Жанибек ИСАЕВ
Благодаря выверенной индустриальной политике, активной реализации государственных программ ФИИР, «Дорожная карта бизнеса», «Производительность» и других Кызылординская область все уверенней закрепляет за собой статус промышленного региона. Примеров тому много. Не говоря о предыдущих годах, из предусмот¬ренных на нынешний год шести проектов из списка региональной индустриальной карты, сегодня завершены четыре. Сдача в эксплуатацию оставшихся двух объектов намечена на декабрь. Это – домостроительный комбинат ТОО «РМЗ Шапагат» и газовая автозаправочная станция, строящаяся компанией «Газ трейд».
Домостроительный комбинат стоимостью 1 миллиард 454 миллиона тенге расположен в южной промышленной зоне Кызылорды на участке в три гектара. Сейчас завершено строительство первой очереди объекта: построен основной цех, где установлена технологическая линия германской фирмы «Weiler GmbN», подведена инженерная инфраструктура и т.д. Оборудование товариществом приобретено по договору финансового лизинга с АО «БРК-Лизинг» (дочерняя организация АО «Банк Развития Казахстана») на 938,4 миллиона тенге по 5-ти процентной годовой ставке в рамках госпрограммы «Производительность-2020» и сейчас полностью готово к работе.
По словам директора предприятия по строительству и проектированию Абдуали Есенкараева, в Казахстане лишь два-три подобных объекта. Наш уже апробировал выпуск железобетонных изделий. Товар получился высокого качества, выдержал все технические испытания. В целом, в будущем ДСК будет способен производить в год до 80 тысяч кубических метров высококачественных железобетонных компонентов для крупнопанельного домостроения.
Главный принцип работы нового завода – полная автоматизация производственных процессов, обеспечение высокого качества изделий и соответствие их мировым стандартам. Как известно, с годами у людей растет культура потребления, повышаются требования, потребности становятся более разнообразными. Это касается и рынка жилья. Поэтому домостроительный комбинат будет максимально удов¬летворять потребности каждого и по качеству возводимого жилья, и по ценам. Многоэтажные панельные дома по германской технологии будут строиться по классам «эконом», «комфорт» и «элит». Соответственно, уровень комфортности в каждом отличается. Прежде всего, это касается площади комнат и межквартирных пространств, уровня и сложности отделки квартир и т.д. Но специалисты уверяют, что все они, прежде всего, будут качественные и теплые.
Что важно, сдачи объектов людям теперь не придется ждать годами. В отличие, скажем, от монолитного домостроения, на строительство стандартного пятиэтажного дома в лучшем случае уйдет 4-5 месяцев. Все необходимые сэндвич-панели будущего жилья готовятся и собираются на комбинате, дальше они вывозятся и монтируются непос¬редственно на стройплощадке.
Естественно, за счет быстрых сроков себестоимость строительства при этом уменьшается, соответственно, будет ниже и стоимость квартир. Словом, со строительством ДСК в Кызылорде, можно сказать, формируется линия высокопроизводительного поточного строительства жилья. Это немаловажно, учитывая уровень развития областного центра с перспективой застройки левого берега Сырдарьи.
В недалекой перспективе значительная часть автотранспорта во всем мире перейдет на газ. И Кызылорда – не исключение. О росте в городе количес-
тва автомобилей, работающих на природном газе, уже сегодня можно судить по очередям на автозап-
равках, где есть газонаполнители. Выход один – строительство автозаправочных станций, где будут заправляться только «газовики». Первую и пока единственную в области газовую автозаправку в Кызылорде строит ТОО «Газ трейд», работа близка к завершению. Подобный объект в республике пока есть только в Алматы. Планы запустить подобные станции, конечно, есть во всех областях, но реализовать их пока удается единицам.
