Свыше сорока лет, до самой пенсии, он проработал  на железной дороге, начинал путевым рабочим, закончил  дорожным мастером.
– Отец мой  – родоначальник нашей династии железнодорожников, – рассказывает его сын Рыстай Курбенов, – в 1936 году  окончил курсы бригадиров пути. Потом его назначили дорожным мастером и перевели на станцию Манкент. Жили мы тогда в путейской казарме, в квартире из трех комнат, одна из которых была конторой дорожного мастера. Помню,  часто в ней проходили планерки, проводили, используя путейскую связь, селекторные совещания. Время было военное, и жизнь на железной дороге была как на войне. Железнодорожники приравнивались к участникам войны. За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны  отец был награжден орденами и медалями. В 1962 году было получе¬но звание  Почетного железнодорожника. Будучи депутатом районного совета народных депутатов, добился выделения земельного участка вблизи от полотна железной дороги и распределил его между железнодорожниками станции и околотка пути. На этом участке были разведены сады и огороды, построены хорошие дома. Благодаря его настойчивости выросла благоустроенная улица железнодорожников. Впоследствии эта улица в селе Аксукент названа была в честь него. Это, пожалуй, самая дорогая награда – любовь и память о нем современников.
Путь, начатый Айтубаем Курбеновым в те тяжелые годы, продолжили его братья. Старший, Кузембай, начинал путевым рабочим, ушел на пенсию бригадиром пути, проработав свыше сорока лет на железной дороге. Другой брат, Тартубай  Курбенов,  в 1943 году ушел на фронт добровольцем. Трудно сложилась его судьба. Он попал в плен. В 1952 году после реабилитации вернулся на родину. С тех пор его жизнь была связана с железнодорожным транспортом, на рабочих должностях он проработал сорок два года.
 Еще один брат Кожанберди Курбенов после окончания бригадирских курсов в 1943 году был направлен в Лепсинскую (ныне Матайскую) дистанцию пути. Начинал он  с бригадира пути, дошел до заместителя начальника дистанции пути. На последней должности проработал свыше двадцати лет. Его труд был отмечен государственными наградами.  
Гордятся родственники и успехами Байкожи  Курбенова – младшим из братьев Курбеновых старшего  поколения железнодорожников. Благодаря железной дороге Айтубай Курбенов и его братья получили обеспеченную жизнь.
 К следующему поколению династии железнодорожников Курбеновых относятся их дети,  которые начали работать в начале 60-х годов прошлого столетия. Дети и внуки Курбеновых тоже пошли по стопам Айтубая, Байкожи, Кожамберди.
–  Я проработал на железной дороге сорок шесть лет, – продолжает разговор Рыстай Курбенов. – После десятилетки  устроился  на  балластный карьер смазчиком экскаватора, чтобы поступить в институт вне конкурса. Тогда это было веянием  времени. Потом поступил в Ташкентский транспортный институт, по окончании получил диплом инженера-механика путей сообщения. По направлению поехал работать в небольшой поселок Агадырь в Карагандинской области. Начинал   помощником машиниста, потом машинистом, технологом, начальником технического отдела.  В1971 году перевелся в Кызылорду, работал старшим мастером, впоследствии начальником депо. Был начальником планового, экономического отдела отделения железной дороги, главным экономистом, последние двенадцать лет я на заслуженном отдыхе.
Рыстай-ага, как и его отец Айтубай,  почетный железнодорожник. Даже на пенсии Рыстай-ага не сидит без дела. Он пишет книгу о династии Курбеновых, собирает соответствующие  материалы.  Он  председатель совета ветеранов железнодорожников области.
Супруга Радия тоже работала на железной дороге. Родила и воспитала  четверых прекрасных детей, двое из них пошли по стопам отца. Рыстай-ага очень гордится своими внуками, их у него восемь. Четверо на «отлично» закончили университеты, получили профессии,  остальные еще учатся в школе.
–  Не сожалею, что мои внуки не выбрали профессию железнодорожника, – говорит Рыстай-ага. – Я уважаю выбор каждого, потому что профессии, которые они получили, востребованы в нашем государстве. Надеюсь, что и они внесут свой вклад в успех страны, но это уже будет отдельная история семьи Курбеновых.
27-9-2014 27 сентябрь 2014 г. 0 0