
Древние философы говорили: «Смотри вперёд с надеждой. Назад с благодарностью. Вверх с верой. А по сторонам с любовью».
Эти постулаты человеческой жизни становятся особенно близкими каждому из нас, когда мы теряем близких людей, друзей, коллег по работе. Найти искренние слова сочувствия, поддержать морально членов семьи усопших - это, наверное, одна из святейших ценностей моего народа, жителей земли Сыра.
Буквально не прошло и месяца, как ушли из жизни три личности, которые оставили свой позитивный след в истории моего родного края, в сердцах многих жителей Приаралья – Валерий Владимирович Ковалев, Александр Иннокентьевич Шевцов и Кульше Оспановна Ауельбекова.
И я хотел бы выразить благодарность руководству области, которое первым откликнулось на человеческое горе, поддержало родственников и выразило им искренние соболезнования путем публикации некрологов в областных газетах, направлением телеграмм семьям. Это дорогого стоит! Родственники этих семей (Наталья Ковалева, Наталья Шевцова, Сауле Ауельбекова) просили меня передать слова искренней признательности главе региона за его сопричастность и сопереживание к их горю.
Позвольте мне сделать небольшой экскурс в историю.
Валерий Владимирович Ковалев старше меня всего на два года, мы с ним работали в обкоме партии в 80-90-е годы прошлого столетия. Валера прошел путь от инструктора до заведующего промышленно-транспортным отделом обкома партии. Имеет непосредственное отношение к рождению постановления Совета Министров СССР «О мерах по ускорению социально-экономического развития Кызылординской области Казахской ССР» от 26 декабря 1986 года, других нормативных актов союзных и республиканских органов, имеющих судьбоносное решение для низовьев Сырдарьи.
Именно в годы, когда В.В. Ковалев работал в промышленно-транспортном отделе обкома партии, был взят курс на ускоренное наращивание промышленного потенциала региона. Были завершены строительство и ввод в эксплуатацию рудника «Шалкия», расширение, реконструкция и техническое перевооружение завода «Рисмаш», обувной фабрики, целлюлозно-картонного завода, Аральского завода подъемно-транспортного оборудования. В короткий срок созданы филиалы обувной фабрики в Шиели и Казалинске, предприятия швейной промышленности («Исмер») в областном центре, приступили к созданию аральского электротехнического завода. Начались регулярные авиарейсы из нового аэропорта, связавшие Кызылорду с Москвой, другими крупными городами страны. Строились и были введены в эксплуатацию вторые очереди железнодорожных путей на участке Саксаульская – Туркестан.
Велись широкие геологоразведочные работы по выявлению нефтяных и газовых богатств Приаралья, обрисовывались границы кумкольского месторождения.
23 февраля 1987 года на центральной площади областного центра состоялся митинг, посвященный отбытию на Кумколь первого «производственного каравана», который доставил 23 «ЗИЛа», 15 жилых вагончиков, две буровые дизельные установки, стройматериалы на месторождение. Одним словом, все необходимое, что нужно для первых дней обустройства.
В июне 1987 года в Кызылкумах появляется первая нефтяная вышка, олицетворяющая рождение в Приаралье новой нефтяной отрасли. А уже 9 мая 1990 года по нефтепроводу «Омск-Шымкент» на Шымкентский нефтеперерабатывающий завод пошли первые тонны кумкольской нефти.
Вот уже почти тридцать лет наша нефть является образцом мирового качества нефти, а само месторождение – символом индустриализации всего региона и кузницей казахстанских кадров.
