Игорь ТИТЕНОК
В этом году, как, впрочем, в последние лет пять подряд, крепкое хозяйство ТОО «Магжан и К» из аула Наги Ильясова по итогам рисовой жатвы признано лучшим в Сырдарьинском районе и области.
Успехи этого сельхозпредприятия, как правило, справедливо ассоциируются с именем Абзала Ералиева. Герой Труда, депутат областного маслихата, человек, которому довелось несколько раз выслушать похвалу в свой адрес от Главы нашего государства, он, безусловно, сделал очень много для процветания родного аула. В лучах заслуженной славы Абзала Ералиева, как-то, скажем так, не ярко выглядит его верный соратник, младший брат Дархан Ералиев. Он руководит самым большим рисоводческим хозяйством страны. Большим по площадям, валовому урожаю, лучшим по урожайности, качеству зерна и социальным условиям для всех, кто работает и живет в этом ауле.
За последние пять-шесть лет в ауле Наги Ильясова произошли ра¬зительные перемены, которые становились информационным поводом для публикации в нашей газете. Репортажей, корреспонденций, фотоподборок было много, и как-то так получилось, что не во всех Дархан Ералиев присутствовал. Хотя во время подготовки этих материалов мы всегда встречались, беседовали, но когда что-нибудь надо было сказать для публикации или на камеру, он всегда отсылал к брату.
Добрые дружеские отношения с Дарханом позволяют мне задавать откровенные и, может, даже не-удобные вопросы.
– Скажи, а вот то, что Абзал всегда в телевизоре, в газетах, награжден медалями, орденами, всеми узнаваемый, а ты, делающий с ним одно дело, остаешься в его тени, это у тебя какую-то зависть к брату не вызывает?
– Честно – нет, я, скорее, сочувствую ему (улыбается). Ведь та известность и слава, которые выпали на его долю, это не удовольствие, не благодать, а прежде всего груз ответственности. К нему сотни людей обращаются за помощью, за содействием, и он старается никому не отказывать. Еще на нем лежит бремя принятия решений, которые определяют экономическое положение сотен людей. И чем больше почета и уважения, тем больше у него забот. Тут, согласитесь, завидовать особо нечему.
К тому же я не хотел бы, чтобы сложилось мнение, будто мои старания, мой труд остаются незамеченными, это не так. В нынешнем году по итогам жатвы я получил благодарственные письма от Президента страны Нурсултана
Назарбаева, акима области Крымбека Кушербаева. Для меня дорого звание «Отличник сельского хозяйства», которое тоже в этом году получил от Министерства сельского хозяйства. А одной из самых больших наград для меня есть и будет всегда признание, уважение тех людей, с кем я работаю. Многих из них десять лет назад я уговаривал сделать решительный шаг, помочь мне и брату создать новое хозяйство. Нам поверили, и теперь никто из них не жалеет об этом. Их «рахмет» на грудь не повесишь, но душу он греет отнюдь не меньше, чем медаль, грамота и звание.
– Сегодня, когда ТОО «Магжан и К» — одно из лучших сельхозпредприятий страны, не лишним будет вспомнить, что становилось оно на ноги сложно, и еще десять лет назад сегодняшний день аула Наги Ильясова был просто фантазией.
– Это уж точно. Если бы в 2005 году Абзал нарисовал то, как наш аул выглядит сейчас, мало бы кто поверил. Потому что начинать нам пришлось даже не с нуля, а выходить из большого минуса. В 1994 году крепкий рисоводческий совхоз имени 50-летия Казахской ССР с трех тысяч гектаров под рис «ужался» до тысячи. Год спустя совхоза не стало, а его наследники оказались под «инвестором» – компанией, которая была структурным звеном одного из самых «громких» банков того времени. И далее дела у нас пошли хуже.
Дархан Ералиев родился в этом ауле. Отсюда уехал учиться в ДГМСИ. В 1986 году его закончил, стал инженером-механиком, вернулся в родной аул. Директор сов¬хоза встретил его с распростертыми объятиями и предложил инженеру поработать … слесарем. Потом год армии и опять вернулся в аул. Работал инженером по ремонту, заведующим машинно-тракторными мастерскими, бригадным механиком, главным инженером. Потом в местном рисоводстве для инженеров и вовсе работы не нашлось. Год Дархан побывал во власти – работал акимом родного аула. Здесь понял уже не только масштаб производственных, но и социальных проблем аула. Надо было что-то срочно менять, воссоздавать производство. Вот тогда в 2002 году Абзал обратился к своим землякам с предложением взять наконец судьбу в свои руки. Это встретило и понимание, и одновременно противодействие тогдашнего руководства ТОО. Разговор состоялся осенью, а весной 2003 года семьдесят односельчан все-таки вняли призывам братьев Ералиевых и со своими земельными полями создали свое ТОО. Директором назначили Дархана Ералиева. Первый же сельскохозяйственный год показал, что распределение доходов в новом хозяйстве прозрачно и справедливо. Как результат – на следующий год к ТОО присоединились еще сто семей с общим земельным паем в две тысячи гектаров. Стало ясно, что все сельчане хотят работать и внести свои паи в ТОО, созданное братьями Ералиевыми. Однако влиться целым аулом в одно хозяйство было практически невозможно – имущество и земельные паи прежних ТОО были обременены долгами банку. И долг неподъемный для 2005 года и тогдашнего ТОО «Магжан и К» – 210 миллионов тенге, а с процентами без малого все триста миллионов. Получалось, что половина аула встала на твердый путь развития, а другая половина под обременением долгов была обречена на прозябание.
