• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

УСЛОВИЯ ДРУГИЕ - ЗАДАЧИ ПРЕЖНИЕ

Выступление акима области Крымбека Кушербаева на сессии областного маслихата
УСЛОВИЯ ДРУГИЕ - ЗАДАЧИ ПРЕЖНИЕВчера в Кызылорде состоялась очередная 7-я сессия областного маслихата VI созыва. Первым вопросом повестки дня сессии стал отчет
Крымбека Кушербаева  о работе акима области по выполнению возложенных на него функций и обязанностей.
Уважаемые депутаты, коллеги!
Сегодняшнюю нашу встречу мы рассматриваем не только как традиционный отчет местной исполнительной власти, но и как хорошую возможность еще раз вместе проанализировать то, что уже сделано в этом году, обсудить текущую ситуацию и определить общие задачи до конца этого года.
Тем более, что сегодня мы работаем в совершенно другой экономической и общественно-политической ситуации, чем годом ранее.
В декабре 2015 года, как вы знаете, был принят Антикризисный План действий акима области на 2016 год, который предусматривает реализацию 207 пунктов. По итогам первого полугодия 61 мероприятие исполнено, 146 – находятся на исполнении.
Нестабильность мировой экономики, усугубляющаяся ухудшением отношений между некоторыми странами, влияет на развитие нашей страны и, соответственно, на экономику нашего региона. Поэтому, конечно, мы сталкиваемся с определенными трудностями и, к сожалению, достижение некоторых результатов не всегда зависит от предпринимаемых нами действий.
Поэтому каждое незначительное достижение, особенно в период кризиса, представляет определенную ценность, так как за этим стоит огромная работа, которую, на первый взгляд, может быть, и не видно.
Как вы знаете, в последние годы у нас сложилась сложная ситуация в нефтегазовой отрасли. Можно сказать, что Кызылординская область по сравнению с другими регионами республики  больше всего пострадала от кризисных явлений в экономике из-за снижения мировых цен на нефть. Более 60% всего объема нефти, сокращаемого по республике, приходится именно на нашу область – на 2,5 млн.тонн из 4 млн.тонн по стране за 2015-2016 годы. Это вынуждает недропользователей сокращать свои инвестиционные бюджеты, что обуславливает снижение показателей промышленного производства (за 6 мес. 2016 г. ИФО – 90,8%), строительных работ (ИФО – 62%) и общего объема инвестиций (ИФО – 70,6%) в экономику региона.
Хотя, наверное, нам нужна была такая встряска. Мы реально ощутили на себе актуальность выводов Главы государства о важности диверсификации нашей экономики, о необходимости ее скорейшей индустриализации.
Мы понимаем, что изменение структуры экономики – это процесс не одного года и зависеть от углеводородного сырья и цен на нефть регион будет еще достаточно долго. Поэтому мы сейчас совместно с Министерством энергетики решаем вопрос по разведке и вводу в эксплуатацию новых месторождений углеводородного сырья. Без этого мы не сможем сохранить стабильное экономическое развитие региона, так как роль сырьевого сектора (нефть, уран) еще долго будет для нашего региона определяющей (74% в структуре промышленности). Это факт.
 В то же время по ряду важных показателей, по которым мы брали обязательства в начале года и результаты которых зависят от организаторской работы местных исполнительных органов, положительную динамику мы обеспечили.   В частности, рост обрабатывающего сектора в текущем году составил 15,4%. А если посмотреть более длительную динамику, то, например, по сравнению с аналогичным периодом 2012 года объем производства несырьевого сектора в области возрос в 2,8 раза, тогда как в среднем по республике за этот же период он увеличился всего на 17,8%.
Производительность труда за этот период в несырьевом секторе промышленности нашего региона возросла в 5,2 раза (РК – 195%), а доля обрабатывающей промышленности в ВРП региона – почти в 2 раза (с 2,3% – в 2012 году до 5,2% – в 2015 г.).
По темпам развития несырьевого сектора, кстати, наша область сегодня является лидером среди других областей республики. Опережающий рост обрабатывающей отрасли установился еще с сентября 2014 года. То есть тренд на диверсификацию экономики очевиден.
На сегодняшний день из 17 проектов Карты индустриализации, реализованных в первой пятилетке (2010-2014 г.), 10 проектов обеспечивают от 90 до 100% плановой мощности, 3 проекта – от 50 до 90%. На этих предприятиях сегодня занята почти тысяча человек.
К сожалению, на стадии принятия решения о реализации проектов сложно предусмотреть все риски. Поэтому по двум проектам, реализованным в рамках УСЛОВИЯ ДРУГИЕ - ЗАДАЧИ ПРЕЖНИЕКарты в 2010-2014 годах, – «Организация сборки сельскохозяйственной техники» (ТОО «СП «АзовАралАгромаш») и «Организация производства по переработке солодкового корня» (ТОО «Бис групп») – сегодня работаем персонально, чтобы вывести их на запланированную производственную мощность. Два проекта – «Создание мини-молочного цеха» (КХ «Шогирли») и «Создание производства по выпуску камышово-стружечных плит» (ТОО «Алтын бала 08») мы вынуждены были полностью исключить из Карты.
Более того, чтобы не тратить впустую колоссальные средства и государства, и бизнеса, мы решили идти по принципу «Лучше числом поменьше, да качеством повыше». Сегодня принципиально важно повысить качество отбираемых проектов.