Валерий Владимирович все время был в разъездах и командировках в Алматы, Москве, решая многие наболевшие вопросы в республиканских и союзных ведомствах. Вместе с ним зачастую выезжали и руководители промышленных предприятий, чтобы донести до верхних эшелонов власти суть проблемы. Среди них – Николай Иванович Попов, директор ЦКЗ, Абайдильда Даулетбаев, директор завода «Рисмаш», Бекбулат Абылбеков, начальник Кызылординского отделения железной дороги, Мурат Газизович Саламатов, начальник НГДУ «Кумкольнефть» (генеральный директор АО «Южнефтегаз»), Вадим Сергеевич Гусев, командир Кызылординского авиаотряда, Кожак Жаксыбаев, директор «Аралсоль», Аббас Нурмаханович Канатбаев, директор Жосалинского механического завода и др.
Каждый из них был профессиональным, опытным руководителем и мог с закрытыми глазами рассказать о проблеме, и вместе с Валерием Владимировичем обосновывать свои предложения, постановочные вопросы по их предприятиям в министерствах и ведомствах.
Помнится, что между должностными лицами обкома партии и руководителями предприятий были доверительные отношения, что в немалой степени зависело от Валерия Владимировича, который сумел во главу угла поставить только профессионализм и деловые качества. Во многом эти навыки он приобрел от своих родителей – участников ВОВ, бывших партийных работников, которые привили своему сыну такие черты, как порядочность и добросовестное отношение к избранному делу, ответственность перед окружающими людьми. Был ровен при обращении с подчиненными и персоналом предприятий, никогда не выпячивал себя.
Для него слова «долг» и «должность» никогда не были синонимами, был скромным в своих притязаниях и увлечениях. У него, как у многих государственных служащих того периода, был выработан иммунитет против накопительства и вещизма, лжи и предательства.
Поддерживал приятельские отношения как с должностными лицами, так и с простыми рабочими, работниками сферы обслуживания. Филипп Портнов, фотограф фотосалона по ул. Энгельса, 43, впоследствии переехавший на постоянное место жительства в США, при встрече в Нью-Йорке в 2014 году, говорил мне: «У меня близкими друзьями в Кызылорде были партийные работники. Среди них В.В. Ковалев, Х.Г. Сарсембаев, М. Турганбаев и Т.Н. Набиев. Они были эрудированными профессионалами своего дела, никогда не кичились передо мной, уважали мое мнение. Не были избалованными, хотя, например, Валера Ковалев всегда жил в достатке, не знал особой нужды в жизни, остался добрым и отзывчивым человеком, всегда заботился о своей маме – Антонине Александровне. Вдали от Кызылорды я всегда вспоминаю о них как о надежных и истинных товарищах, которых мне здесь очень не достает».
Всегда добрым словом отзываются о своем шефе бывшие его подчиненные – Шахизат Хамитович Туребаев, пенсионер, Мурат Нугманов, президент международного автобусного парка – ТОО «Қатынас» из Кызылорды, Еликбай Нурабаев, директор департамента АО «Грузовые перевозки» национальной компании «Казакстан темир жолы» из Астаны, отмечая в нем деловитость и уважительное отношение к ним.
Александра Иннокентьевича Шевцова я впервые увидел в 1968 году на торжествах, посвященных 60-летию комсомола. Тогда я был секретарем ученической первичной комсомольской организации средней школы имени
П. Д. Осипенко, нас приглашали на комсомольские активы, пленумы горкома комсомола. В один из таких дней и увидел первого секретаря горкома партии. Александр Иннокентьевич был примерно ростом, как я, сухощав. Выступление его было кратким и содержательным, без всяких нравоучений типа «а мы молодыми делали то-то».
Позже его семья была соседями моего брата по ул. Байсеитовой, 86, и я несколько раз встречался с ним, но уже в ранге секретаря обкома партии. Всегда был подтянут, чувствовалась в нем некая внутренняя сила.
По словам его сослуживцев и родных Александр Иннокентьевич был трудягой, никогда не пасовал перед трудностями. Да иначе и не могло быть, так как он родился в простой крестьянской семье на Алтае, где труд был главным мерилом ценности человека. Работая механиком на ремонтно-механическом заводе, заочно окончил Московский автомобильно-дорожный институт. Прошел службу в армии, школу комсомола. В 1955 году стал заведующим промышленно-транспортным отделом Усть-Каменогорского горкома партии, был непосредственным участником запуска первого трамвая в городе на Ульбе.