Под автозаправочную станцию отведен участок в 20 соток в микрорайоне «Мерей». Для реализации проекта товариществом в рамках государственных программ получено 355 миллионов тенге. Сегодня готовность объекта составляет свыше 70 процентов: построено административное здание и вспомогательные сооружения, закуплено оборудование аргентинской фирмы «Aspro», получены техусловия на газо-, электро- и водоснабжение.
Проектная производительность новой газовой станции – 3,4 миллиона кубометров в год, а ее мощность такова, что за час можно заправлять до ста легковых автомашин. Заправка одного авто здесь займет не более пары минут, в то время как на действующих АЗС уходит в среднем до десяти минут. Отсюда и очереди.
Как говорит директор предприятия Беимбет Сырымов, оборудование фирмы «Aspro» – бренд с мировым именем, хорошо зарекомендовавший себя во многих странах. В числе его плюсов – климатическая устойчивость, высокотехнологичность и безопасность. Например, перед заправкой компримированный природный газ проходит четыре этапа очистки. С вводом в эксплуатацию объекта будут открыты 27 рабочих мест.
По мнению директора, использование газомоторного топлива – лучшая альтернатива более распространенным сегодня видам горючего. Его плюсы очевидны. Во-первых, оно значительно дешевле бензина, во-вторых, безопасно для окружающей среды. Например, ходовой бензин марки
Аи-92 сейчас на автозаправках продается по 125-128 тенге, тогда как литр газа – не более 30 тенге. Разница – существенная. Кроме того, использование голубого топлива практически в три раза снижает выбросы в атмосферу канцерогенных веществ.
Один из четырех проектов, реализованных в регионе в рамках второй пятилетки ГПИИР в нынешнем году – завод по производству керамического кирпича ТОО «Максима логистикс Казахстан», где на днях побывали журналисты местных СМИ.
Завод стоимостью 300 миллионов тенге расположен в залинейной части Кызылорды. Его мощность – 15 миллионов кирпичей в год. Объект запущен в апреле и сегодня работает стабильно. В смену здесь трудится около сорока человек.
Что интересно, завод работает только ночью – с 23.00 до семи утра. Как пояснил директор завода Серик Бапалаков, это экономическая политика предприятия. В условиях дифференцированных тарифов на электроэнергию такой подход помогает значительно экономить средства, поскольку ночью стоимость киловатт/час ниже.
Попытка руководства завода свести к минимуму производственные затраты, максимально увеличить эффективность труда на объекте сразу бросается в глаза. Технологическая линия расфасовки кирпича полностью автоматизирована. Вначале сырье для производства кирпича проходит специальную обработку в формовочном отделении, где с помощью специального оборудования ему придаются необходимые физико-механические свойства. Затем в дело вступает ленточный пресс, соединенный с резательным аппаратом. Кирпичи отрезаются от глиняной ленты и автоматически собираются в элеваторе-накопителе, а отсюда в вагонетках направляются в печи. Словом, процесс многоэтапный, но им с пульта управления руководит только один человек. Новейшая украинская линия исключает возможности брака на различных стадиях формовки и обжига.
Завод пока не вышел на полную производственную мощность. За смену здесь выпускается до 25 тысяч керамических кирпичей. По словам С.Бапалакова, завод пока единственный в Кызылорде, где производятся керамические кирпичи столь высокого качества.
Как проинформировали в управлении индустриально-инновационного развития, за годы реализации первой пятилетки программы форсированного индустриально-инновационного развития в области реализовано семнадцать проектов. Стоимость введенных в эксплуатацию предприятий – 82 миллиарда тенге, квалифицированную работу получили более тысячи кызылординцев. В рамках второй пятилетки, рассчитанной на 2015-2019 годы, в регионе будут воплощены в жизнь 37 проектов более чем на 142 миллиарда тенге. Будет создано свыше трех тысяч рабочих мест. Проекты реализуются в таких отраслях, как производство строительных материалов, пищевая промышленность, АПК, нефтегазовая, машиностроительная, металлургическая и других. Словом, есть конкретный план действий, поддержка государства.