Поэтому, учитывая задачи, которые поставил перед нами Глава государства, мы провели анализ действующей Карты поддержки предпринимательства (Карты индустриализации), критически подошли ко всем вошедшим в нее проектам. В результате, по итогам прошедшего 19 сентября т.г. Регионального координационного совета из Карты были исключены 21 неперспективный проект и проекты, которые не соответствуют идее индустриализации страны. По 13 проектам инициаторам дан месячный срок для активизации. Через месяц проведем актуализацию Карты. По оставшимся проектам, даже если их останется всего 10, будем работать точечно.
Теперь ориентиром при принятии решения по участию государства в реализации проектов частных инвесторов будет экспортный потенциал, высокая производительность и инновационность.
Кроме того, мы провели анализ заполняемости наших индустриальных зон. Их, как вы знаете, у нас в области 5 (в г.Кызылорде, Аральском, Казалинском, Жалагашском и Шиелийском районах) и еще одну (шестую) вводим в текущем году в Кармакшинском районе. Картина, надо признать, удручающая!  Заполняемость индустриальных зон проектами на сегодняшний день всего 18%!
Конечно, здесь сказывается не самая благоприятная экономическая ситуация. Тем более, что банки почти в 2 раза  сократили объем долгосрочного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в области.
Поэтому сегодня мы активно работаем с банками второго уровня по поиску жизнеспособных проектов для того, чтобы насытить ими наши индустриальные зоны.
Сейчас на базе СПК «Байконур» создаем управляющую компанию, на баланс которой будут переданы все коммуникации индустриальных зон. В функции управляющей компании будет входить предоставление земельных участков инициаторам проектов, подведение к проекту инженерной инфраструктуры, помощь в привлечении инвестиций, получении преференций и продвижении товаров участников индустриальных зон и т.д.
Но спрос за работу индустриальных зон по-прежнему будет с акимов (сегодня все они присутствуют в этом зале, и хочу, чтобы они это знали). Это вверенная вам территория, поэтому за развитие там малого и среднего предпринимательства отвечаете ВЫ! Тем более, что на создание  индустриальных зон  были направлены бюджетные средства, и средства
немалые.
УСЛОВИЯ ДРУГИЕ - ЗАДАЧИ ПРЕЖНИЕМежду тем в целях снижения зависимости от сырьевого сектора мы продолжаем работу по созданию новых (крупных) производств в рамках второй индустриальной пятилетки.
Строящемуся совместно с американским инвестором стекольному заводу уже поставлено более 30% оборудования. Поставщиками оборудования выступают самые известные в мире американские, германские, итальянские компании, хорошо зарекомендовавшие себя на рынке.
В сентябре будет завершено строительство склада готовой продукции, а к концу осени планируем уже начать монтаж оборудования.
Ввод завода планируем по графику  уже в 1 половине 2017 года.
Завершена совместно с британской компанией «Ферролойс Ресорсиз ЭлТиДи» опытно-промышленная разработка на ванадиевом месторождении Баласаускандык. Пробные партии метаванадата аммония уже направлены в США, Тайвань и Россию для апробирования. Прорабатываются рынки поставок.
Более того, уже 22 ноября т.г. на межправительственной комиссии британская компания готова подписать инвестиционный контракт по финансированию этого проекта.
УСЛОВИЯ ДРУГИЕ - ЗАДАЧИ ПРЕЖНИЕНа свинцово-цинковом месторождении Шалкия (компанией «Таукен-Самрук» совместно с ЕБРР и финской компанией «Аутотек») приступили к подготовительным работам по строительству горно-обогатительного комбината и газотурбинной электростанции, которая необходима для этого комбината. Одновременно разрабатывается ТЭО по строительству на месторождении гидрометаллургического завода.
Продолжается работа совместно с немецким партнером «АйСиЭмДи» по ферросплавному заводу. ТЭО проекта разработано, инфраструктура подведена. Сейчас ждем одобрения проекта на высшей научно-технической комиссии, чтобы провести опытно-испытательные работы.  А 23 августа в Варшаве (Польша) было подписано соглашение о сотрудничестве по реализации проекта ферросплавного завода с польской компанией («EMP «Enerdgy and Metallurgikal Products Spolka z.o.o.» (ЕМП «Енерджи энд Металургикал продактс сполка»)). Кроме того, Национальный банк Польши подтвердил готовность инвестировать в проект порядка 300 млн.долларов США.
В июне т.г. совместно с российской компанией дан старт строительству завода по производству строительного цемента в Жанакорганском районе. Уже в этом месяце начинаем строительство завода по производству тампонажного цемента в Шиелийском районе. Совокупный объем инвестиций по этим двум проектам – 277 млн.долларов США. Их реализация позволит создать порядка 400 новых рабочих мест. Ввод заводов – в начале 2018
года.
Прорабатывается вопрос привлечения инвестиций через Банк Развития Казахстана на реализацию проекта по строительству акционерным обществом «Арал туз» завода кальцинированной соды в г.Аральске (ТЭО и бизнес-план  проекта готовы, стоимость проекта – 81 млрд.тенге). Кстати, «Арал туз» в результате ввода в рамках Карты индустриализации испанского цеха по производству соли 57% своей продукции сегодня экспортирует за рубеж и только за 2 последних года  завоевал 10% российского рынка.
А в этом году предприятие запустило второй цех по выпуску пищевой и технической соли. В результат в 7 раз увеличивается мощность производства пищевой соли нулевого помола, расширяется ассортимент выпускаемой продукции и создается еще более 200 новых рабочих мест.
Устойчивая тенденция развития отмечается и в агропромышленном секторе. Объем производства в этой сфере возрос по итогам 1 полугодия почти на 4%, а по итогам  8 месяцев – на 5,4%.
