• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ИГРАЙ СВОЙ КЮЙ, ДОМБРА, ИГРАЙ!

Индира АБДРАХМАНОВА
ИГРАЙ СВОЙ КЮЙ, ДОМБРА, ИГРАЙ!… Пыль дорог. Бесконечные дни кочевки. Гордые всадники и грациозные кони. Иноходь уходящего времени. Девушки с шелковыми косами и звенящими шолпами. Круглая, как солнце, юрта — таким я себе представляю мир Великой свободной степи, той степи, где веками жили наши предки.
Долгое время я думала, что эта красота исчезла, растворилась во времени, превратившись в пыль. Но на самом деле это не так. Грация и волшебство остались в музыке — народной музыке.
Музыка в жизни казахов была всем. Это магия таинственных шаманов, будни пастухов, это радость рождения и печаль смерти. Музыка вела в бой и примиряла враждующие племена, она помогала мудрецам, охотникам, знахарям, развлекала детей и молодежь.
И ведь это прекрасно, что через столетия дошли традиции песенно-поэтического характера  благодаря музыкантам и народным певцам, чье творчество объединило в себе и музыку, и обряды, и поэзию. Я считаю, что каждый народный певец, если быть точнее жырши, акыны и домбристы, владеют исключительно тонким восприятием окружающего мира и превосходной памятью. Благодаря чему в музыкальной культуре казахского народа и сохранилось много разновидностей традиционного искусства. Акынами стали называть импровизаторов, которые своей непревзойденной игрой на домбре, участвуя в айтысах, исполняя кюи и терме, пользовались большим уважением и почетом, были самыми желанными гостями в доме, народными любимцами.
Но что мы знаем о самом музыкальном инструменте, символе казахской культуры —домбре? Ведь изготовить ее могут лишь настоящие мастера, знающие секрет и чувствующие мелодию дерева.
Думаю, что одного из известных мастеров великолепного инструмента нашей области Кожабека Абсадыкулы можно представить с гордостью и уважением. Когда-то и он начинал с обычного седла для лошади. А теперь народный умелец с легкостью и любовью может производить на свет инструменты целого оркестра. Среди них   домбра, жетыген, кобыз, дауылпаз, сыбызгы, старинные казахские ударно-шумовые музыкальные инструменты — литавры,  колокольчики.
— В нашей мастерской мы можем выполнить любой заказ для профессиональных певцов, кюйши, не говоря о любительских коллективах художественной самодеятельности, — делится Кожабек ага. — Если говорить о домбре, то раньше ее конструкция была немного другой. Домбры делались с плоской нижней декой и короткой толстой шейкой. Чаще всего их изготавливали из цельных кусков дерева: ели, клена, чинары, но встречаются и клееные экземпляры. Составные же части одинаковые: шанак — корпус, выполняющий роль усилителя звука, какпак — дека. Пружина — это балка на деке с внутренней стороны. Что интересно, в казахской домбре пружины первоначально не было. В настоящее время для улучшения звука пружина длиной от 250-300 мм крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она изготавливается из ели солидного возраста без признаков гнили.
Подставка — очень ответственный функциональный элемент домбры. От её качества, формы, веса и настройки зависят сила, ровность и тембр звучания. Струна — источник звуковых колебаний. На домбре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Они дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки. Но для оркестровых произведений низкий настрой оказался неудобным. Поэтому в тридцатые годы, в связи с созданием оркестров народных инструментов, была выбрана другая настройка струн. Однако жильные струны ее не выдерживали и быстро лопались. Пробовали использовать в качестве материала кетгут, шелк, капрон, но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространенный вид домбры стандартной формы со струнами из лески. Ну, а если говорить о цене, то я реализую их от 15 тысяч  и выше. Кто-то берет для себя, кто-то в подарок, кто-то просит просто обучить игре на домбре, но тут уже другие тарифы.
Тут же Кожабек ага продемонстрировал свою игру на домбре. Звуки полились, передавая всю гамму человеческих чувств. Наблюдая за струнами,  я подумала о том, что леской можно не только рыбу ловить, что она в умелых руках может изливать чудесные мелодии, проникающие в человеческую душу.
— А что вы знаете о происхождении домбры? — поинтересовалась я, когда Кожабек-ага отложил инструмент в сторону.
— Один из величайших домбристов — казахский народный музыкант и композитор Курмангазы, оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и домбровой. Что касается истории появления этого инструмента, то существует много легенд и свидетельств, а первая казахская домбра существовала еще более четырех тысяч лет назад, о чем говорят наскальные рисунки, найденные археологами высоко в горах Алматинской области. На них были изображены четыре пляшущих человечка с инструментом, напоминающим по форме домбру. А во время раскопок древнего Хорезма найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах.
— В казахской культуре домбре отведена особая и очень ответственная роль, — с интересом рассказывает мой собеседник. — Обычно перед исполнением кюя говорят: «А теперь послушайте, как расскажет об этом домбра». Кюй — это не просто игра на домбре. С помощью этого жанра можно передать голоса птиц, дуновение ветра, любые особенности природы. Примером более сложной иллюстративной музыки служит кюй-легенда, который может рассказать о настроении человека, о чувствах людей. Кюй передает их переживания, отчаяние и радость, гнев и милость, глубину страданий, переходя уже в сложную музыкальную поэму. В руках настоящего кюйши домбра может стать и оружием, с помощью которого исполнитель может рассказать о думах и тревогах народа. Настоящим кюйши мог стать особо одаренный человек. Не зря акын Кадыр Мырзалиев сказал: «Нағыз қазақ қазақ емес, нағыз қазақ — домбыра» (Истинный казах не сам казах, а его домбра). А кто же тот человек, которому могла быть подвластна домбра, кем являлся кюйши? Это человек, сумевший разгадать тайну домбры.
… Прощаясь со своим собеседником, я решила, что когда подрастет моя дочь, отдам ее обучаться игре на домбре.
«Играй свой кюй, домбра, играй, Напев чудесный разливай, Журчи, как горные ручьи, Да сердце радость напевай».
Именно так олицетворял свою игру на домбре поэт-просветитель Абай. И так хочется, чтобы дух Великой степи, мелодии прекрасного казахского инструмента не утратили своей прелести в этом мире.
28-10-2014 27 октябрь 2015 г. 0 0