В 1960 году, когда А.И. Шевцова утвердили зав. промышленно-транспортным отделом Кызылординского горкома партии, в областном центре было всего несколько двух-, трехэтажных домов, их тогда можно было пересчитать по пальцам. Остальные дома были одноэтажными, в основном саманными. Освещение в жилые дома и учреждения подавались энергопоездом мощностью 5000 кВт и дизельной электростанцией горкомхоза мощностью 300 кВт.
Молодому Александру (ему в тот период исполнился 31 год) сразу же пришлось как грамотному инженеру-строителю и одному из партийных вожаков города взяться за развитие строительной индустрии, энергетики и промышленности. Были введены в эксплуатацию домостроительный комбинат мощностью 40 тысяч квадратных метров жилья в год, кирпичный завод, завод железобетонных изделий, появились новые строительные организации. Постепенно областной центр стал приобретать современный облик, появились микрорайоны «Новые дома» (Черемушки), Гагарина, Титова, стали строиться объекты образования, здравоохранения, торговли и культуры. Были построены здания областной больницы, Дома культуры, ряд школ. Первую продукцию стал давать построенный ЦКЗ, и 5 ноября 1961 года во всем городе был праздник, посвященный этой дате.

В 1963 году коммунисты города доверили Александру Иннокентьевичу возглавить городскую партийную организацию, он проработал первым секретарем горкома партии до 1971 года. В 1971-1975 годы его выдвинули на вышестоящую должность, был секретарем обкома партии и курировал вопросы строительства, промышленности и транспорта.
В эти годы были построены и введены в эксплуатацию также рисзавод, мясокомбинат, асфальтзавод, ТЭЦ-6 мощностью 74 тыс. кВт, проложена ЛЭП Кызылорда-Байконур, все районные центры были соединены с Кызылордой дорогами с твердым покрытием. Был установлен телевизионный ретранслятор, и жители региона могли видеть по телевизору программы, транслирующиеся из Москвы, Ташкента и Алматы. Помню, мы дети собирались и смотрели глубокой ночью мировые чемпионаты по хоккею и фигурному катанию, чемпионат мира по футболу из Англии (1966 год), Олимпийские игры из Мексики (1968 год).
Именно в этот период началась также масштабная мелиорация низовьев Сырдарьи, на карте области появлялись рисовые инженерные системы (оросительные каналы, рисовые чеки, коллекторы и др.), современные благоустроенные жилые поселки сельчан.
Как вспоминает ветеран труда, депутат Парламента РК двух созывов Абдижалел Бакир: «Александр Иннокентьевич был в общении с нами прост, порядочен и справедлив. Когда я был заведующим организационным отделом горкома комсомола, пригласил на свою свадьбу первого секретаря горкома партии и не надеялся, что он придет. Но он, несмотря на субординацию, пришел на мою свадьбу, высказал нам, молодоженам, добрые пожелания. И я до сих пор помню в своей памяти этот
добрый жест с его стороны, а также эпизод, связанный с тем, что он предложил мне, комсомольскому работнику, выделить жилье. Разве такая человечность забывается?».
В декабре 1975 года А.И. Шевцов был назначен заместителем министра пищевой промышленности Казахской ССР. Находясь на этом посту до 1985 года, он много сделал для развития пищевой промышленности Казахстана. В 1980-1981 годах я находился на военных сборах офицеров запаса в Новосибирске и жил по соседству с Тимуром Днишевым, тогдашним заместителем министра пищевой промышленности республики, который поведал мне много позитивного об Александре Иннокентьевиче: «Он курирует в министерстве вопросы строительства отрасли и благодаря его хватке и деловым качествам в Алматы был построен один из первых в стране (вслед за Новороссийском, Сочи и Москвой) завод по производству кока-колы и пепси-колы. Помимо этого, ускоренными темпами строятся хлебные и пивные заводы, кондитерские фабрики, запускаются линии по производству французских батонов и др. Одним словом, Иннокентьевич – хороший организатор, настоящий мужик!».
