Владимир ВОРОБЬЁВ
Во все времена люди не забывали о культуре. На земле Сыра исторически сформировался и сложился особый самобытный пласт казахской эстетики, искусства. Здесь жил и творил легендарный Коркыт-ата. А сколько сказителей, кюйши, жырши и термеши прославили родной край.
– Помнить о предках, их делах – должно быть естественной заботой каждого человека, – считает член Союза художников Казахстана, известный в республике художник и скульптур Шакирбек Саменов. – Познание прошлого – разносторонний процесс. Он идет через музыку и литературу, живопись и освоение прикладного искусства древних мастеров. Например, в Аральском районе хорошо известны работы умельца Кудайбергена Кулмамбетова. Его изделия всегда привлекают внимание. Женские украшения, посуда, национальные сувениры, сделанные мастером из Аральска, очень красивы, радуют глаз.
По словам моего собеседника, главной особенностью работ мастера является то, что они сделаны в традиционном народном стиле, отражая духовные истоки прошлых поколений. Работы хранятся в музеях Казахстана, частных коллекциях, на родине и за рубежом. Самобытный, многогранный художник с разносторонними дарованиями в области прикладного искусства, приверженец и продолжатель национальных традиций, Кудайберген с большим мастерством выполняет работы из металла, кости, дерева, кожи в технике тиснения, инкрустации и резьбы.
Работы Кудайбергена Кулмамбетова хорошо дополняют коллекцию произведений прикладного искусства народных умельцев прошлых эпох. Когда люди впервые смотрят на женские украшения, то уверены, что они сделаны лет двести-триста назад. И очень удивляются, что эти изделия изготовлены современным мастером. Но его работы, хотя и напоминают изделия народных мастеров прошлого, выполнены по современной техно-логии, поэтому не только внешне красивы, но и по качеству материала высоко ценятся специалистами.
Любовь к прикладному искусству Кудайберген унаследовал от деда и отца, которые тоже были зергерами, то есть мастерами-ювелирами. Эстафету мастерства он передаёт ученикам. Уже обучил несколько человек, и они достойно продолжают дело учителя – успешно участвуют в областных и республиканских конкурсах.
Член Союза художников Казахстана К. Кул-мамбетов неоднократно успешно участвовал в республиканских и международных выставках. Несколько лет назад он стал лауреатом республиканско-го конкурса по на- родному прикладному искусству.
В нашей области немало и других мастеров, работающих в самых разных направлениях, но объединенных одной душевной и духовной ниточкой – любовью к древним народным традициям, желанием их сохранить, стремлением приобщить к этому молодежь. Они по зову своей души делают большую благородную работу.
– В 2011 году в Кызылорде прошел международный симпозиум скульпторов, – напомнил Ш. Саменов, – наши мастера вместе с коллегами из других стран создали около сорока скульптур, объединенных темой «Легенды и философия предков». Мы были рады, что получили возможность выразить в работах свое отношение к истории, раскрыть такую важную тему, как философия номадов и древняя культура степи. Чем это важно? В наших работах отразились суфизм, тенгрианство и другие пласты доисламской культуры предков. Философия номадов – широкая и мощная. Она может создать конкуренцию европей-ской цивилизации. В последнее время глобализация как бы стирает Степь. Но надо сохранить свою культуру, свои национальные корни. Чтобы воспитывать у детей любовь к своей истории, надо им показывать не только учебники и картинки, но и реальные творческие произведения, в том числе работы, подобные тем, какие мы сделали. Смотря на эти каменные изваяния, дети будут представлять себе образы сказок и легенд, о которых слышали и читали. В этих каменных работах воплощен дух предков.
Мы попытались сохранить не только стиль первобытных мастеров, но и их орнамент. В орнаменте предки оставили код жизни того времени. В них зашифрованы философские и этические начала, первичная суть степной цивилизации. Этот код очень важно понять и перенять, чтобы сохранить преемственность культурного исторического наследия.
В своей работе я отразил легенду о «Қырық қыз» (сорока девушках). В которой рассказывается, что сорок красивых девушек из знатных семей как-то раз решили поехать к Коркыту-ата и послушать его игру на кобызе.
Время не стоит на месте. Каждый мастер понимает, что в его работе отражается частичка большого полотна под названием жизнь, и старается внести в неё свою душу и сердце, чтобы эта работа сияла светом доброты для многих последующих поколений.