• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ПУТЬ, ВЕДУЩИЙ К ПРОЦВЕТАНИЮ

Сеитсултан АИМБЕТОВ,
председатель комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента РК

ПУТЬ, ВЕДУЩИЙ К ПРОЦВЕТАНИЮВ истории каждого народа, как и в судьбе человека, бывают взлеты и падения, но если человека воодушевляет на взлет его внутренняя сила, то для народа – это его лидер, ведущий  сквозь дебри трудностей к процветанию. Народу Казахстана повезло с таким лидером, который смог повести людей  за собой,  шаг за шагом приближая нас к заветной мечте – к процветанию страны. Бесспорно, это заслуга Первого Президента страны – Лидера нации, то что сегодня Казахстан стремительно влился в ряды быстро развивающихся стран мира, узнаваем и уважаем в международном сообществе. За годы независимости пройден путь, который другие страны проходили за столетия.
С самого начала Нурсултан Назарбаев  четко сформулировал стратегические цели и обозначил концептуальную модель развития суверенного государства. Главу государства отличают масштабность и глубина идей, взвешенность исторических решений и детальная продуманность политических шагов. Ему присущ дар опережать ход времени и особое умение предвидеть тенденции социально-политического и экономического развития. И в своем Послании «Нұрлы жол – путь в будущее» Глава государства делится с народом: «Я из своего опыта предчувствую, что ближайшие годы станут временем глобальных испытаний. Будет меняться вся архитектура мира… наступает тот самый пе-риод, когда мы должны использовать эти резервы. Они помогут преодолеть непростые времена и стимулировать рост нашей экономики. Эти ресурсы предназначены не для краткосрочных мер. Они будут направлены на дальнейшее преобразование экономики. А именно – на развитие транспортной, энергетической, индустриальной и социальной инфраструктуры, малого и среднего бизнеса… В итоге это отразится на благосостоянии и качестве жизни каждого казахстанца. А самое главное – все это останется на нашей земле как богатство наших будущих поколений».
Поражает прозорливость Главы государства в управлении общественными и экономическими процессами, ведь своевременность решения о ежегодном, начиная с 2015 года, дополнительном выделении траншей из Нацфонда по 3 миллиарда долларов США на 2015-2017 годы позволила Правительству оперативно внести соответствующие корректировки в трехлетний бюджет.
Как справедливо отметил Президент страны: «Одной из основных задач Нацфонда является повышение устойчивости нашей экономики перед внешними шоками, в том числе и при снижении цен на природные ресурсы». В 2007 году 10 миллиардов долларов США были направлены на антикризисные меры от негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса. В 2014 году на поддержание экономики выделен еще 1 трлн. тенге, которые направлены на развитие инфраструктуры.
В Послании Президентом страны предложен эффективный План инфраструктурного развития Казахстана, включающий в себя семь основных направлений, он является стержнем Новой Экономической Политики «Нұрлы жол».
Именно инфраструктура в широком смысле этого слова в парадигме новой экономической политики должна стать основным драйвером экономического роста, поскольку ее развитие дает наибольший мультипликативный эффект. «Новая экономическая политика «Нұрлы жол» станет двигателем роста нашей экономики на ближайшие годы. Только за счет строительства дорог будут созданы 200 тысяч новых  рабочих мест. А это означает занятость и рост доходов населения. «Нұрлы жол» произведет мультипликативный эффект и на другие отрасли экономики: производство цемента, металла, техники, битума, оборудования и сопутствующих услуг», – подчеркнул Глава государства, тем самым объявив о новой масштабной программе развития, которая будет иметь контрцикличный характер и будет направлена на продолжение структурных реформ в экономике республики.
Одним из основных направлений определено укрепление жилищной инфраструктуры. Необходимо отметить, что формирование крупных агломераций сопровождается значительным перетоком трудоспособного населения республики, что создаст давление на рынок труда и инфраструктуру городов, в том числе и на жилищный фонд. Поэтому предлагается пересмотреть подходы к строительству арендного жилья.
В этой связи для успешной адаптации переселяющегося населения, эффективного развития агломераций и других опорных городов первоочередным вопросом является обеспечение их доступным жильем. Это также будет стимулировать миграцию населения из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы страны, а с развитием транспортной инфраструктуры такие потоки будут все возрастать. Для решения дефицита жилья, особенно в перспективных точках роста, необходимо обеспечить строительство арендного жилья как наиболее перспективного и доступного инструмента.
