• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

«КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДАНИЯ»

Жанибек ИСАЕВ
«КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДАНИЯ»Под таким названием вышла в свет монография нашего земляка, проректора Костанайского государственного университета имени А.Байтурсынова,  доктора филологических наук, профессора Алмасбека Абсадыкова.
Книга состоит из шести разделов. В ней приведены сведения о происходивших событиях и известных личностях, сыгравших огромную роль в становлении и развитии нации и государства. Это комплексное исследование исторических легенд в период Казахского ханства, где определен сюжетный состав преданий, проведена работа по систематизации и описанию этапов. В книге также обозначена взаимосвязь преданий с исторической реальностью, проведен всесторонний анализ вопроса фольклорной циклизации, намечены жанровые особенности, уровень историчности, типологические особенности и сходство.
По мнению автора, сюжетная линия преданий того периода имеет взаимосвязь с тюрко-монгольскими легендами, события в них перекликаются с историческими фактами.
В результате исследований автором книги сделаны следующие выводы. Во-первых, XV-XVІІІ века – это историческая эпоха становления казахского народа в качестве отдельной нации и образования Казахского ханства. Предания о событиях и исторических личностях того периода насыщены  историческими фактами, каждая эпоха накладывала свой отпечаток,  оставляла след. Если, например, в легендах о победах и достижениях преобладал горделивый и высокий дух, то предания, появившиеся в тяжелое для народа время, наполнены мотивами горя и печали, в них четко прослеживаются мечты о свободе и независимости.  
Во-вторых, образование в XV веке нового кочевого государства – Казахского ханства в одной из частей необъятной Монгольской империи под политическим руководством потомков Чингисхана – обновило национальное сознание народа. Народ воспринял новое ханство в качестве наследника владений Чингисхана, поэтому в легендах, перекликающихся с историей Казахского ханства, он занимает одну из ключевых позиций. Образ Чингисхана неотделим от образа первого казахского хана Алаши. В распространенной среди тюркских народов легенде «Хромой кулан – Джучи хан» Алаша является отцом погибшего Джучи. Приход Алаши к ханской власти схож с судьбой Чингисхана. Оба правителя –
безвинно изгнанные из своей страны и родившиеся особенными, благодаря могуществу создателя, герои. Чингисхан появился на свет от луча солнца, Алаша родился пестрым. Особый дар Чингисхана – появление от луча солнца – перешел к предкам Чингиса, властвовавшим в Казахской орде и время от времени проявлял себя.
В-третьих, исторические предания объясняют причину появления и развития реального события познанием народа того времени. В легендах вместо исторической конкретности важнее передать познавательный пример, поэтому они по-своему оцени-
вают происходящие события. Это тесно связано с мировоззрением народа, обычаями и установившимися политическими познаниями. Предания выбирают идеального героя, в связи с этим в их  содержании попадали деятельность и жизнеописание не всех ханов. В  исторических легендах больше всего сохранились Керей, Жанибек,
Касым,  Есим, Хакназар, Тауекел, Аз-Тауке, Абильхайыр, Абылай, Абильмамбет и  Барак. В легендах их деятельность описывается на разном уровне. Чем старше герой легенды, тем меньше сведений о нем, и,   наоборот, о ханах, живших в последние века, особенно в XVІІІ-м, больше информации. Например, о ханах Касыме и Есиме, Аз-Тауке, правивших до этого века, мало полноценных легенд. Информация об их деятельности просеяна сквозь сито времени, по-своему оценена народом и их начали упоминать в устойчивых выражениях «Праведный путь Касымхана», «Древний путь Есимхана», «Совет биев на вершине Культобе» и др.
В-четвертых, так же, как и в других жанрах фольклора, в легендах используются устойчивые мотивы, сюжетно-художественная функция. В преданиях часто встречаются свойственные мировому фольклору мотивы: чудом появиться на свет, сиротство, псевдоним (прозвище), первый подвиг, сновидение, чудесные помощники, взятие героев в плен, совет хана, дар от хана.
Наряду с этим, часто употребляются тюркские мотивы, появившиеся в ходе кочевого образа жизни тюрко-монгольских народов. Среди них можно выделить мотивы: провозглашение хана биями, перекочевывание племен из-за недовольства к какому-либо начинанию, дружба (клятва) батыров, испытание на родовитость (знатность, смелость, ораторство).