В текущем году в Шиелийском районе введен в эксплуатацию цех по выпуску верблюжьего молока мощностью 400 литров в сутки, в Сырдарьинском районе – птицефермы по выращиванию уток и гусей, сейчас на ферме уже выращивается более 10 тысяч голов птицы.
В г.Кызылорде ведется строительство фабрики мясных полуфабрикатов, в Сырдарьинском районе – комплекса по выращиванию 5 тыс. голов овец и 10 тыс. голов ягнят с мясокомбинатом на 250 тонн в год.
Эта отрасль экономики стала привлекательной и для иностранных инвесторов. Совместно с зарубежными партнерами в настоящее время прорабатывается проект строительства завода по производству томатной пасты в Жанакорганском районе. На стадии реализации строительство птицефабрики в Кармакшинском районе и завода по переработке верблюжьего молока в Аральском районе.
Кстати, почти по всем видам скота поголовье сегодня превышает уровень самого успешного 1990 года.
Теперь наша задача №1 – завершить как можно скорее работу с Международным эпизоотическим бюро по выводу Кызылординской области из буферной зоны по ящуру и начать экспорт нашего мяса. Спрос в нашей продукции есть, а вывезти за пределы республики мы ее не можем.
УСЛОВИЯ ДРУГИЕ - ЗАДАЧИ ПРЕЖНИЕВосстанавливаем промышленное производство бахчевых культур. В этом году впервые за многие годы мы начали экспортировать наши дыни в Россию. На следующий год планируем даже увеличить посевы бахчевых (на 1000 га).
Активизировали работу по созданию сельскохозяйственных производственных кооперативов. С начала текущего года уже создано 73 сельхозкооператива, объединивших 324 мелкотоварных производств. Это облегчает доступ аграриев и к субсидиям государства, и к кредитным ресурсам.
Тесно работаем по этому вопросу с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен». В текущем году Региональным инвестиционным центром «Кызылорда» совместно с Палатой предпринимателей запущен пилотный проект «Микробизнес-Кызылорда». На сегодня уже реализовано 92 проекта на сумму свыше 591 млн.тенге, создано порядка 400 новых рабочих мест. Особый акцент здесь делается на использование потенциала личных подсобных хозяйств и развитие на их базе сельхозкооперативов мясного и молочного направления.
Кстати, за полтора года существования Региональным инвестиционным центром профинансировано 148 проектов в сельской местности почти на 1 млрд.тенге. Преимущественно (70%) это – начинающие предприниматели. В результате на селе создано около 600 новых рабочих мест.
Это очень важно для нас, так как у нас третья часть экономически активного населения – это самозанятые, 2/3 из которых живут в сельской местности. И во многом от нашей с вами работы зависит, в какую сторону пойдут эти самозанятые – пополнят ряды безработных или войдут в число предпринимателей, обеспечивающих себе и своим близким достойную жизнь.
И еще более актуальным этот вопрос станет с введением социального медицинского страхования.
Вы знаете, что с вступлением в действие Закона об обязательном социальном медицинском страховании   государство финансировать взносы в Фонд социального медицинского страхования (ФСМС) для самозанятых граждан уже не будет, так как предполагается, что самозанятые (а таких по нашей области более 121 тыс.чел.), к тому времени должны зарегистрироваться или как индивидуальные предприниматели, или самостоятельно платить взносы как физическое лицо.
Понятно, что человек без постоянного дохода или имеющий небольшое подворье, с которого он, может быть, что-то и продает, но только для того, чтобы обеспечить необходимый минимум для  своей семьи, регистрироваться как предприниматель в налоговые органы не пойдет. Значит, в лучшем случае он пополнит ряды безработных, а в худшем – не сможет получать полный пакет медицинской помощи. Это, безусловно, ухудшит социальное самочувствие граждан. А этого допустить нельзя.
Поэтому сейчас наша общая задача – это проведение разъяснительной работы с населением (в каждом ауле!) и постепенный перевод самозанятого населения в разряд малого бизнеса. Такую задачу поставил перед нами и Глава государства. Именно малый бизнес обеспечивает социальную стабильность и стабильность экономики. Недаром Глава государства все эти годы уделяет такое пристальное внимание вопросам создания условий для развития предпринимательства.
20 августа начали уборочную кампанию  риса. В прошлом году мы собрали рекордный урожай – 423,6 тыс.тонн, 50,5 ц/га. По мнению сельхозтоваропроизводителей, в этом году урожай будет как минимум на 10% больше, чем в прошлом. На сегодня средняя урожайность с 1 га риса уже 46 ц/га, тогда как в рекордном 2015 году она была 41,9 ц/га. В первых числах октября уже увидим результат текущего года. Спасибо Правительству, что поддержало наше предложение по поэтапному проведению реформирования системы субсидирования в АПК.
Всего на поддержку сельского хозяйства в текущем году предусмотрено направить 8,5 млрд.тенге (на 400 млн.тенге или на 5% больше, чем в 2015 году).
В целом, в текущем году объем инвестиций в основной капитал сельского хозяйства возрос почти в 10 раз.
Одним из направлений нашей работы в текущем году стало восстановление водохозяйственной инфраструктуры орошаемых земель. На расширенном заседании Правительства, прошедшего 9 сентября т.г., Глава государства поставил задачу в течение ближайших пяти лет ввести по  стране в оборот как минимум 600 тысяч га орошаемых земель.
УСЛОВИЯ ДРУГИЕ - ЗАДАЧИ ПРЕЖНИЕОб этом мы говорили на Камбаше (на республиканском совещании по восстановлению водохозяйственной инфраструктуры орошаемых земель) в июле т.г. во время визита Премьер-Министра РК в область.
