• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

РИСОВЫЙ ЧЕК – НЕ ПАСТБИЩЕ

Мира ЖАКИБАЕВА                
Разговор о жатве с директором ТОО «Сыр маржаны» Мнажадином Утеевым начался с того, что  скот топчет поля. Мой собеседник был так озадачен этим, что о самой уборке говорить был не расположен.
– Больше ста коров и лошадей  выпустили из-под «ареста», дальше содержать их нет возможности, – говорит он. – Держали коров в загонах, думали, что объявятся хозяева, они так и не появились. Оттого, что скот  вытаптывает чеки, мы ежегодно несем миллионные убытки. Защищаем поля так – огораживаем чеки и нанимаем сторожей, но это не всегда помогает, а надеяться на сознательность хозяев скота бесполезно. Перед каждой посевной и уборочной в аульных округах  собираются специалисты из райакимата,  руководители хозяйств района  и жители. Там еще раз объясняют, чтобы хозяева следили за своим скотом, но толку никакого.  
У них  на все одна причина – нет возможности нанять пастуха.
– В аулах есть желающие  идти в пастухи, дайте им только  заработную плату, – продолжает М. Утеев.  – В аулах немало тех, кто имеет по двести, пятьсот и более тысячи голов скота, но тратиться на пастухов они не хотят. Им все равно, где пасется скот.     
В хозяйстве «Турмагамбет» Кармакшинского района такая же беда –потери от скота  ежегодно от двух до пяти миллионов тенге.
– Нанимаем сторожей, вооружаем их ружьями, – говорит директор ТОО Нуржан Пирмантаев. – Они охраняют чеки с начала посевной  круглые сутки. Бывало, ловили животных, находили их хозяев, писали заявления участковым, но ситуация не меняется.    Мы  обращаемся к аулчанам – подождите, закончим уборку хоть одного чека  – пускайте  скот на него, пусть пасется до тех пор, пока мы полностью не завершим жатву. Но сейчас войдите в наше положение, мы ведь тоже трудимся, как и вы. Зачем вредить друг другу?
Об этой напасти рисоводы говорят не один год. Нужны жесткие административные меры к владельцам скота, но законом они не предусмотрены. А  у самих  хозяев животных чувства ответственности ноль. Так из года в год хозяйства  огораживают плантации, нанимают сторожей,  аульные акимы уговаривают владельцев скота нанимать пастухов,  но в итоге скот пасется в чеках.
Сейчас даже нет такой статьи в Административном кодексе РК, чтобы сдать куда-то пойманный скот. Мало того, рисоводов могут обвинить в скотокрадстве. А это уже – уголовное дело. Надо  штрафовать нерадивых владельцев скота, причем штраф должен быть таким, чтобы дешевле было нанять пастуха. Но вначале надо доказать, что скот принадлежит этому человеку.  Для этого нужно пойманный скот заснять на сертифицированные видеокамеру или фотоаппарат, позвать участкового, создать специальную  комиссию и только потом подавать в суд на хозяина.
– Чтобы не ходить по судам, мы сами наказываем рублем жителей нашего аула, которые не следят  за своим скотом – берем  по две тысячи тенге за каждую пойманную голову, – говорит директор ТОО «Жанажол» Кармакшинского района   Клышбек Абишев. – Понятно, что это мизерная цена  по сравнению с теми убытками, которые могут нанести  безнадзорные коровы. Если поймали во второй раз  – раз и навсегда лишаем хозяина  льгот, которые  людям  полагаются от нашего ТОО. Это – выдача земельных участков, продажа продуктов  питания по оптовым ценам, бесплатные дрова и уголь на зиму. У меня в этом деле многолетний опыт – лучшего наказания, чем наказание тенге, не придумаешь.
Как отмечают специалисты областного управления сельского хозяйства, нет у нерадивых животноводов чувства вины за то, что из-за них некоторые хозяйства ежегодно недополучают миллионы тенге. Во многих городах Казахстана  работают  штрафстоянки  для безнадзорного скота, созданы  специальные органы, которые ловят и  временно содержат коров, лошадей и других животных, оставшихся без присмотра. Они находятся там, пока  не по-явится их хозяин и не  оплатит расходы за их содержание. Иначе – животное идет на убой. У нас такого нет.
– Штрафные площадки для скота нужны, – считает начальник отдела областного  управления ветеринарии Марат Ойнаров. – Сразу найдется хозяин, ведь весь скот сертифицирован, у каждого есть бирка.  В созданной республиканской базе данных по  сертификационному номеру  на бирках можно узнать, кто хозяин, сколько лет животному, когда проводили вакцинацию. Другое дело, что возиться  рисоводам с этим некогда, надо быстрее убирать урожай.
27-9-2016 27 сентябрь 2016 г. 0 0