Поэтому в соответствии с Посланием на реализацию Программы по строительству арендного жилья в 2015-2017 годах дополнительно направлены средства из Нацфонда в сумме 180 миллиардов тенге. В Кызылординской области только в текущем году на жилищное строительство направлено более 15 миллиардов тенге инвестиций, объем выполненных строительных работ превысил 80 миллиардов тенге. За счет всех источников финансирования введено 224 тысячи квадратных метров жилья.
Однако надо отметить, что большинство объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе, и теплоснабжения, которые вводились в действие в период с 1970 по 1980 годы, имеют сверхнормативный срок эксплуатации. Другой проблемой остается обеспечение качественной питьевой водой. По уровню доступа населения к системам централизованного водоснабжения Казахстан уступает развитым странам, в которых показатель по обеспечению водоснабжения и водоотведения составляет 90-95 процентов. По состоянию на 1 января 2014 года, доступ к централизованному водоснабжению по городам составляет 85 процентов, а по селам − 48 процентов. Доступ к централизованному водоотведению по городам составляет 78 процентов и по селам – 10 процентов. Протяженность водопроводных сетей, согласно статистике составляет 61 тысячу километров, из них нуждается в замене 13,4 тысячи километров.
Для ускорения темпов модернизации систем тепло- и водоснабжения, водоотведения предлагается дополнительно к уже предусмотренным на 2015-2016 годы средствам направить 160 миллиардов тенге как кредиты и субсидии. Это позволит снизить износ и улучшить качество коммунальных услуг, прохождения отопительного сезона и условий проживания населения.
С целью повышения привлекательности сферы ЖКХ для частных инвесторов Правительством совместно с ЕБРР до конца текущего года будет разработана Программа по тарифной политике в сфере естественных монополий до 2020 года, где среди пилотных городов будет и Кызылорда. Программа обеспечит переход на предсказуемый долгосрочный инвестиционный тариф, что даст возможность привлечения заемных средств для ускоренной модернизации сетей и объектов тепло-, водоснабжения, водоотведения.
В рамках НЭП разрабатывается также пятилетняя государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол», где основные усилия будут направлены на развитие транспортно-логистической и индустриальной инфраструктур. Это направление будет осуществляться в рамках формирования макрорегионов по принципу хабов, что позволит связать центр и макрорегионы между собой магистральными автомобильными, железнодорожными и авиалиниями по направлениям «Центр-Юг», «Центр-Восток» и «Центр-Запад» по лучевому принципу.
Транспортно-логистическая система должна стать основным инструментом реализации экономических связей между регионами Казахстана, а также главным проводником экспорта казахстанских товаров на мировые рынки.
На транспорте, а именно в автодорожной отрасли, в рамках выделяемых средств из Нацфонда и привлечения займов Международных финансовых институтов будет продолжена реализация автодорожных проектов: «Западная Европа – Западный Китай», «Центр-Юг», «Центр-Восток», «Центр-Запад», «Алматы – Усть-Каменогорск».
Начнется реализация автодорожных проектов «Атырау – Астрахань», «Астана – Петропавловск – гр.РФ», «Ушарал – Достык», «Жезказган – Петропавловск», «Уральск – Каменка – гр.РФ», «Юго-Западный обход Астаны». Новый импульс экономическому росту в Кызылординской области даст проект «Кызылорда – Жезказган – Караганда», который реализует торговый потен-циал области по направлению в центральные и северные регионы страны.
Ожидается создание такой транспортной сети, в которой от Астаны во все стороны будут расходиться автомобильные, железнодорожные и авиационные магистрали, которые свяжут все уголки страны с центром. Это позволит ускорить и увеличить грузопотоки, возрастут объемы транзита через страну, граждане страны смогут пользоваться современными и качественными автомагистралями, безопасно и быстро добираться в любой регион. В соответствии с Посланием Главы государства народу Казахстана и в преддверии международной выставки «ЕХРО-2017» аэропорт Астаны будет реконструирован, на что выделено порядка 60 миллиардов тенге.
Для динамичного роста необходима сбалансированная политика развития регионов, основанная на стимулировании точек роста, раскрыв их внутренний потенциал. С целью решения актуальных социально-экономических проблем регионов на перспективу была разработана программа развития регионов до 2020 года, задачами которой стали выявление системных проблем и факторов, ограничивающих социально-экономическое развитие регионов, и выработка эффективного механизма действий местных исполнительных органов для устранения проблем, формирование долгосрочных центров экономического роста, интегрированных с региональными и мировыми рынками через приоритетное развитие агломераций, а также финансовая поддержка регионов для повышения их конкурентоспособности и рациональной пространственной организации экономического потенциала.