Сегодня по Кызылординской области не используется 60 тыс. га орошаемых земель – это четвертая часть орошаемых земель региона, которые пришли в упадок вследствие ухудшения инфраструктуры ирригации и дренажа.
Учитывая, что наш регион расположен в нижнем течении реки Сырдарьи, а потому полностью зависит от воли соседних государств, расположенных выше, возрождение ирригационных и дренажных систем приобретает стратегический характер.
В рамках второй фазы проекта «Усовершенствование ирригационных и дренажных систем» (ПУИД-2), реализуемого по инициативе Министерства сельского хозяйства, планируется восстановить 15 тыс.га орошаемых земель Жалагашского района. В настоящее время на проектных зонах ведутся изыскательские и проектные работы. Паспортизацию объектов в составе систем севооборота мы провели. Теперь необходимо  провести паспортизацию подводящих орошаемых каналов и коллекторных отводящих систем.
Кроме того, мы поднимаем вопрос по включению в третью фазу проекта по усовершенствованию ирригационных и дренажных систем еще 144 тыс. гектаров земель по нашей области, а также работаем с Исламским банком развития над продвижением проекта по восстановлению 29 тыс. га орошаемых земель.
Благодаря реализации первой фазы проекта «РРССАМ» динамично развивается рыбное хозяйство.
Второй год подряд на берегу озера Камбаш в Аральском районе мы проводим  слет рыбаков. В этом году  представители рыбной отрасли региона посвятили его 25-летию Независимости страны, за годы которой рыбная отрасль нашего региона получила большое развитие.
Только за последние два года экспорт рыбной продукции возрос на 45%, в том числе в страны Евросоюза – в 2 раза, и в 2,5 раза в страны ЕАЭС.
В январе т.г. при участии СПК «Байконур» введен в эксплуатацию рыбный сервисно-заготовительный центр  в селе Карашалан Аральского района мощностью 900 тонн рыбной продукции в год. А недавно один из наших предпринимателей построил собственный рыбоперерабатывающий завод в Ульяновской области и сегодня активно работает на российском рынке.
Большие надежды мы, конечно, связываем с реализацией и второй фазы проекта. Поэтому сейчас совместно с Правительством работаем над тем, чтобы скорее начать реализацию второй фазы проекта «РРССАМ».
Как известно, из-за неконструктивной позиции узбекской стороны реализация проекта затягивается уже на 2 года.  Поэтому мы поднимаем перед Правительством вопрос о реализации проекта за счет республиканского бюджета, раз  реализация проекта за счет средств Всемирного банка затягивается. На первом этапе предлагается реализовать 4 компонента из 6, предусмотренных проектом (23,2 млрд.тенге):
– восстановление левобережного шлюза - регулятора Кызылординского гидроузла (1,4 млрд.тенге);
– строительство защитных дамб в Казалинском и Кармакшинском районах (1,7 млрд. тенге);
– спрямление русла реки Сырдарьи на участках Корганша и Турумбет Кармакшинского района  (1,1 млрд.тенге);
– строительство автодорожного моста возле села Бирлик Казалинского района (3,6 млрд.тенге).
Дальнейшее затягивание проекта грозит чрезвычайной ситуацией, так как Кызылординский гидроузел находится в аварийном состоянии и грозит затоплением населенных пунктов, пастбищ и т.д.
Стоимость 1 этапа проекта - 7,8 млрд.тенге.
Один из факторов, оказывающих существенное влияние на социальное самочувствие населения, - цены. Этот вопрос держим на постоянном контроле, особенно цены на продовольственные товары.
Как известно, одним из факторов роста цен является недобросовестное поведение субъектов рынка. Поэтому в текущем году мы подписали 59 меморандумов с крупными субъектами торговли о недопущении необоснованного роста цен. Кроме того, с начала года проведена 21 продовольственная ярмарка выходного дня, где продукция реализуется по ценам ниже рыночных.
В целях насыщения рынка продуктами собственного производства проводим диверсификацию посевных площадей. В текущем году, к примеру, посевы риса были сокращены на 4,5 тыс.га, в тоже время увеличены посевы картофеля, бахчевых, овощей и масличных.
Продолжает работу стабилизационный фонд.
УСЛОВИЯ ДРУГИЕ - ЗАДАЧИ ПРЕЖНИЕВ результате, несмотря на неизбежные инфляционные процессы, цены на основные продукты питания и темпы роста на них нам удается удерживать на уровне ниже, чем в большинстве регионов республики.
При этом во втором квартале т.г. в регионе отмечается рост уровня реальной заработной платы (100,4%), тогда как по республике этот показатель снижается (98,9%).
На особом контроле держатся вопросы свое-временности выплаты заработной платы. Большую часть вопросов касательно задолженности по оплате труда мы снимаем оперативно, в режиме «ручного управления». С начала года в оперативном порядке погашено более 800 млн.тенге задолженности по выплате заработной платы. В результате на сегодня долг по зарплате имеется только в 4-х компаниях на сумму чуть более 10 млн.тенге. По каждому из них совместно с органами прокуратуры ведется предметная работа.
Не менее важным направлением нашей работы уже второй год подряд является предупреждение массового высвобождения работников. Еще в прошлом году со всеми крупными предприятиями мы заключили меморандумы, основным требованием которых является сохранение рабочих мест.
В результате с начала текущего года с предприятий области высвобождены всего 402 человека, 90 из которых уже трудоустроены. По 137 высвобожденным, зарегистрировавшимся в органах занятости в качестве безработных, ведем работу по привлечению к активным формам
занятости.
В то же время в отраслях экономики только за 6 месяцев т.г. создано свыше 5700 новых рабочих мест, в том числе более 5000 – постоянных.
