Мира ЖАКИБАЕВА
Узбек Абдрахман Рузиев и турчанка Гокчак Искендирова вместе сорок лет. В семье двое сыновей –Умид и Азиз. Старший Умид в спутницы жизни выбрал азербайджанку Малину Валиеву, у них подрастает двое ребятишек –пятилетняя Лейсана и двухлетний Ибрагим. Азиз еще не женат, но если и приведет в семью девушку других кровей, родители против не будут и с радостью примут ее как родную дочь.
Семья Рузиевых живет в ауле «III Интернационал» Кармакшинского района. Не одно десятилетие здесь вместе живут и трудятся представители 11 национальностей – казахи, турки-месхетинцы, корейцы, русские, украинцы, мордвины, татары, азербайджанцы и другие.
– С рождения мы живем среди представителей других народов, поэтому решение выйти замуж за узбекского парня мои родители не приняли в штыки, — говорит Гокчак Искендирова. –И, хотя я поступила не так, как не велит – выходить замуж или жениться по указанию родственников и за представителя своей национальности – о своем выборе не жалею.
Абдрахман и Гокчак встретились, когда он приехал в аул на работу в конце 1970-х годов из Андижана. Трудился на стройке, а Гокчак была поваром в бригаде. Родители невесты полюбили этого скромного и доброго парня, а родители жениха, в свою очередь, полюбили красивую и хозяйственную Гокчак.
Работа у молодых была сезонной. Обычно на новый год семья уезжала на родину мужа в Андижан и находилась в Узбекистане до весны. Дети учили там язык отца – узбекский, а когда возвращались домой – говорили по-турецки.
Сейчас сыновья – опора семьи. Оба трудятся вахтовым методом в Атырау. Невестка Малина преподает английский язык в местной школе № 108. В прошлом году Гокчак вышла на пенсию, а Абдрахману до заслуженного отдыха осталось год-два. Его труд отмечен памятными подарками, грамотами и премиями.
– Все жители нашего аула знают несколько языков, — говорит глава семейства Абдрахман. – Ходовые, так сказать, четыре языка – казахский, русский, турецкий и корейский. В своей семье мы тоже на них общаемся. Дружба народов в нашем ауле не просто пафосные слова, а образ жизни, ведь у нас около пятидесяти интернациональных семей.
Дастархан в доме у Рузиевых разнообразный – от казахского бесбармака до разных видов корейских солений. Не обходится стол без традиционных турецких хинкали и узбекского плова.
Глядя на эту семью, где есть уважение и любовь, понимаешь, что интернациональные браки сближают разные народы, объединяют их традиции, в таких семьях все языки становятся родными. В интернациональных семьях (это я точно знаю по своему опыту) люди счастливы, потому что они считают родными для себя представителей не одного народа, а двух или нескольких. И родным языком для них становится язык отца, матери, бабушек и дедушек. Как в семье Рузиевых.
Фото из семейного архива Рузиевых.