Был когда-то такой анекдот под рубрикой «самый короткий»: баня, а через дорогу – раздевалка. Мало кто знает, но этот анекдот родился в кругу архитекторов–проектировщиков.
Так они обычно говорили, когда в жилых микрорайонах объекты соцкультбыта и торговли располагались неудобно для его жителей. Шутка архитекторов изрядно подзабыта, а объекты соцкультбыта и торговли возникают теперь чаще всего вопреки всяким законам градостроительства. Больше всего это относится к торговым точкам. Самые крупные из них у нас в Кызылорде вообще организовывались в помещениях промпредприятий. Затем пошел новострой торговых объектов. Разных, в их числе есть весьма удобные для покупателей и внешне даже украшающие город. Казалось бы, еще чуть-чуть, и мы дойдем до цивилизованных градостроительных решений в размещении объектов соцкультбыта во вновь создаваемых микрорайонах. И то, что касается школы, дет- ского садика, так оно и вышло в микрорайоне «Сырдарья». Оба объекта расположены так, что жители двадцати с лишним многоэтажек будут добираться до них, не пересекая автомобильных дорог. Вполне понятным было бы, если б архитекторы оставили в этом микрорайоне пятно для постройки крупного торгового центра. А может, оно, такое пятно, и есть в чертежах, но осталось невостребованным?
Однако, как бы там ни было, но в действительности здесь реализован архитектурный анекдот: баня, через дорогу - раздевалка. Только в данном случае раздевалкой стал торговый центр с названием в лучших традициях государственного языка «S’MALL». Сразу оговоримся, что по ценам, ассортименту, уровню обслуживания это очень хорошее предприятие. Это видно по нескончаемому потоку жителей микрорайона «Сырдарья», пересекающих автомобиленапряженный проспект «Жибек жолы» по нерегулируемому пешеходному переходу напротив торгового центра.
Почему жилой микрорайон и торговый центр оказались по разные стороны автомагистрали? Во всем оказался виноватМосковский автозавод им. Лихачева. Именно он четверть века назад построил здесь свою станцию технического обслуживания «Москвич», корпуса этого производства после реконструкции и стали торговым центром с чисто казахским названием «S’MALL».По всей видимости, удобное расположение для покупателей на автомобилях и удешевление проекта за счет использования имеющихся капитальных строений решило выбор в пользу именно этойплощадки.
Не повлияло на выбор и то, что эта территория граничит с участком профессионально-технической школы. Автору всегда было непонятно правило стометровой торговли алкоголем от образовательных учреждений. У нас есть вполне цивилизованный запрет на продажу сигарет и выпивки тем, кто не достиг. Есть на этот счет и вполне конкретное наказание, раз от раза усиливающееся. Но, видимо, кто-топосчитал, что в торговле у нас сплошь люди, мечтающие споить и обкурить подростков, и потому решено их удалить от школ, колледжей и вузов на сто метров. Мол, если прилавок с пивом и водкой будет на расстоянии 99 метров, то школа сопьется, а если сто метров, то она станет зоной трезвости. К тому же как считать эту стометровку? В иных случаях забор между участками или расположение объектов по крайним границам своих участков расстояние увеличивает на более чем сто метров, но это в расчет не берется. Никто не считает путь от ближайшей парты до ближайшего прилавка с алкоголем. Интересно, что в правила стометровкипо отношению к торговле абсолютно дискриминирующие. К примеру, если вы решили открыть институт, колледж и еще что-нибудь образовательное, то вас никто не будет принуждать это делать в ста метрах от торговойточки, где продается алкоголь. А вот «точке» придется напрягаться, чтобы отстоять свою прибыль. В нашей ситуации СПТУ существовало здесь еще во времена лояльного, и я бы даже сказал, очень, отношения к пиву, водке и вину. Потому и непонятно, как этот торговый центр преодолел стометровку? Конечно, не он один такой спринтер. Если на карту города нанести все объекты образования и торговли алкоголем, тов ста метрах окажутся только магазины в одноэтажной застройке города, а там, где дома повыше, расстояние резко сокращается.
Всех этих вопросов, проблем, неудобств можно избежать только в одном случае, если объекты торговли, бытового обслуживания будут размещаться на карте города по правилам градостроительства, а не прихотитех, кто решил заняться коммерцией.
Игорь ТИТЕНОК.
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |