• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ГЛАЗАМИ КЫЗЫЛОРДИНЦА

Игорь ТИТЕНОК
ГЛАЗАМИ  КЫЗЫЛОРДИНЦАНа этой неделе Серикбаю Нургисаеву исполняется шестьдесят лет. Почти пять из них он возглавлял наш регион, а до этого более трех лет был первым заместителем акима. За это время в нашей области было сделано много интересного, важного, нужного, и все это так или иначе было связано с Нургисаевым. Эти заметки ни в коем случае не претендуют на то, чтобы дать какую-то оценку деятельности Серикбая Нургисаева на посту акима области — это во многом субъективное мнение журналиста, которому довелось общаться с этим интересным человеком.
Биография Серикбая Нургисаева есть на многих ресурсах Интернета. Родом он из аула Жана-Арка Алматинской области. Окончил Казахский госуниверситет имени Кирова, а еще — Высшую партийную школу, институт политологии и управления. К нам в область пришел, когда ему было сорок лет, а за спиной опыт работы в комсомоле, бизнесе, во власти.
Время, когда С. Нургисаев стал главой области, было непростое. Достаточно сказать, что, подводя итоги 1999 года и рассказывая о том, что ему удалось сделать за полгода работы руководителем региона, самым главным достижением он посчитал сведение на нет долгов по зарплате бюджетникам. Сегодня, если такое кое-где у нас порой случается, на это оперативно реагируют прокуроры и соответствующие ведомства, а тогда этой проблемой непосредственно занимался руководитель области.
По первой специальности он — математик, а потом уже стал политологом, экономистом. Это, видимо, наложило свой отпечаток на его стиль руководства, ведение различных совещаний, заседаний, бесед. На таковых много раз довелось бывать и всегда чувствовал, что он проблемы формулирует как уравнения и подбирает алгоритм их решения. Причем делал он это почти всегда с присущим ему чувством юмора, иронии и даже самоиронии. По-разному можно было относиться к тому, что говорил С. Нургисаев, но заснуть на его выступлениях было невозможно. Шутка, прикол, переход монолога в диалог, смена интонаций, тембра, выражения лица даже самые скучные темы в его исполнении делали интересными и увлекательными.
Еще в нем привлекала жажда иметь оппонентов. В своих выступлениях он порой откровенно напрашивался на возражения аудитории и был рад, когда они возникали. Получался диалог, а это его стихия, он выкладывал аргументы как доказательство теоремы, и потому был
убедителен.
Конечно, те качества Серикбая Нургисаева, о которых сейчас рассказываю, может, не самые необходимые для руководителя области, но его артистичность и ироничность вызывали эмоциональный отклик у того, кто с ним общался, и потому надолго оставались в памяти.
Вот и мне запомнились такие моменты общения. Кызылординская область для пострадавших от землетрясения жителей Жамбылской области построила целую улицу домов. На новоселье из Кызыл¬орды приехала большая делегация во главе с акимом области и журналисты.
Перед церемонией разрезания ленточки операторы из Кызылорды и Тараза выставили на штативы телекамеры, рядом прицелились мы, кто делал снимки для газет. Стоим ждем, когда акимы двух областей вой-
дут в кадр и начнется церемония. И тут какой-то парень с фотоаппаратом влезает в кадр, выставляя свой зад в наши объективы. Четыре оператора и два фотокорра должны менять удобную по свету позицию. Чтобы этого не делать, прошу парня убраться из кадра. Сначала почти вежливо, а потом громко и четко послал его подальше. Он пошел. Церемония началась. Все сняли, как надо. Нургисаев, разговаривая с акимом Жамбылской области, жестом зовет меня и без тени улыбки говорит:
— Игорь, помоги разобраться, мы вот вдвоем спорим, кого ты только что послал: меня или его?
Мог бы ведь за мою выходку отчитать или еще что-нибудь устроить, а он просто прикололся, да так, что всю жизнь помню это и даже выводы сделал.
А вот другой  пример. Аким в церкви поздравляет прихожан с праздником. По графику это должно было занять минут пять — не больше. Вся аудитория — три десятка бабушек, батюшка и журналисты. Бабушки слушали с поразительным вниманием, и это, видимо, вдохновляло акима. Помощник его шепнул мне на ухо: намекни акиму, что время вышло. И я поддался змею-искусителю – стал часто поглядывать на ручные часы и выражаться мимикой. Аким это заметил, глянул на свои часы и свернул проповедь. Проходя мимо меня, как бы невзначай обронил: «Акустика хорошая».
В памяти еще много подобных эпизодов, но, разумеется, не только этим мне и многим кызылординцам запомнился Нургисаев. К примеру, наверняка его никогда не забудут тысяча семей тогда молодых специалистов почти во всех аулах области.
