• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

НАШ ТЕПЛОВОЗ, ВПЕРЕД ЛЕТИ

Казыбек БОТАЕВ
НАШ  ТЕПЛОВОЗ,  ВПЕРЕД  ЛЕТИСо дня обретения независимости Казахстана в локомотивном ремонтном депо станции Саксаульская  прошла не одна реорганизация, не раз менялась и форма собственности. На его базе были даже  частные предприятия. До тех пор, пока в 2009-м локомотивное депо не стало филиалом ТОО «Камкор-Локомотив». Основной вид деятельности товарищества — ремонт тепловозов. В Саксаульском депо проводится капитальный и текущий ремонт локомотивов, около десятка видов технического обслуживания.
Прошло около двух лет с тех пор, как в Саксаульском депо стали ремонтировать и обслуживать тепловозы «Evolution» – продукт совместного казахстанско-американского производства в Астане. До сегодняшнего дня завод выпустил 270 таких тепловозов. Что касается сервисного обслуживания таких локомотивов, то сейчас в Казахстане этим занимаются только два предприятия – на станции Аягоз и в Саксаульске. К локомотивному депо последнего приписаны 85 тепловозов, здесь проводится пять видов сервисного обслуживания. Рабочие и специалисты прошли  специальное обучение в учебном центре в Астане и обязательную стажировку там же, на заводе по выпуску тепловозов.
– Тепловозы «Evolution» начали выпускать в Казахстане в 2007 году, – сказал в беседе с корреспондентом директор Саксаульского филиала ТОО «Камкор-Локомотив» Мухтар Кеулимжаев. – До 2010 они работали в восточных регионах страны. Вначале их закрепили за депо станции Аягоз, рабочие и специалисты которого сейчас имеют богатый опыт работы по ремонту и обслуживанию этих тепловозов. Туда за опытом ездили наши специалисты. А сейчас рабочие и инженеры Саксаульского депо работают самостоятельно.
Как отметил М. Кеулимжаев, работа на предприятии проводится в рамках трехстороннего соглашения между заказчиком – АО «Локомотив» – владельцем тепловозов, американским заводом «Дженерал электрик» – владельцем технологии и Саксаульским филиалом ТОО, который проводит ремонт и техническое обслуживание. На предприятии держат так называемый процент готовности в пределах 93-94 процентов. По словам специалистов, это показатель высокого качества работы. Не было случая, когда бы предприятие задержало или не смогло выполнить заказ.
О железной дороге во все времена говорили как о государстве в государстве. Такое сравнение живо и сегодня. Здесь свои правила, установленные порядки и неписанные законы, которым строго следует каждый работник. Особое внимание уделяется социальному обеспечению рабочих и специалистов. Коллективный договор предусматривает льготы всем, кто здесь работает.
А еще железная дорога во все времена отличалась трудовыми династиями. Отец передает сыну особенности этого ремесла, сын – внуку и так далее. Саксауль-ское депо не исключение.
– Можно начать с меня, – говорит Мухтар Кеулимжаев. – Мой отец всю жизнь проработал электромехаником на железной дороге, откуда вышел на заслуженный отдых. Сегодня на железной дороге работают мои братья. Надо сказать, что основу всего населения Саксаульска составляют железнодорожники.
Сейчас здесь трудится новое поколение известных фамилий железнодорожников. Это  родители и братья Зейнолгабдина Жусупова. Его отец работал в свое время в ОРСе – отделе рабочего снабжения. Хорошо известна в Саксаульске династия Нагашыбаевых. Это и Ахметовы, Идрисовы и многие другие.
По стопам отца, который в свое время был признан одним из лучших машинистов отделения дороги, пошел и сын – мастер по ремонту тепловозов Дастан Кошкаров. Прежде, чем начать работу, он прошел обучение на курсах при заводе в Астане, в ноябре 2012 года получил сертификат. Три месяца назад был назначен мастером.
НАШ  ТЕПЛОВОЗ,  ВПЕРЕД  ЛЕТИ– Мне очень нравится моя работа, – говорит он. – Каждый день иду в депо в приподнятом настроении. Если говорить о ее особенностях, то их много. Эти машины в корне отличаются от старых тепловозов советского производства. Модернизированы почти все узлы и агрегаты, особенно ходовая часть.
2013 год предприятие завершило с прибылью в 246 миллионов тенге. Работникам выплачено 242 миллиона.  Средняя заработная плата рабочего 122 тысячи тенге. Средняя зарплата руководящего персонала и администрации была запланирована в размере 220 тысяч тенге. Фактически в среднем каждый получил по 236  тысяч. Кроме того, ежеквартально, а также по праздникам выплачиваются премиальные.
Есть у предприятия свои инвестиционные проекты, согласно которым ежегодно обновляется оборудование. К примеру, в 2013 году на эти цели было затрачено семь миллионов тенге. Кроме того, в 15 миллионов обошелся капитальный ремонт ряда производственных зданий.
Было обновлено почти все оборудование депо. А что касается оборудования и аппаратуры, которая стоит на тепловозах, то, как говорит руководитель предприятия, это обязанность американской стороны. То есть деталями и агрегатами, вышедшими из строя и подлежащими замене,  занимаются американские партнеры. Отведено специальное помещение для склада запасных частей и оборудования, доставляемого из США. Выделено и помещение, в котором располагается офис их представителей.
– Все это говорит о том, что у предприятия большое будущее и речи быть не может о его закрытии, – сказал директор филиала. – Трехсторонний договор действует до 2025 года. А за это время, я думаю, оно окрепнет настолько, что сможет дальше работать самостоятельно.
Еще одна особенность новых тепловозов в том, что их ремонт и обслуживание не требуют большого количества людей. Для сравнения М. Кеулимжаев привел некоторые цифры. Например, на ремонт ста тепловозов советского производства требовалось 270 человек. А на ремонт ста тепловозов «Evolution» – 25.
Но тут встает другая проблема. Срок эксплуатации старых тепловозов истекает в 2017 году, когда они будут списаны как полностью отработавшие свой ресурс. И уже сейчас необходимо думать о том, как трудоустроить высвободив- шихся людей. Уже сегодня, как говорит         М. Кеулимжаев, специалистов-железнодорожников здесь в избытке.
В связи с изменением технологии проводится переподготовка специалистов. Люди обучаются на специальных курсах в Актобе, Астане и других городах. Предприятие берет на себя все расходы на этот период.  
С завершением строительства железной дороги «Жезказган – Бейнеу» Саксаульск станет большой узловой станцией. Потребуются тысячи рабочих и специалистов. Как считают в Саксаульском филиале ТОО «Камкор-Локомотив», без работы никто не останется. Не  будем забывать и о том, что в развитие железнодорожной отрасли Кызылординской области Национальная компания «Қазақстан темір жолы» планирует вложить 300 миллиардов тенге инвестиций.
Фото автора.
№№28-29 от 1 марта 01 март 2014 г. 0 0