• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ВЫРАЩИВАТЬ ИЛИ МОДЕЛИРОВАТЬ?

Игорь ТИТЕНОК
ВЫРАЩИВАТЬ ИЛИ МОДЕЛИРОВАТЬ?Урожай можно выращивать, и он получается разный. В зависимости от погоды, квалификации агронома, рекомендаций ученых, опыта механизаторов и, конечно, везения. Главное, чтоб удача сопутствовала и тогда будет хороший урожай. Хороший в нашем понятии — это когда мы «выжи-маем» из конкретного сорта того или иного растения до тридцати процентов его потенциала. Так мы выращиваем наш урожай, а конкретно рис, начиная с шестидесятых годов прошлого века.
В странах с высокоразвитым сельским хозяйством урожаи не выращивают, а моделируют. При таком подходе потенциал сорта удается реализовать на 60-80 процентов. Чтобы понять разницу названных способов ведения земледелия на выходе, обратимся к конкретному примеру. Сегодня рисоводы области выращивают несколько современных сортов российской селекции. Практически все они имеют потенциал по выходу зерновой массы с гектара 120 и более центнеров. При режиме моделирования урожая такое зерно при обработке дает выход крупы семьдесят и более процентов. В итоге моделирования урожая, названные сорта дают выход зерна 70-80 центнеров с гектара и более пятидесяти центнеров крупы. Наша практика дает урожайность до 50 центнеров и выход крупы тоже до 50 процентов (бывает и 35-40 процентов) как итог, выход крупы, так сказать, с гектара не превышает двадцати пяти центнеров, а часто много меньше.
Можно ли в наших условиях перейти к моделированию урожая, – об этом была беседа генерального директора ПТ «Абзал и К» Абзала Ералиева   с представителями ООО «Группа Компаний «АгроПлюс». Специалисты российской компании из Краснодара сейчас проводят эксперимент на полях ТОО «Магжан и К» – партнера ПТ «Абзал и К». Пока это делянка в двадцать гектаров. Абзал Ералиев называет её экспериментальной, а директор отдела продаж «АгроПлюса» Евгений Никитенко отказывается употреблять слово «эксперимент», поскольку речь идет об отлаженной на сотнях тысячах гектаров (это только в России) технологии минерального питания растений.
В чем ее суть, объясняет заместитель директора по развитию, кандидат сельскохозяйственных наук Юлия Ткаченко.
– Возделывание риса как в России, так и в Казахстане сначала было экстенсивным (больше получали риса только за счет больших площадей). Потом перешли к интенсивному способу – совершенствование приемов обработки почвы, режимов орошения, применение удобрений, средств защиты растений, выведение новых продуктивных сортов.
Минеральные удобрения вначале применялись практически все разом. Потом пришло осознание, что в разный период потребность в тех или иных удобрениях разная, и их стали вносить порционно от пахоты до созревания метелки. Массовое применение удобрений, конечно, повысило урожайность в разы, но при этом наплодило много проблем. Например, применение гербицидов у растения вызывает стресс, и на повестку дня вышла задача создания антистрессовых препаратов для растений и, в частности, риса. Добавки таких препаратов в гербициды снижает срок пребывания риса в стрессовом сос-тоянии с 2-3 недель до 10 дней. Так, в конце прошлого века в мире стали применяться комплексные и, так сказать, целенаправленные удобрения. Теперь с помощью большой гаммы различных препаратов можно смоделировать урожай с учетом всех благоприятных и неблагоприятных факторов. И земледелец может не причитать по поводу жары, засухи, засоленности и других проблем, а просто применять  препараты, которые эти негативные факторы нейтрализуют.
Вот такой пример. Израильские ученые разработали уникальный препарат Нутривант Плюс. Обработка растения 1-2- процентным раствором этого препарата сохраняет в целости и сохранности вегетативную массу в течение месяца в условиях жесточайшей засухи. Причем главный компонент этого препарата фертивант – вещество на органической основе. Благодаря ему, на листьях растения создается органический слой, который улавливает влагу из воздуха, которая есть в нем даже в самых жарких пустынях. Препараты линии Нутривант открыли новую эру в подкормке растений – листовую. Такой подход дал прибавку урожайности по разным культурам от центнера до нескольких тонн. Разумеется, такой препарат очень дорогой, но, с другой стороны, его не надо тоннами закапывать в чеки – 4-6 килограммов на гектар вполне достаточно. Исходя из эффективности, сокращения затрат  по перевозке цена на такие «умные» удобрения становится вполне приемлемой.
Здесь надо учесть еще один момент. Современные препараты для растений уже, так сказать, проектировались, чтобы не создавать никаких проблем после их применения. Другими словами, рост урожайности не грозит в будущем затратами на  возрождение почвы и окружающей среды. А этого, как мы хорошо знаем сегодня,  от нас требует многолетнее тысячетонное употребление азотных, фосфорных, калийных удобрений, средств защиты растений.
В современных технологиях минерального питания растений изменился подход к самому растению. Оно рассматривается как сложный организм со своей нервной системой, органами пищеварения, реагирования на окружающую среду. Именно это позволило создавать реально умные препараты. Таковых в мире создано уже тысячи, но до нас пока ничего из этого набора современного фермера не дошло.
Российская компания, которую представляют наши гости Юлия Ткаченко и Евгений Никитенко, уже давно наладила контакты и контракты с лучшими мировыми компаниями сектора «умных» удобрений. Это испанская «Atlanica», норвежская   "Yara» и израильская «LCL». «АгроПлюс» не просто поставщик всего лучшего, что есть на этом рынке. Здесь сразу поняли, что этот товар надо продавать, показывая его применение. Потому были созданы агролаборатории, группы ученых, которые и учат земледельцев моделировать урожай.
И к нам группа специалистов из Краснодара приехала, прежде всего, показать, как все это работает, а потом, как они  считают, и убеждать никого не надо, что все это стоит покупать и применять.
Примечательно, что партнеров «АгроПлюса»  нашел и в Жалагашском,  и Кармакшинском, и в Сырдарьинском районах. Везде работа начиналась с анализа почвы, воды. Моделирование урожая – такой процесс, который требует изначально сбора большого количества достоверных данных.
– Думаю, что сотрудничество с нашими коллегами из Краснодара подвигнет нас и на решение застарелых проблем, – говорит Абзал Ералиев, – мы лишний раз убедимся, что нельзя трудиться на земле, не имея хорошо оснащенных агрохимлабораторий, сеять рис в чеках, где перепад уровней иногда составляет полметра. Сейчас на небольших площадях убедимся, что можно моделировать хороший урожай,  несмотря на жару, соль, ветер, а потом начнем переносить эту систему на реальные рисовые севообороты.
28 июня 2014 28 июнь 2014 г. 0 0