Каждый трудоустроенный в рамках реализуемых в области программ должен проходить по базе Государственного центра по выплате пенсий и отчислять соответствующие налоги.
Во-первых, это нужно самому безработному, так как он, получается, обеспечивает свою старость, а во-вторых, таким образом мы сможем оценивать эффективность реализуемых в области программ.
Между тем основные риски массового высвобождения работников у нас по-прежнему в нефтесервисной отрасли (как я уже говорил, в связи со снижением объемов добычи нефти и сокращением в этой связи объемов инвестиций в нефтегазовый сектор сокращается и объем нефтесервисных работ). В результате в зоне риска оказывается порядка 23 тысяч работников, занятых в нефтесервисе.
Поэтому сейчас мы обсуждаем вопрос с ТОО «Тенгизшевройл» и «Норт Каспиан Оперей-тинг Компани» об участии нашего нефтесервиса в крупных инвестиционных проектах этих компаний. В октябре этот вопрос будем обсуждать детально с представителями компаний в г.Кызылорде.
В результате принимаемых мер нам удается не допускать роста безработицы, сохраняя ее на прежнем пятипроцентном уровне. До конца года планируем довести этот показатель до 4,9%. Обеспечение занятости и не допущение, таким образом снижения уровня жизни населения – это основная задача, которую мы ставим перед собой на текущий год.
Благодаря Программе «Нурлы жол» (35 проектов на 21 млрд.тенге) удается не просто сохранять, но и создавать новые рабочие места, особенно в строительном секторе. Только за счет развития жилищного строительства занятостью обеспечено более 18 тыс.человек в строительной
сфере, не считая занятых на сопутствующих производствах.
С начала года за счет всех источников финансирования введено около 300 тыс. квадратных метров жилья – почти на 20% больше, чем за соответствующий период прошлого года.
Только за счет средств государства с начала года введено 12 многоэтажных домов. 634 семьи получили новые квартиры. А до конца года введем еще 31 дом почти на 1700 квартир.
Всего же в текущем году в г.Кызылорде начато строительство 80-и многоквартирных домов почти на 4000 квартир – в 2 раза больше, чем в прошлом году. Таким образом, только за последние 2 года более 28% очередников областного центра решат свой жилищный вопрос.
Такого бума жилищного строительства у нас никогда не было!
Масштабные работы в этом году развернулись и по подготовке площадей под индивидуальное жилищное строительство. На эти цели в текущем году направляется более 14 млрд.тенге. Причем свыше 5 млрд.тенге впервые за многие годы  будет направлено в районы области.
9 млрд.тенге будет осваиваться в г.Кызылорде, 5,3 млрд.тенге из которых на строительстве инженерно-коммуникационной инфраструктуры в новом микрорайоне «Байтерек».
Масштабное строительство инженерно-коммуникационной инфраструктуры способствует всплеску строительства жилья.
К примеру, в микрорайоне «Байтерек» на 980 га жилье будет возводиться на 6600 индивидуальных участках, где будет проживать более 36 тысяч человек – столько же, сколько во всем Жалагашском районе. Целый городок!
Кстати, это уже 11-й микрорайон, выросший за последние 3 года в областном центре благодаря жилищной программе.
Многим кажется, что это так просто – выделить землю под застройку. Мало кто представляет, какая колоссальная организационная работа этому предшествует.
Вот, к примеру, по тому же микрорайону «Байтерек».
Работа началась еще в 2013 году. Тогда были проведены геолого-изыскательские работы. Особенно тщательно делался анализ на наличие подпочвенных вод (чтобы не допустить таких же проблем, какие возникают у жителей микрорайона «Западный»).
В 2014 году были выделены средства из областного бюджета (56 млн.тенге) на разработку проекта детальной планировки микрорайона.
УСЛОВИЯ ДРУГИЕ - ЗАДАЧИ ПРЕЖНИЕВ 2015 году за счет местного бюджета (234 млн.тенге) разрабатывалась проектно-сметная документация, а затем проводилась государственная экспертиза проекта.
Уже в декабре 2015 года мы подали первую заявку в Министерство национальной экономики на выделение средств из республиканского бюджета для строительства инженерной инфраструктуры на этой площади. Вы знаете, что под индивидуальное жилищное строительство государство может выделять исключительно ту землю, которая обеспечена инженерно-коммуникационной инфраструктурой.
В январе 2016 года, чтобы получить финансирование, нам пришлось защищать этот проект в Правительстве. И только в марте 2016 года мы получили первый транш на строительство инженерной инфраструктуры на территории микрорайона. И при этом надо учитывать, что сейчас режим жесткой экономии бюджетных средств, и даже довести проект до рассмотрения на республиканской бюджетной комиссии не простая задача.
Между тем подготовлен проект детальной планировки еще на 150 га вдоль трассы «Кызылорда – Жезказган». Следующий этап – работа по подведению туда инженерной инфраструктуры, что позволит выделить под индивидуальное строительство еще 1200 земельных участков.
За счет местного бюджета постепенно решаем вопрос и аварийных многоэтажных домов (38 домов – 503 квартиры). В текущем году 120 семей взамен аварийного получат жилье в новых домах. На следующий год планируем построить еще 3 дома (220 квартир). Таким образом к 1 января 2018 года мы рассчитываем решить вопрос более 60% аварийных квартир (останется 34 дома – 163 квартиры).
