• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ПЕРЕНОС СТОЛИЦЫ КАК СОСТОЯВШИЙСЯ ФАКТ

ПЕРЕНОС  СТОЛИЦЫ  КАК  СОСТОЯВШИЙСЯ  ФАКТ7 октября 1997 года, выступая на совещании руководителей министерств, ведомств, а также строителей, я еще раз акцентировал внимание на том, что никаких сбоев с обеспечением Акмолы электричеством, водой и т.п. быть не должно. Никто не верил, что мы в такие сроки сумеем подготовить Акмолу к переезду государственных органов, но мы это сделали.
20 октября 1997 года вышел мой указ «Об объявлении города Акмолы столицей Республики Казахстан». В нем говорилось, что с 10 декабря 1997 года город Акмола становится столицей Республики Казахстан, а официальная презентация столицы состоится 10 июня 1998 года.
Выступая тогда в Парламенте, я отмечал, что все строительные работы закончены в рекордно короткие сроки. Посудите сами: решение о реконструкции Акмолы было принято в октябре 1996 года, в феврале работы были начаты, а к октябрю 1997 года осталось провести коммуникации и электричество.
Думаю, у наших потомков не будет повода упрекать нас в неверном решении. Алматы по-прежнему останется крупнейшим городом страны. А наличие двух мощных центров только увеличит экономический потенциал республики. Примеров существования двух столиц в мире много. Это Анкара и Стамбул, Москва и Санкт-Петербург, Карачи и Исламабад, Рио-де-Жанейро и Бразилия, Мельбурн и Камберра, Оттава и Торонто, Вашингтон и Нью-Йорк. В этом ряду, я думаю, мы будем не первые и не последние.
8 ноября 1997 года в Акмолу прибыли эталоны государственных символов Казахстана. Акмола обрела исключительное положение, став хранителем Государственного Флага и Герба, а также Президентского штандарта. Помню, это событие взволновало меня особенно. Потому что все-таки, если отвлечься от чисто экономических и геополитических объяснений и выкладок, есть в столице что-то сакральное, что-то знаковое, что чувствуется всеми людьми.
И наши потомки прочувствуют это также. А может быть они, не отягощенные старыми образами и старой памятью, воспримут нашу новую столицу гораздо глубже. Не просто как символ обновления. Не только как рубеж начала нового периода. Астана – это город-знак, знак мечты, воплощенной в реальность. Много десятилетий идея свободы и независимости обитала в этих степях, обретала силу в людях, преданных своей земле. И вот – свершилось. В бескрайних степях Казахстана, существовавших века и тысячелетия, теперь будут приниматься государственные решения. Мы с нуля строили столицу. Через сердце пропустили все проблемы, связанные с ее переносом. Это была мечта. Теперь это — чудесный город, гордость и сердце Казахстана.
С утверждением новой столицы мы поставили не точку, а многоточие. Мы ожидали, что с переездом столицы не только оживится жизнь регионов, но также данный факт придаст динамизм рыночным преобразованиям, послужит развитию инфраструктуры в стране, создаст дополнительные рабочие места. В это напряженное время преобразований мы засевали то поле, которое должно было дать всходы и плоды как для нынешнего, так и для будущих поколений.
С обретением статуса столицы в биографию Акмолы вписывалась новая золотая строка. Как я говорил вначале, Акмола неоднократно, причем в переломные для республики годы, находилась в эпицентре высокозначимых общественных событий. Так было в годы освоения целины, принесшей заслуженную славу и гордость акмолинской земле, ставшей родной для тысяч и тысяч людей. Здесь также был накоплен богатейший управленческий опыт, когда Акмола была центром обширного целинного края.
Не случайно и сейчас, в это переломное для государства время, наши взоры вновь были обращены к Акмоле. Стране нужен был патриотический порыв, нужен подвиг сродни целинному. Только он был связан с новыми реалиями — укреплением независимости, построением государственности, углублением социально-экономических и политических преобразований. И мы были убеждены, что переезд столицы в Акмолу во многом будет способствовать достижению этих целей.
Мечтая о том, чтобы столица росла и развивалась, я часто забывал о времени. Вспоминая первые месяцы строительства, я думаю о тех людях, которые стали моими единомышленниками. Огромное число людей. Хочу выразить огромную благодарность всем тем, кто был в те дни рядом со мной, кто поддерживал меня в моем решении, кто также, как и я, болел за новую столицу. Это Кисё Курокава, Владимир Ни, Аманжол Булекпаев, Адильбек Джаксыбеков,  Николай Макиевский, Ахметжан Есимов, Фарид Галимов, Жанабек Карибжанов и многие другие.
Особо хочу отметить заслуги первого председателя Госкомиссии по переносу столицы Николая Макиевского, тогдашнего управляющего делами Владимира Ни. Они приехали в город, где вода подавалась по часам, в домах температура не превышала 10 градусов по Цельсию, негде было поесть. Город ночью темный, без освещения.  Приехали и начали думать — с чего начать. Ни разу я не слышал от них неуверенности. Они верили мне. Но глазам своим — нет. Благодарен им. Также высоко ценю работу первого акима новой столицы Адильбека Джаксыбекова. В этой должности он находился в самые бурные первые шесть лет. Он родился, вырос в Акмоле, любил город и знал его. Но Алматы, куда он только что переехал, стал нравиться больше. Он внес большой вклад в становление сегодняшнего облика Астаны, проявил инициативу. Мне нравилась его работа, его уверенность. Он был моим стойким сторонником.