– Это было трудное, рискованное решение, но Абзал его принял – мы объединились все и с долгами в сотни миллионов тенге, – рассказывает мой собеседник, – выйти в плюс в таких условиях мы могли, только увеличив урожайность, качество зерна, производительность труда. С тех пор напряженно работали и работаем по всем этим направлениям. В первый год нашего ТОО мы получили по 45 центнеров с гектара. Для привычных для того времени результатов 20-25 центнеров с гектара это была суперурожайность. Сегодня, когда мы поставили цель выйти на среднюю урожайность по хозяйству более семидесяти центнеров с га, а уже получаем по 62 центнера, то достижения кажутся очень скромными, но тогда это нас спасло. С тех пор уже десять лет мы идем только в гору.
– Семьдесят центнеров с гектара для хозяйства, у которого сегодня более четырех тысяч гектаров под рисом – смелый ориентир. Когда он будет достигнут? – спрашиваю у Дархана.
– Работа по проекту «Семьдесят центнеров с гектара» уже идет и дает свои результаты, – объясняет директор ТОО «Магжан и К», – рецепт достижения этой цели хорошо известен: отличные семена, правильные технологии, современные удобрения, гербициды и ровные поля. Потенциал лучших российских сортов раскрывать мы научились, хорошие семена делать умеем, удобрения применяем лучшие в мировой практике, гербициды – японские, технологии не нарушаем. Это все дало нам возможность выйти на урожайность больше шестидесяти центнеров. Остался один не задействованный в полную меру резерв – идеальная планировка чеков. Именно эта операция дает прибавку в 15-20 процентов урожайности.
Год назад мы приобрели итальянские лазерные планировщики «Мара» и теперь готовим наши чеки под ноль. В этом году таких площадей у нас было почти тысячу гектаров и на них урожайность семьдесят центнеров. Каждый год мы будем выравнивать тысячу гектаров. С учетом того, что в ближайшее время посевная площадь под рис увеличится до пяти и, может быть, даже до шести тысяч гектаров, идеальную планировку мы закончим за пятилетку. К этому сроку для нас станет привычной урожайность более семидесяти центнеров с га по всему полю нашего товарищества.
Все мои попытки перевести наш разговор на самого Дархана продолжения не имели. О себе говорил мало и неохотно и сразу переходил к производству. Это главная тема его жизни, и видно, что она ему сильно нравится. Так мы завели речь о том, как живется тем, кто работает здесь. По нынешним временам вопрос как живешь, вполне можно заменить вопросом сколько зарабатываешь?
– На днях мы в своем Доме культуры подвели итоги жатвы. Сорок четыре передовика производства получили благодарственные письма и подарки. На них потратили три миллиона тенге. Средняя зарплата механизаторов за время жатвы – больше полумиллиона тенге. Вот, например, жаткист Еркен Кошекбаев, фотография которого опубликована в вашей газете, получил за жатву 840 тысяч тенге. На жатке «Мак Дон» он скосил 700 гектаров, а за каждый гектар мы платим 1200 тенге. На жатке «Енисей» производительность меньше, потому ставка выше – две тысячи тенге за скошенный гектар. Лучшим тут у нас был Нурлан Сокпанов – 300 гектаров и 600 тысяч тенге. Из комбайнеров у нас лучший Айдос Несипбай, его зарплата за уборку 976 тысяч тенге.
Серьезные выплаты своим работникам у нас будут и по итогам года. Мы это, как и раньше, называем тринадцатой зарплатой. Пока не знаю, кто сколько получит – бухгалтеры еще считают, но общий объем выплат уже могу назвать – 120 миллионов тенге. В прошлом году было девяносто миллионов тенге. Рекордсменом по тринадцатой зарплате и, разумеется, по размеру вклада в общее дело в прошлом году был бригадир Шукрат Бизак. Он получил 2 143 440 тенге, у Еркена, про которого мы уже говорили, тринадцатая была 450 тысяч, а в этом году будет точно больше.
Когда Дархан говорил о доходах работников товарищества, он откровенно радовался за них и гордился тем, что в их хозяйстве при старании, умении и желании можно хорошо заработать. При этом он уверен, что доходы его односельчан должны быть больше, и он знает, как и за счет чего они должны расти.
– В принципе у нас никакого ноу-хау по этой части нет. Рецепты роста доходов на производстве давно известны – повышение производительности труда, снижение издержек, увеличение добавленной стоимости продукта через внедрение новых технологий и техники. Вот по этому пути мы идем. Помимо двух действующих в ауле заводов (германские комплексы по очистке семян люцерны и риса), мы заканчиваем строительство корпуса под японский рисоперерабатывающий завод. Это хорошо оплачиваемые рабочие места для наших аулчан и сокращение транспортных расходов. Как известно, даже очень хорошее зерно дает отходы при переработке. Часть из них – сечка, мука – это товарная продукция, а вот шала подлежит утилизации – вывозу на свалку. При наших объемах (урожай этого года 26 160 тонн зерна) отходы, которые надо вывозить на свалку – это тысячи тонн. Если завод будет в ауле, то перевозки выпадут из расходной статьи нашего бюджета.
В ауле имени Наги Ильясова последние лет семь-восемь обязательно что-нибудь строится. Вот и сейчас помимо упомянутого корпуса для японского завоза заканчивается возведение ангаров для техники на машинном дворе, здесь же уже в этом году построены хранилища для минеральных удобрений и гербицидов.
– Стройка в нашем ауле, наверное, никогда не прекратится, – говорит Дархан, – вы же знаете моего брата – он по специальности и по жизни строитель. Он не остановится, и мне это тоже нравится. Закончим завод, ангары и, наверное, начнем отстраивать заново животноводческую ферму, а значит, потом будем возводить завод по производству кормов, а там еще десяток проектов появятся. С этого пути нам не сойти.