По существу А.И. Шевцов прошел огонь, воду и медные трубы чиновника, но всегда с теплотой отзывался о сослуживцах, Кызыл-
орде, где прошло его становление как руководителя городского и областного масштаба.
Переехав во Владимир со своей старшей дочерью, он продолжал жить активной жизнью, хотел поделиться своими воспоминаниями по телефону о Кызылорде с Идрисом Калиевичем Калиевым, в те годы работавшим вторым секретарем горкома партии, а затем председателем горисполкома, жителями областного центра, но не успел. Может быть, со временем мы увидим эти воспоминания об истории Кызылорды начала 60-х годов прош-
лого столетия. Это было бы ценным материалом и подспорьем для местных историков, краеведов, архивистов, государственных служащих и педагогов в деле воспитания подрастающего поколения.
Избирался депутатом Верховного Совета Казахской ССР, областного и городского советов народных депутатов, награждался государственными наградами.
Кульше Оспановна Ауельбекова, супруга одного из известных политических и государственных деятелей страны, Героя Социалистического Труда Еркина Нуржановича Аульбекова, бывшего руководителя Кызылординской области.
Однажды в дипломатическом паспорте моей бывшей коллеги по Кызылординскому облакимату, находившейся в 90-е годы прошлого столетия по работе с мужем в Узбекистане, в графе занимаемая должность я увидел запись «супруга советника Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Казахстан».
Тогда для меня это было полной неожиданностью. Но со временем я понял, что быть супругой высоких должностных лиц – это очень ответственная миссия.
Человечество знает немало историй, когда на эшафот вместе с царствующими особами, поднимались и их супруги (жены).
Многие жены бывших первых секретарей обкомов партии, председателей облисполкомов, глав областных администраций (акимов областей) прошли через это чистилище. Кто-то
ходит с высоко поднятой головой, а кто-то с поникшей.
Кульше Оспановну можно смело отнести к первым, так как она слышала от большинства жителей низовьев Сырдарьи только добрые слова в адрес своего мужа.
Могу твердо сказать, что она с честью выполнила свою миссию супруги Еркина Нуржановича. Была опорой и надежным тылом ему, когда он здравствовал. Сколько себя помню, никогда не вмешивалась в дела своего мужа. Старалась всегда поддержать не только словом, но и делами. Делала все, чтобы супруг после тяжелой и нервной работы находил уют и спокойствие в доме, заряжался дополнительной энергией и позитивным настроем на работу.
Кульше Оспановна была своеобразным «домашним офис-менеджером» Еркина Нуржановича. Собирала все интересные заметки, критические статьи, опубликованные в центральных, республиканских и региональных СМИ, обеспечивала его необходимой информацией, что может пригодиться по жизни.
При этом не ограничивалась только той информацией, которая касается вопросов политики, государственного устройства. Были среди них и материалы, затрагивающие сферу культуры, искусства и литературы. В свободные минуты Еркин Нуржанович большое внимание уделял чтению книг и журналов, заранее подготовленных Кульше Оспановной. В немалой степени благодаря её стараниям мой бывший шеф одним из первых читал все новинки литературы, которые вызывают живой интерес в обществе, среди читателей.
Кульше Оспановна была инициатором посещения ими большинства спектаклей областного драматического театра имени Нартая Бекежанова, Казахского драматического театра им. М.Ауезова, когда тот находился на гастролях в Приаралье. Бывая вместе в Москве, Санкт-Петербурге, Праге, Алма-Ате, они в обязательном порядке посещали театры, музеи, концертные залы и исторические места.