Что касается индустриальной инфраструктуры, то в рамках выделяемых 81 миллиарда тенге будет осуществляться строительство объектов инфраструктуры на территориях СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» и «Хор-гос – Восточные ворота». В целом, усилия будут прилагаться на завершение  формирования инфраструктуры в существующих десяти СЭЗ.
Проект создания Сухого порта в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», используя потенциал железной дороги «Жетіген-Қорғас» и автомобильного коридора «Западная Европа – Западный Китай», позволит создать мощный логистический хаб, куда планируется выделить порядка 12,5 миллиарда тенге из республиканского бюджета.
За годы независимости в Казахстане создан крепкий фундамент социального государства. По ряду параметров реформирования социальной сферы Казахстан успешно опередил страны СНГ и пошел дальше своих партнеров. Объективно Казахстан вплотную приблизился к качественному уровню социального развития среднеевропейских стран. Стандарты жизни казахстанцев неуклонно повышаются.
В нынешнем Послании Президентом страны было акцентировано внимание на решении ряда проблемных вопросов в сфере школьного и дошкольного образования, укрепления материально-технической базы высших учебных заведений. К примеру, на решение проблем аварийных школ и трехсменного обучения дополнительно направлено 70 миллиардов тенге. Для кардинального сокращения дефицита мест в дошкольных организациях в течение трех лет сверх запланированного еще выделено 20 миллиардов тенге. В целях формирования материально-технической базы 10 учебных заведений, определенных программой индустриализации, на основе которых будет обеспечиваться связь науки с отраслями экономики и подготовка кадров, планируется направить до 2017 года порядка 10 миллиардов тенге.
Мировой опыт показывает, что сегодня малое и среднее предпринимательство – динамичный элемент преобразования современной рыночной экономики, определяющий ее гибкость и адаптивность. От умелого сочетания малого, среднего и крупного бизнеса зависят как эффективность функционирования экономической системы, так и экономический рост, структура и качество ВВП. А в период кризиса роль МСБ для экономики возрастает в разы.
В Республике Казахстан всесторонняя поддержка малого и среднего бизнеса всегда была приоритетом государственной политики. За годы независимости были осуществлены беспрецедентные усилия по развитию малого и среднего бизнеса и улучшению бизнес-климата в стране. Глава государства, выступая на заседании Совета национальных инвесторов, отметил, что помощь, оказываемая бизнесу в Казахстане, уникальна, и ни в одной стране столько не делается для поддержки предпринимательства.
В Послании Президент акцентировал внимание на продолжении работы в поддержку МСБ как драйвера экономического роста. Для увеличения их доли до 50 процентов ВВП к 2050 году уже сейчас необходимо эффективно использовать кредитные линии за счет АБР, ЕБРР, Всемирного банка. К примеру, в 2015-2017 годах планируется привлечь кредиты на общую сумму 155 миллиардов тенге. Президент  подчеркнул, что сегодня созданы все условия для успешной реализации поставленных задач. Проведенная административная реформа дает возможности для эффективного воплощения в жизнь ключевых целей Новой Экономической Политики. В то же время это глобальный экзамен на зрелость, который потребует от общества сплоченности и единства. И в этой связи Глава государства призвал казахстанцев, особенно молодежь, беречь единство и межэтническое согласие, оставаться толерантными друг к другу, активизировать свой креативный созидательный потенциал.
Уверенные шаги в будущее накануне знаменательных событий в национальной истории, таких, как 550-летие Казахского ханства, 20-летие Конституции Республики Ка-
захстан и Ассамблеи народа Казахстана, 70-летия Великой Победы, воодушевляют на дальнейшее созидание и развитие.
СПРАВКА «КВ»
Сеитсултан Сулейменович Аимбетов родился в ауле Жетиколь Сырдарьинского района Кызылординской области. Прошел путь от рядового контролера-ревизора до руководителя Государственного комитета финансового контроля республики. С обретением независимости на должности начальника Главного бюджетного управления Министерства финансов Республики Казахстан составлял первый бюджет страны. В середине 1990-х годов Президент Республики Казахстан доверил ему фронт работы на сложном участке по реформированию системы социального обеспечения. Под его руководством как министра социальной защиты нормализовалась система социальных и пенсионных выплат, стали своевременно и исправно финансировать социальную сферу. С.Аимбетов  работал на разных постах − от заместителя руководителя канцелярии Премьер-Министра до вице-министра юстиции, долгое время занимал должность государственного инспектора в Администрации Президента. Депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан IV-V созывов, член партии «Нұр Отан» с 2010 года, председатель Комитета по экономической реформе и региональному развитию.  
29-11-2014 29 ноябрь 2014 г. 0 0