• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

КОНКУРЕНЦИЯ БЕЗ ПОЛИТИКИ

Игорь ТИТЕНОК
КОНКУРЕНЦИЯ  БЕЗ  ПОЛИТИКИМеньше года остается до 1 ян-варя 2015 года, когда  будет объявлено о создании Евразийского экономического союза. Как воспринимается предстоящее событие в среде казахстанских бизнесменов-производственников, сегодня рассказывает директор ТОО «Озык» (единственная швейная фабрика в Кызылординской области) Анатолий Сергеев. В производственном бизнесе он уже почти четверть века. Давно и успешно поставляет свою продукцию на российский рынок (Байконур), и потому на собственном опыте может оценивать все этапы интеграционных процессов между Казахстаном и Россией.
– Когда создаются столь серьезные межгосударственные объединения, то, конечно, лучшие экономисты каждой из стран, которые войдут в этот экономический союз, просчитывают ожидаемые макроэкономические эффекты. Сделать это с большой достоверностью помогает опыт уже действующих интеграционных межгосударственных структур, например, Евросоюза. У нас есть и собственный опыт расчета эффекта экономической интеграции бывших  союзных республик, который тоже свидетельствует, что дело это прибыльное для всех его участников. Исходя из всего этого, можно с уверенностью говорить, что в будущем союзе начнет выравниваться уровень экономического развития по всем производственным отраслям. Причем это выравнивание будет по уровню именно самых эффективных предприятий отрасли всех трех стран. Это станет хорошим стимулом для «здоровой» конкуренции. «Здоровая» – здесь ключевое слово. Нам ни в коем случае не стоит в чем-то повторять опыт интеграционных процессов в той же Европе, где во многих странах (печальный пример Греции) некоторые отрасли экономики  просто схлопнулись лишь только потому, что у соседей они были развиты лучше. Нам такая «конкуренция» в нашем будущем экономическом союзе не нужна. На мой взгляд, надо уже сегодня предусмотреть в государственных соглашениях рычаги развития именно стимулирующей производство конкуренции. Ее результатом может быть поглощение слабого конкурента с последующим выводом его на более эффективный уровень, но не «убийство» предприятия. К примеру, явный лидер в отрасли всех трех стран выкупает своего конкурента, дает ему свой бренд, технологию, модернизирует производство и тот продолжает работать по профилю. В этом случае конкретный город, государство, где это случилось, как минимум, ничего не теряют – рабочие места сохраняются, налоги в бюджет остаются.  Как лучший вариант – кооперация родственных предприятий, объединение усилий не только в продвижении  товара на общий рынок, но и в совместном финансировании новых разработок.
Кстати, нечто подобное уже наблюдается в наших областях, граничащих с Россией. Там кооперационные связи были сильны еще со времен Советского  Союза, создание Таможенного союза многие из них возродило, а некоторые открыло вновь. Эти объективно полезные процессы для двух стран активно стимулируются ежегодными форумами приграничных областей Казахстана и России. На них в присутствии глав государств решаются многие проблемы на пути интеграции. В этой связи многие кызылординские предприниматели, а особо производственники выражают некоторое недоумение, почему мы остаемся вне этого продуктивного интеграционного процесса? Формально ответ на этот вопрос лежит на географических картах – нет у нашей области общих границ с Россией. Так-то оно так, но когда две трети областей страны получают благодаря географии фору в экономической интеграции, своего рода преференции перед созданием экономического союза, мне не кажется это справедливым. Наша область тоже хочет участвовать в этой притирке интересов, которая активно идет в приграничных областях Казахстана и России.
Не знаю, насколько это верно – не довелось спросить, но слышал, что аким области Крымбек Кушербаев хотел использовать наличие в нашей области «границ» с арендуемой Россией территорией космодрома Байконур для вовлечения региона в ежегодный казахстано-российский приграничный курултай. У многих моих коллег нашлись бы слова благодарности, если бы руководителю региона такое сделать удалось. Дело в том, что даже с официальным открытием Евразийского экономического союза в приграничных областях двух стран налаженная форма ежегодного большого сбора по решению назревших проблем останется, а значит, они будут более эффективны. Вот почему, на мой взгляд, было бы благом участие нашей области в приграничных делах.
Создание Евразийского экономического союза, конечно, повлечет за собой наращивание производства за счет увеличения общего рынка, только это наращивание должно быть физическим и на территории наших трех государств. Что этим хотел сказать, поясню на примере. В прошлом году купил хорошую лопату для работы на приусадебном участке. Инструмент, судя по названию, российский. Повторюсь – хороший. Еще подумал – научились же делать простую вещь изящной, удобной и производительной. Потом прочитал приклеенный к лопате листок. Там совсем мелким шрифтом напечатано, что лопата изготовлена по лицензии известной германской фирмы в Китае по заказу российского юрлица. Такой «эскпорт» из России вряд ли будет способствовать развитию производства в нашем будущем экономическом союзе.
Понятное дело, что высокотехнологичные продукты, разработанные в Казахстане, России или совместно, предназначенные на мировой рынок, может быть действительно выгоднее производить в третьих странах. Так было, например,  с двухэкранным смартфоном, который разработан в России, а собирают в Сингапуре из комплектующих японского и тайваньского производства, но германская лопата в китайском исполнении под российским названием в Казахстане такая интеграция, скажу честно, мне не по душе. Причем лопата – это не единственный факт – вот в моем кабинете горит энергосберегающая лампочка российского «производителя», сделанная в Китае.
Сегодня, когда мы стоим накануне такого глобального события, как создание Евразийского экономического союза, может кому-то кажется, неуместно говорить о таких частностях, как эта лопата и лампочка, но думаю нужно именно на берегу высказать все сомнения, чтобы или развеять их, или найти решение таких ситуаций.
Создание Евразийского экономического союза выглядит бесспорно нужным делом, если его рассматривать в контексте мирового экономического развития. В последнее время (четверть века) все с кем-то объединяются по экономическим интересам, и далее этот процесс будет все глобальнее. Например, несмотря на существующие разногласия между Евросоюзом и Россией, политики Европы и наш сосед считают нужным в перспективе иметь общее экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока. Если у нас хорошо пойдут дела в нашем Евразийском экономическом союзе, то  мы естественным образом именно таким союзом вольемся в этот трансконтинентальный общий рынок. Может на это уйдет лет двадцать, но это обязательно случится, и потому об этом надо думать уже сейчас.
Как предприниматель-производственник больше всего опасаюсь политизации нашего экономического союза – дружить против кого-то это всегда контрпродуктивно. Тут радует непреклонность нашего Президента. В декабре прошлого года,  выступая на заседании Высшего Евразийского экономического совета, Нурсултан Назарбаев еще раз сказал: «Мы с вами говорили, и не хотелось бы повторяться, но политизация  создаваемого союза недопустима. Как суверенные государства мы активно сотрудничаем с различными странами, международными организациями, не ущемляя взаимных интересов. Союз не должен мешать нам в этом направлении». И это не только разговоры, мы знаем, что за ними реальные дела. Взять хотя бы пример с «Боржоми». В России какое-то время этот продукт по политическим соображениям исчез, как впрочем, и другие грузинские товары, а в это время экономические отношения Казахстана с этой страной оставались экономическими. Чем чаще и увереннее Казахстан будет отстаивать свои экономические интересы и интересы своих промышленников, тем увереннее мы, бизнесмены-производственники, будем чувствовать себя в любой международной кооперации.
№№28-29 от 1 марта 01 март 2014 г. 0 0