Пришлось ей вместе с мужем вытерпеть все нападки вышестоящих органов при установке памятника Чокану Валиханову взамен памятника Валериану Куйбышеву в Кокшетау, когда решался вопрос об установлении коэффициента к заработной плате для жителей Приаралья, отнесении низовьев

Сырдарьи к зоне экологического бедствия.
Насколько знаю, Кульше Оспановна делала все, чтобы её супруга не отвлекали бытовые проблемы, старалась решать их, не загружая его голову этими вопросами. Касается ли ремонта квартиры, налаживания водо- и теплоснабжения жилья, оплаты коммунальных услуг, покупки продуктов, хозяйственных товаров и проведения другой домашней работы.
Не было у неё нянь, репетиторов, домработниц, как это принято сейчас во многих элитных квартирах, у чиновников большого ранга, вся работа по дому ложилась на её плечи. На кухне она была кудесницей, готовила разнообразные и вкусные блюда. Отменными получались у неё бешбармак, борщ, окрошка, свекольник, разнообразные вторые блюда, а также всякие печеные изделия к чаю.
По своей натуре Кульше Оспановна была хлебосольной, но статус её мужа не позволял ей развернуться, как следует. Но когда приезжали близкие родственники и друзья семьи, она демонстрировала все свое искусство в кулинарии и гостеприимстве.
Готовила изысканные яства (мясо, мясные и рыбные изделия, приготовленные по рецептам Кокше, Семиречья и Прибалхашья), пышные и вкусные баурсаки, различные овощные салаты и др. Фирменным её напитком был морс, который позволял гостям взбодриться и чувствовать себя в отличной форме.
Вся нагрузка по воспитанию дочери Сауле, её обучению в школе, а затем в институте, ухаживанию за внуком Шингисом, также выпала на её хрупкие плечи. Посещала все родительские собрания в школе им. Сакена Сейфуллина, следила за тем, чтобы дочь творчески подходила к учебе, своевременно выполняла домашние задания. Она окончила среднюю школу с отличием, и без каких-либо проблем поступила в Алматинский народнохозяйственный институт.
Когда дочь училась в вузе, Кульше Оспановна часто выезжала в Алма-Ату, чтобы поддержать морально и в бытовых вопросах Сауле на первом-втором курсах, а чуть позже, когда появится в молодой семье карапуз Шингис, всю свою любовь перенесет на него.
Она вместе с супругом перенесла все трудности семейной жизни. Жили в сборно-щитовых домиках при освоении целины в Северо-Казахстанской области, ютились у родственников в Кокшетау, Алма-Ате, пока выделят жилье. Достаточно сказать, что семья Ауельбековых переезжала с места на место около 10 раз, а каждый переезд, как говорят в народе, равен двум пожарам.
Со всеми помощниками Еркина Нуржановича отношения у неё были ровными, деловыми. После смерти нашего шефа бывшие помощники (Амиргалиев Абдигаппар, Акпанбетов Балтабай, Кодаманов Бахытжан и автор этих строк) делали все, чтобы эти отношения стали более близкими и доверительными. Она как уважаемый и почетный гость принимала участие в наших семейных мероприятиях, что шло на пользу нашим детям и внукам.
В дни, когда хоронили Кульше Оспановну (20 января 2017 года) в Кокшетау и была зачитана телеграмма с соболезнованиями акима Кызылординской области на её поминках, то все её участники, в основном жители Синегорья, вдруг захлопали. Такое я видел впервые. Это была искренняя благодарность кокшетауцев руководству региона за внимание и заботу о людях, оставивших в истории Приаралья свой позитивный
след.
Меня как уроженца Кызылординской области радует, что руководство области в лице Крымбека Кушербаева делает многое, чтобы люди, внесшие заметный вклад в социально-экономическое развитие низовьев Сырдарьи, нашли достойное место в истории края. Независимо от их места проживания и вероисповедания.