Продолжая тему жилищно-коммунального хозяйства, отдельно хотел бы остановится на газификации. Как вы знаете, в предыдущие годы при содействии АО «КазТрансГаз» нам удалось газифицировать г.Кызылорду, 4 районных центра и подвести газ к городу Байконуру. В текущем году мы поставили себе задачу газифицировать оставшиеся 3 районных центра и «белые пятна» по г.Кызылорде. Общая стоимость проекта – 11,7 млрд.тенге.
Мы прорабатывали сразу несколько вариантов решения вопроса: газификация за счет средств АО «КазТрансГаз» и реализация проекта за счет бюджетных средств. От газификации населенных пунктов за счет АО «КазТрансГаз» пришлось отказаться, поскольку это – инвестиционный проект и чтобы окупить свои расходы «КазТрансГазу» пришлось бы повысить тарифы на газ с 19000 до 40 000 тенге за 1000 м3, а это дополнительная нагрузка на население, бюджетные и коммерческие организации.
Поэтому, было принято решение о реализации этого проекта за счет бюджетных средств. Так как возможности местного бюджета ограничены, было решено привлекать средства на эти цели из республиканского бюджета.
Поэтому мы подали в Министерство нацио-нальной экономики и энергетики Республики Казахстан бюджетные заявки. Однако ввиду того, что до 2018 года введен мораторий
на новое строительство, финансирование данного проекта в 2016-2017 годах за счет бюджета было отклонено. В то же время согласно поручению Премьер - Министра РК Министерством энергетики РК создана рабочая группа по вопросам реализации генеральной схемы газоснабжения Республики Казахстан. По результатам работы этой рабочей группы в республиканском бюджете будут предусмотрены соответствующие средства. Рассчитываем, что наши проекты попадут в эту схему. Но сейчас параллельно мы ведем работу по поиску других источников финансирования (частных инвесторов) данного проекта.
В то же время по имеющейся у нас информации, рабочей группой рассматривается вопрос начала строительства уже в конце 2017 года магистрального газопровода «Сары арка» для газоснабжения Карагандинской, Акмолинской, Северо-Казахстанской областей, города Астаны, источником питания которого будет компрессорная станция «Кара-озек» магистрального газопровода «Бейнеу – Бозой – Шымкент».
А это – большой объем инвестиций, строительных работ, а, следовательно, новые рабочие места и дополнительный источник поступления налогов в местный бюджет.
Теперь о социальной сфере.
В сфере образования продолжает давать результаты та работа, которую мы уже четвертый год проводим по повышению качества образования (начали мы, если вы помните, довольно жестко – с увольнения более двух десятков директоров школ).
УСЛОВИЯ ДРУГИЕ - ЗАДАЧИ ПРЕЖНИЕРезультат – ежегодный рост среднего балла по итогам ЕНТ. В этом году средний балл по области (82,7) даже превысил среднереспубликанский показатель (81,2).
143 выпускника удостоены знака «Алтын белгі» – тоже больше, чем в прошлом году (в 2015 г. – 139).
Три последних года мы целенаправленно направляем выпускников наших школ для обучения в лучшие российские и отечественные вузы и колледжи. На сегодняшний день почти 400 наших выпускников, в том числе 110 выпускников текущего года, за счет образовательных грантов Российской Федерации получают знания в ведущих технических ВУЗах России.
Также мы продолжаем выделение 365 грантов акима области на обучение детей из социально уязвимых семей. А в текущем году грантов были удостоены еще 135 детей из малообеспеченных семей (всего – 500 детей).
По получению грантов на обучение по программе «Серпiн» ежегодно наши дети показывают один из лучших результатов по республике.
Таким образом на сегодняшний день 95% выпускников школ текущего года охвачены обучением в вузах и колледжах. Причем половина из них – в высших учебных заведениях будет обучаться на грантовой основе.
В сфере среднего образования проблема трехсменного обучения в школах у нас решена. Поэтому на этот год одним из приоритетов Антикризисного Плана действий акима области, несмотря на сложную экономическую ситуацию, мы определили решение проблемы аварийных школ.
Еще на 1 января 2013 года, как вы знаете, у нас было 37 таких школ. А уже в текущем году, за счет средств местного бюджета мы начали строительство последних 12 школ. 5 из них планируем ввести в текущем году, а остальные – в первом полугодии 2017 года.
В нашей области проживает около 6 тысяч детей с ограниченными возможностями. Более 2000 из них – в г.Кызылорде. В целях реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями на базе средней школы №278 г.Кызылорды в текущем году открыт Центр психолого-педагогической коррекции для детей с ограниченными возможностями.
Это позволит увеличить охват коррекционной помощью детей с нарушениями в развитии, уменьшив очередность на ее получение, расширить диапазон услуг.
Охват детей от 3 до 6 лет дошкольным воспитанием, вы знаете, мы досрочно довели до 100%. В текущем году по понятным причинам (кризис) были некоторые проблемы с финансированием частных детских садов из республиканского бюджета. Но буквально неделю назад нам удалось решить этот вопрос. Еще 3,2 млрд.тенге должны поступить из республиканского бюджета на финансирование детских дошкольных организаций в рамках государственного заказа.
В сфере здравоохранения в текущем году завершаем в г.Кызылорде строительство многопрофильной детской больницы на 200 коек и поликлиники на 250 посещений в смену в поселке Жанакорган.
Приступаем к строительству центральной районной больницы на 150 коек в кенте Айтеке би Казалинского района и 10 сельских врачебных амбулаторий в г.Кызылорде, населенных пунктах, Аральского, Жалагашского, Сырдарьинского, Жанакорганского и Шиелийского районов. Таким образом, поэтапно приводим сеть организаций первичной медико-санитарной помощи в соответствие с нормативами.