В-пятых, долгое испытание казахского народа смутным временем привнесло мотивы, соответствующие тому периоду. Среди них есть мотивы, появившиеся от обычаев тюрко-монгольской эпохи и от племенного обустройства казахского общества. Например, в легендах соблюдались тюркские традиции наречения псевдонимами правителей и батыров по их социальному статусу и героическим подвигам. Должностные псевдонимы ханов соответствовали деятельности их мудрого правления, прозвища батыров выбирались в соответствии с их героизмом, смелостью. Тем не менее, иногда ханам присваивали псевдонимы, не связанные с образом муд-
рого правителя, а с его богатырской удалью, проявленных в военных походах. Примером этого служат псевдонимы «ер», «салқам», «баһадүр», использовавшиеся с именами Есима, Джангира, Абильхайыра, Абылая. А тем, кто проявлял себя как рассудительный, мудрый хан, присваивалось почетное звание «әз». Например, Аз-Жанибек, Аз-Тауке. Дружба батыров в легендах связана с древним обычаем клятвы. У тюрко-монгольских народов уважались дружба, преданность клятве, а нарушившего их человека наказывали. К числу словосочетаний, ставших основой многих легенд, можно отнести выражения, рожденные в воинственном духе: «Ранен будет сжалившийся над врагом», «Хорошо, если у батыра родится сын и он пойдет по стопам отца». В исторических легендах нередко встречаются мотивы «Получение благословения», «Испытание на родовитость», появившиеся из веры к магическому могуществу и потусторонним силам.
В-шестых, предания никогда не развиваются отдельно от других жанров фольклора, не остаются в стороне и художественные приемы. Один из фольклорных описательных приемов – художественное обобщение. В фольклоре оно исправляет циклизацию. Этот прием, как фольклорное явление, порождается идеалом феодального государства и работает на желания того общества. Процесс циклизации проявляется в разных жанрах и уровнях развития общества и фольклора. В легендах четко проявляются виды циклизации жизнеописания и центральной циклизации. Сбор героев, событий, происходивших в разные периоды исторического развития казахского ханства и сохранившиеся в памяти народа правителей – явление центральной циклизации. Первые проявления центральной циклизации начались в XV веке и получили широкое распространение в XVІІІ веке в исторических
легендах.  
И наконец, как считает автор монографии, достоверность преданий с точки зрения фактов расширяет знания и понятия народа. Это способствует написанию общенародной летописи, постоянного ее обновления, пополнения содержания. Легенды и летописи очень схожи между собой художественным описанием событий и фактов. Летопись – народное наследие, передающееся из уст в уста, подчиняющееся основным художественным закономерностям фольклора. В связи с этой фольклорной традицией летописи постоянно дополнялись. Существует
несколько видов дополнений. Первое – на основе легенд, второе – осуществляется под воздействием
историко-летописных  трудов, написанных в разные периоды. Круг летописей не ограничивается казахами трех жузов, также охватывает понятия, указывающие на общность тюркского народа. Одно из них – Алаш. Алаш в казахских летописях – предок кочевых тюркских народностей, таких, как узбеки, каракалпаки, туркмены, это боевой клич каждого тюрка. В связи с осознанием родства в казахских летописях появились понятия «союз шести племен», «союз десяти племен», «три племени». Алаш – символ тюркского тотема волка.  Мифы о нем у тюрко-монгольских народов рассказываются с эпохи древних гуннов (Ашина). Один из периодов возрождения древних мифов – время укрепления монгольской власти. Предки монголов произошли от волка. Девятый дед Чингисхана появился на свет от союза женщины и волка (в монгольской мифологии собака, в казахской легенде волк). Потомки женщины-матери Алан и волка (шино, шоно) назывались «Алаш». Поэтому для поднятия боевого духа армии название тотема перешло в боевой клич и заняло место на флаге. Наряду с этим это символ кочевых народов, родившихся от одной матери при помощи могущества волка. Призывавшие к единству казахские жырау говорили – «Будьте едиными, словно рождены одной матерью» или при перекочевывании причитали «Алаң да, алаң, алаң жұрт» («Родившиеся от общей матери Алан... »). Политические деятели, уловившие в этом девизе высокий дух и силу единения, в начале ХХ века были намерены образовать казахскую автономию, дали это название политической партии.
Справка «КВ» Абсадыков Алмасбек Ахметович родился в 1966 году в пос. Тасбогет. Автор четырех монографий, 5 учебников, более 70 научных статей. На протяжении многих лет проработал в Костанайском государственном университете преподавателем, заведующим кафедрой, заместителем декана, директором департамента. Ныне – проректор по учебной и воспитательной работе вуза.
В 2007 году – обладатель звания «Лучший преподаватель вуза», 2015-м – гранта Министерства образования и науки Республики Казахстан в конкурсе грантового финансирования научных проектов. Его статьи о казахском фольклоре и духовности регулярно публикуются в республиканских научных изданиях.
28-2-2015 28 февраль 2015 г. 0 0