Сделать из ещё «советской» провинции современную столицу – задача не из лёгких. От старого, постсоветского наследия не избавишься в одночасье. Изношенные дома неудобной планировки, неразвитая инфраструктура, морально устаревшая промышленность и так далее. Строительство нового города должно быть планомерным, логичным, основанным на международном опыте в этой области и непременно учитывающим национальный менталитет.
Кроме того, чтобы внедрить новые идеи и инновационные технологии, необходимо решить кадровый вопрос – обучить и переобучить персонал. Нужно было в акмолинцах воспитать свое¬образную ответственность, лицо страны, говоря образно, ее визитную карточку. Выражая им признательность за огромную по объему и темпам подготовительную работу для приема органов госуправления, в то же время приходилось требовать от них проявления не только гостеприимства и радушия, но и особой производственной, интеллектуальной, творческой культуры. Органы всех ветвей власти должны были с первого же дня задать себе напряженный ритм деятельности, соответствующий высокому государственному предназначению.
Отныне в центре огромной страны будут приниматься решения, судьбоносные для народа. Здесь теперь бьется сердце нашей Родины. Отсюда Казахстан будет определять свою историческую судьбу в преддверии третьего тысячелетия. Выбор определен и тем, что с течением времени Астана станет одним из мощных коммуникационных центров Евразийского материка. Экономические, технологические, информационные потоки развивающегося евразийского пространства в ХХI веке будут протекать и через нашу новую столицу.
В драматической истории ХХ века мы впервые приняли самостоятельное решение о столице своего государства. Безвозвратно прошло то время, когда за нас определяли, где и как нам жить, с кем дружить и с кем враждовать. Возможно впервые в национальной истории мы дышали воздухом свободы без опасений за будущее своих детей. И на пороге ХХI века заявили о своем собственном выборе – новой столице под святым небом древней степи. За этим выбором не только позиция нынешнего руководства страны. За этим выбором стоят прозорливость хана Тауке и величие хана Абылая, мудрость легендарных биев и бесстрашие тех юных сердец, которые в декабре 1986 года показали всей планете, что такое национальная гордость. За этим выбором стоит воля миллионов наших соплеменников, отдавших жизни за право быть хозяевами своей судьбы.
Если насчет самого факта переноса мнения разделились, то позже в одном все были единодушны: Акмолу надо переименовать! Были разные идеи – Караоткель, Есиль, Ишим, Сары-Арка.Даже были предложения назвать по имени страны – Казахстан, были и другие предложения, в том числе — Нурсултан. Но однажды ночью меня осенило – Астана! Столица она и есть столица. На всех языках произносится и понимается четко и ясно.
В более укрупненном плане могу сказать, что переносом столицы мы начали масштабную работу по преодолению однобокого размещения производительных сил, ликвидации скрытой безработицы на юге страны из-за его перенасыщенности населением. В этом регионе естественным образом будет происходить и развитие инновационных, нау¬коемких, высокотехнологичных производств, дальнейшее расширение сельхозмашиностроения и, что особенно важно, сети перерабатывающей сельской индустрии. А это, опять-таки, новые рабочие места, эффективное использование трудовых ресурсов, повышение экономической активности всей страны.
Но помимо этих, для всех очевидных аргументов, надо было держать в поле зрения и факторы стратегического порядка.
В масштабах Центральной Азии, раскинувшейся от Афганистана до северной оконечности Западной Сибири, от Каспия до Монголии, новая столица лежит как раз в центре того перспективного района, куда могут устремиться огромные инвестиционные потоки. Будучи расположенной на перекрестке протянувшихся от тихоокеанского побережья до Европы коммуникационных линий, она может претендовать в будущем на роль крупного транзитного перевала и чутко реагировать на транспортно-коммуникационные сигналы будущего столетия.
Таким образом, все предшествующие переносы столицы республики, диктовавшиеся соображениями то «революционной», то «классовой» целесо¬образности никоим образом не учитывали интересы самого Казахстана. И то, что мы впервые в своей истории приняли решение о переносе и строительстве столицы исходя из наших национальных интересов имело огромный политический и нравственный смысл.
Вспоминая время начального строительства столицы, я всегда с теплотой вспоминаю как человека, как одного из моих сподвижников, поддержавших и сделавших очень много для Астаны, — я вспоминаю об Ишиме. Во времена СССР Ишим был обыкновенной речушкой, которой уделялось ровно столько внимания, сколько требовалось для сохранения воды, не более. Правый и левый берега были сплошь застроены дачами. А в  городской черте, примыкающей к центру, благоустройство побережья было сведено к минимуму. В центре города река была заросшей камышом. Все изменилось с переносом сюда столицы. Были реконструированы русла и берега, а набережная стала излюбленным местом горожан. Глядя сейчас на набережную Ишима, нельзя и подумать, какого титанического труда стоило людям заполнить берега мелеющей реки, а под водой скрыть целую систему жизнеобеспечения города и предотвращения природных катастроф.
(Из книги Президента
Казахстана Нурсултана Назарбаева «Казахстанский путь»)
28-5-2016 28 май 2016 г. 0 0