В январе т.г. с целью оказания паллиативной помощи больным, страдающим онкопатологией, на базе областного онкологического центра впервые открыто отделение хосписа.
При областном медицинском центре открыт офтальмохирургический центр, где люди, страдающие глазными заболеваниями, смогут получить высококвалифицированную медицинскую помощь. Это важно, ведь почти 600 человек ежегодно вынуждены уезжать в Оренбург, крупные города Казахстана, чтобы прооперироваться у опытных офтальмологов.
Наша область стала первым регионом, где в текущем году открылось отделение послеродовой реабилитации. По словам врачей, послеродовая реабилитация является одним из наиболее эффективных способов укрепления здоровья рожениц и новорожденных.
За полгода почти 500 пациентам оказана высшая специализированная медицинская помощь – на 37% больше, чем в прошлом году. На 40% возросло число операций на сердце, проведенных нашими врачами. Т.е. если раньше наши жители вынуждены были обращаться за такой помощью в клиники за пределами области, то теперь мы решаем эти вопросы своими силами, не «гоняя» больных по врачам гг. Алматы или Астаны.
В результате принимаемых мер в системе здравоохранения на 5,3% снизился показатель заболеваемости туберкулезом, на 16% – показатель смертности от болезней системы кровообращения, на 12,6% – показатель смертности от злокачественных новообразований. Почти в 4 раза сократился показатель материнской смертности (1 случай в 2016 году против 4 случаев за 6 мес. 2015 г.). Хотя, конечно, таких фактов вообще не должно быть!
Сфера здравоохранения всегда была и будет одной из самых приоритетных направлений нашей работы. Только в текущем году бюджет этой сферы увеличен более чем на 8 млрд.тенге, и по объему сегодня он уступает лишь бюджету сферы образования.
К сожалению, несмотря на то, что реализуется 5 Дорожных карт по различным нозологиям, постоянно реализуется комплекс мер по улучшению качества медицинского обслуживания, создание для специалистов максимально комфортных условий для работы, обеспечение современным медицинским оборудованием, повышение квалификации и т.д. приходится сталкиваться с недопустимым отношением – халатностью врачей к человеческой жизни.
Как объяснить, что врачи не спасли молодую 26-летнюю роженицу в Сырдарьинском районе? Об этом писали все СМИ страны. Молодая женщина погибла в стенах лечебного учреждения. По чьей вине – сейчас разбирается следствие. Но в любом случае виновато лечебное учреждение. И наказание за содеянное должно быть самым суровым.
Врач не имеет права ошибаться.
Эти и другие недостатки в системе здравоохранения стали предметом рассмотрения расширенной коллегии здравоохранения, которую мы недавно провели.
Надеюсь, наше здравоохранение во главе с Альназаровой Акмарал Шарипбаевной сможет выработать и внедрить жесткую систему мер, направленных на искоренение нечестных, неквалифицированных и бездушных врачей.
В спорте главным событием текущего года стало проведение XXXI Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро.
От нашей области в олимпиаде участвовали 3 спортсмена. К сожалению, по известным причинам не смог принять участие в олимпийских играх наш Илья Ильин, но наша область внесла свою лепту в общую копилку медалей сборной Казахстана. Александр Зайчиков стал бронзовым призером олимпиады по тяжелой атлетике, а Галымжан Осербаев занял 5 место в вольной борьбе. Хороший опыт участия в олимпийских играх получила и наша таэквондистка Айнур Есбергенова.
УСЛОВИЯ ДРУГИЕ - ЗАДАЧИ ПРЕЖНИЕНа поддержку наших спортсменов – членов национальных сборных команд, а также на подготовку к олимпийским играм мы ежегодно предусматриваем средства в местном бюджете.
Поскольку необходимо преодолевать значительное отставание региона в социальном вопросе, которое складывалось десятилетиями, четвертый год подряд обеспечиваем высокий размер социальных расходов бюджета на душу населения. По этому показателю мы занимаем 1 место по стране.
Но несмотря на то, что бюджет области на текущий год по-прежнему ориентирован на исполнение, в первую очередь, всех социальных обязательств, на развитие региона уже планируется направить более 62 млрд.тенге бюджетных средств – на 19 миллиардов тенге больше, чем в 2015 году. Только социальных объектов в текущем году строится около полусотни, 8 из них уже введены в эксплуатацию, до конца года введем еще 19.
Кстати, в этом году мы наконец-то введем в эксплуатацию последний из 34 «бородатых» объектов, доставшихся нам в наследство, строительство которых не удавалось завершить на протяжении долгих лет – психоневрологический дом-интернат на 300 коек в пос.Талсуат.
Не менее важным направлением нашей работы является поддержка проектов в сфере культуры. Пристальное внимание уделяем вопросам возрождения и развития культурно-духовного наследия нашего региона.
В городищах Сыганак, Чирик-Рабат и Жанкент по решению научно-методического совета по использованию и сохранению историко-культурного наследия за последние 3 года были проведены комплексные археологические работы, определена зона охраны памятников Джетыасарского оазиза. Петроглифы Сауыс-кандык включены в предварительный Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В областном историко-краеведческом музее и в мемориальном музее искусства им.Н.Бекежанова Шиелийского района проведены капитальный ремонт и реэкспозиционные работы. Также завершено строительство 1 сельского клуба, капитальный ремонт 9-и объектов культуры.
В честь празднования 125-летия Ибрая Жахаева, дважды Героя Социалистического Труда, в поселке И.Жахаева идет строительство нового музея, открытие которого планируется в октябре текущего года.