В то время (начало нулевых) жилье за бюджетные средства почти не строилось в городах, а на селе и подавно. Отток людей из аулов нарастал. Вот тогда-то и появилась у нас в области программа «1000 домов». Ее выполнение не только сняло для многих хозяйств кадровую проблему, но придало оптимизма сельчанам, уверенность в завтрашнем дне. Это была и реальная помощь сельскому хозяйству, и продуманная политическая акция. К  этому проекту Серикбай Нургисаев относился с особым пристрастием. Мне кажется, он успел побывать в каждом из тысячи домов.
Впрочем, пристрастие у него было к любому проекту, который он пробивал. Взять мост через Сырдарью в Кызылорде. Как рассказывал мне один из его сподвижников, Нургисаев в Правительстве всем мозг вынес, доказывая, как нам мост нужен. То же самое было и с комплексом гидросооружений Айтек на Сырдарье и протоке Кара¬озек. Ранее построенное в этом месте подпорное сооружение на реке обеспечивало ежегодное тревожное паводковое состояние в черте Кызылорды и частые затопления близ города. Конечно, этот проект был казахстанского масштаба и решение по нему принимал Президент страны, но от активности руководителя области, его настойчивости, убедительности тоже многое зависело. Правда, пускать комплекс Айтек в эксплуатацию Серикбаю Нургисаеву не довелось – он уже работал в другом месте, но удовлетворение от того, что этот проект получился, он испытывает до сих пор.
Похожая история получилась и с проектом газификации Кызылорды, над которым Нургисаев работал, еще будучи первым заместителем акима области, а став акимом, продолжил это дело с удвоенной энергией. Довелось побывать на многих совещаниях, советах, где аким области продвигал идею газификации города в русло конкретных договоренностей. И  процесс этот был успешно завершен. Только вот само строительство газораспределительных станций, газопроводов и подключение домов началось, когда Нургисаев уже работал в Алматы. Может, в силу этих обстоятельств его участие в этом проекте стало, мягко говоря, подзабываться.
Сам он по этому поводу говорил не раз, что на такой должности, как аким области, всегда есть дела, которые ты заканчиваешь за своего предшественника, и знаешь, что начатое тобой будет продолжено твоим преемником. «Мы все назначенцы Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, проводники его политики, делаем одно дело. Потому завершение и Айтека, и газификации Кызылорды у меня вызвало самые радостные чувства, хотя в это время занимался уже совсем другими проблемами. Работа в Кызылорде сделала этот край мне родным. Двенадцать лет, как я не аким Кызылординской области, а чувство ответственности за все, что там происходит, еще живо. До сих пор, например, переживаю, что в свое время не получилось достроить дорогу на Жезказган. В этом году, когда узнал, что аким Кызыл¬ординской области Крымбек Кушербаев получил добро на завершение этого проекта и Кызылорда скоро получит прямой выход на Астану, как камень с души сняли. Чтобы в моей жизни ни случилось, какой бы работой ни занимался, часто ловлю себя на том, что на многое происходящее в стране я смотрю глазами кызылординца».
Когда сел писать эти заметки, вспомнил многое, что-то из глубины времени открылось пошире. Например, взаимоотношения Нургисаева с тогдашним акимом Кызыл¬орды Кожахметом Баймахановым. Зная характеры этих людей, трудно было предположить, что они долго и плодотворно смогут работать бок о бок. Баймаханов в нашей области в то время имел большой авторитет, причем заслуженный. В решениях был очень самостоятельным. Мнение свое имел и всегда высказывал. Это был очень трудный подчиненный для акима области, но продуктивный. Для обоих дело было главным, и потому они, столь разные, даже подружились. Вот и сейчас о том, что у Нургисаева скоро юбилей и надо бы вспомнить, что он сделал для области, заговорил именно Кожахмет Баймаханов, тот, кто с ним больше всего спорил и даже ругался, а не те, кто с подачи Нургисаева сделали карьеру или получили поддержку в бизнесе.
Думаю, у автора этих строк сложились особые отношения с тогдашним акимом области благодаря тому, что всегда норовил сказать что-нибудь поперек. Это не только его не раздражало, а напротив, репликами в мой адрес, он часто заставлял меня высказываться на градсоветах, других совещаниях.
Помню открытие одного объекта. Предложил сделать фотографию перерезания ленты, когда аким и свита стоят спиной к входным дверям. Замакима, пресс-секретарь, начальник управления говорят мне, что так не пойдет. Да, в таком сюжете вроде не было логики, но зато на одном снимке и церемония открытия, и сам объект. Нургисаев краем уха уловил наш спор и, не вникая в детали, просто сказал: делайте, что говорит профессионал.
Напоследок от многих кызылординцев доктору экономических наук, профессору, кавалеру орденов «Құрмет» и «Парасат» Серикбаю Урикбаевичу Нургисаеву горячий привет и наилучшие пожелания.

28-5-2016 28 май 2016 г. 0 0