• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

СОРОК ДНЕЙ — НАЧАЛО ЖИЗНИ

Индира АЛПЫСБАЕВА
Есть много традиций и обычаев, связанных с рождением ребенка. Все они соблюдаются почти во всех казахских семьях. Для казахов рождение ребенка всегда было радостным и знаменательным событием. До сих пор сохранилась пословица «Балалы үй – базар, баласыз үй – мазар», что означает «Дом с ребенком – веселье и счастье, без ребенка подобен могиле». Каждый, кто узнавал о рождении ребенка, особенно если это был сын – продолжатель рода, спешил первым оповестить родных и близких возгласом «сүйінші». Все сразу понимали, что он пришел с добрыми известиями. За это согласно традиции давали подарок.
Цифра сорок имеет особое значение для казахов. Пока не пройдет сорок дней с рождения, ребенок еще не считается рожденным. В это время молодые родители не спешат показывать ребенка. Для того, чтобы оградить ребенка от злых духов, в  течение сорока дней ночами возле колыбели малыша горел светильник – «шырақ», поскольку в понимании казахов всякая нечистая сила боялась огня и света. Но как только проходят положенные сорок дней – отмечают бурным праздником. Казахи называют этот обряд «қырқынан шығару», то есть буквально «вывести из сорока». Бабушка привозит с собой целый сундук с приданым для младенца. В этот сундук мама будет складывать одежду для малыша вплоть до годовалого возраста, одеяльца и другие необходимые для ребенка вещи.
Сам обряд проходит очень весело. На празднование собираются только женщины: приглашаются уважаемые гостьи, родственницы и соседки. Гостьям дарят небольшие подарки, приглашают к богатому дастархану.  Во второй половине вечера бабушка приносит две большие миски, одну с монетами, а другую с водой. Иногда вместо монет могут положить бусинки, если празднуют рождение девочки. Передавая миски по кругу, каждый гость высказывает пожелание будущему ребенка, например, крепкого здоровья, успехов в учебе. При этом старшая по возрасту гостья зачерпывает из миски с водой воду ложкой и льет в миску с монетами. Всего должна быть сорок одна ложка воды. Позже этой водой омоют ребенка для того, чтобы все высказанные пожелания сбылись. При этом постараются, чтобы вода попала на все участки тела, считается, что немытые участки будут уязвимы для болезней. Монеты, ложка и чашка раздариваются всем присутствующим для того, чтобы и у них состоялся праздник по случаю рождения малыша.
Позже, когда основные гости расходятся, бабушка и мама выбирают родственницу с самой крепкой рукой, либо сами побреют ребенку волосы и подстригут ногти. Считается, что те, кто бреют и подстригают, могут передавать ребенку  свойства характера. Поэтому для подстригания ногтей стараются пригласить хозяйственную и шуструю женщину, для бритья волос — того, на кого хотят, чтобы был ребенок похож.
Удивительно, но после сорока дней ребенок начинает быстро набирать вес. Казахи заметили, что новорожденные мальчики обычно бывают слабее, чем девочки, и, наверное, поэтому для мальчика обряд проводят чуть раньше сорока дней. Для девочек наши предки старались провести обряд чуть позже на несколько дней. Считалось, что чем позже будет проведен обряд, тем больше в будущем будет калым за девочку. Пока же за сорокадневных малышей подарки получают родители.
Конечно, подарки – это хорошо. И калым за девочку, и обряды проводить тоже приятно. Но со временем обычаи претерпели изменения и соблюдаются по-другому. Уже по-современному. И мне захотелось узнать, как же все-таки проводили обряды раньше, во времена наших бабушек. Ведь один обряд можно было проводить по-разному. Кто-то это делал с размахом, учитывая бюджет семьи, а кто-то скромнее. За помощью обратилась к  соседке, семидесятитрехлетней бабушке, повидавшей многое на своем жизненном пути. И она рассказала про обряд купания малыша.
– Да, обычаев много, и в разных аулах их проводили по-разному, –
говорит Хадиша-апа. – Раньше все было по-другому. У нас в  Аккуме, когда ребенку исполнялось сорок дней, делали так: приглашали уважаемых гостей (женщин), накрывали стол. Самая старшая женщина выливала на ребенка сорок ложек воды и говорила: «Расти сильным и здоровым, добрым и воспитанным». Кольца и монеты (серебряные) дарили женщинам, которые купали малыша. Состриженные в этот день волосы клали в тряпочку и пришивали к плечу его одежды. А ногти закапывали в место, куда никто не наступит. В рубашку, которую ребенок носил до сорока дней, заворачивали сладости, привязывали на шею собаки и отпускали. Дети догоняли собаку, отвязывали рубашку,  делили между собой «добычу».  И только после всех этих ритуалов можно показывать ребенка людям. Да и то делали «таңба» (пометку) на лбу, чтоб не сглазили, или прикалывали булавки. Обязательной была раздача «шелпек» (лепешек), испеченных к этому дню. Сейчас молодежь, в основном, не хочет следовать обычаям предков. Главное – просто искупать и все. Но купание малыша именно в сорок дней – его первое начало, первый шаг в жизнь.
А вот молодая мама Майя, совсем недавно родившая второго сыночка, рассказала мне, как они проводили обряд купания вместе со свекровью.
– Не было гостей и праздника тоже не было, – признается она. – Так же было и с первенцем. Кипятили воду. После того, как вода остыла, в детскую ванночку положила свекровь горсточку соли, серебро и золото (кольца, серьги, монеты). Искупав малыша с пожеланиями вырасти крепким и сильным, положив его на чистую пеленку, свекровь сама стала стричь ему ногти и волосы. И лепешки мы раздавали. Я знаю, что такие обряды проводятся специальным образом. Но я не могу ничего поделать, раз так решили.
По отношению к детям можно было понять, что основная ценность у казахов –  семья, ее сохранение и благополучие. И сегодня подавляющее большинство старается сохранить национальную культуру, традиции в своей семье.
29-8-2015 29 август 2015 г. 0 0