Под эгидой 25-летия Независимости Республики Казахстан творческий коллектив областной филармонии с гастрольной поездкой побывал в Российской Федерации, Узбекистане, Турции и США (Нью-Йорк, Вашингтон). На республиканском фестивале камерных оркестров, проведенном в честь 1000-летия города Алматы, камерный оркестр областной филармонии был удостоен звания лауреата.
Уважаемые депутаты!
С начала года нам удалось привлечь в область более 104 млрд.тенге целевых трансфертов и кредитов из республиканского бюджета. До конца года ожидаем поступления еще порядка 6 млрд.тенге на реализацию государственного образовательного заказа в дошкольных организациях образования, на строительство врачебных амбулаторий и на средний ремонт 51 улицы в городе Кызылорде.
В результате бюджет области (231,4 млрд.тенге) уже сегодня на 50 млрд.тенге превышает объем годового бюджета 2015 года, в том числе собственные доходы возросли почти на 5 млрд.тенге.
Это и есть показатель эффективности работы наших местных исполнительных органов.
В соответствии с поручением Главы государства мы используем резервы международных финансовых институтов и государственно-частного партнерства.
Сегодня мы работаем по 24 таким проектам общей стоимостью свыше 400 млрд.тенге.
По оценке Европейского банка реконструкции и развития Кызылординская область является лидером среди регионов Казахстана по активности работы с этой организацией. На сегодняшний день в работе с ЕБРР у нас находятся 10 проектов на общую сумму 250 млрд.тенге.
По 4 из них – направленным на модернизацию системы пассажирских перевозок, автоматизацию и расширение коммунальной инфраструктуры областного центра (тепло-, водо-, электроснабжения) уже началась практическая реализация. И уже есть первые результаты.
Думаю, вы сами помните, какая была ситуация с пассажирскими перевозками в Кызылорде еще буквально несколько лет назад. На дорогах маловместительные микроавтобусы, в основном "ГАЗели”, набитые до отказа людьми.
А сегодня благодаря совместной с ЕБРР реализации проекта по созданию автобусного парка на городских улицах курсируют 112 новых современных автобусов, оснащенных аппарелями, GPS-навигаторами и видеокамерами. Все автобусы прошли комплексную техническую проверку. Работают они на природном газе. По «евростандарту» работает и персонал: контролеры прошли курс обучения по культуре общения.
В июне мы подписали соглашение о предоставлении Кызылординской области займа ЕБРР на строительство нового пассажирского терминала и модернизацию инфраструктуры аэропорта в г.Кызылорде.
Прорабатывается вопрос реализации проекта по строительству завода по переработке твердо-бытовых отходов.
Продолжается работа по освоению левобережной части г.Кызылорды. Уже сегодня численность населения областного центра превышает 280 тыс.человек. В ближайшей перспективе, учитывая уровень урбанизации, демографические и миграционные факторы, население города увеличится до 350 тыс.человек. Понадобятся дополнительные территории для развития жилищного строительства.
Так как северная часть города отдана под застройку индивидуального жилищного строительства, южная –
полностью отведена под промышленные площадки, а в западной части расположена индустриальная зона, было принято решение об освоении юго-западной части города (левобережья).
Строительство моста на левый берег в текущем году мы уже завершаем. Проекты по развитию инженерной инфраструктуры левобережья тоже готовы и одобрены госэкспертизой. Сейчас прорабатываем вопрос их реализации с инвесторами в рамках государственно-частного партнерства, а также с Азиатским банком развития.
Постараемся также максимально привлечь на реализацию этих проектов в рамках действующих государственных программ («Нурлы жол», «Программа развития регионов» и др.) целевые трансферты из республиканского бюджета.
Но приоритет будем отдавать ГЧП.
Принимая во внимание, что сразу привлечь такую внушительную сумму на освоение левого берега будет проблематично, учитывая кризис, будем реализовывать их посегментно.
Конечно, учитывая, что Казахстан перешел к свободно плавающему обменному курсу, брать кредиты в валюте, тем более долгосрочные, – это риск. Мы этого не скрываем. Но риск осознанный. Поскольку мы не можем себе позволить топтаться на месте. Мы должны двигаться вперед. При этом оценивать ситуацию, конечно, надо трезво, со всех сторон.
Мы понимаем, что если Правительству не удастся выдержать макроэкономический сценарий, который сейчас нам предлагается, положение у нас будет очень сложным. Это вероятность и кассового разрыва, и формирования долгов не только по внешним заимствованиям, но и по внутренним обязательствам. Но пока причин для паники нет. Прогнозы по развитию экономики на ближайшую перспективу хорошие.
Правительство предоставляет по проектам безвозмездные гранты в размере 40% от общей стоимости проекта, а регион софинансирует всего 10%. Это наиболее приемлемые условия для реализации крупных инфраструктурных проектов, без которых нам не обойтись. Более лояльных условий нам никто не предложит. Поэтому в условиях дефицита бюджетных средств мы максимально используем эту возможность.
Конечно, чтобы исключить нагрузку на бюджет, к реализации за счет займов МФО мы принимаем только самые необходимые и окупаемые проекты.
Кроме того, предприятия-заемщики уже начали собирать на своих счетах деньги на погашение обязательств, чтобы к моменту выплат по кредитам необходимые суммы уже были на их счетах.
Уважаемые депутаты!
Мы регулярно информируем вас о нашей работе, проводимой по Байконуру.
К сожалению, бюджет города Байконура направлен только на решение текущих задач. Российская Федерация в последние годы не предусматривает финансирование мероприятий по его развитию. Создается ситуация, когда объекты комплекса мы передали в аренду, а ответственность за граждан, проживающих на территории города, осталась за нами.
Поэтому, чтобы не допустить ухудшения уровня жизни граждан РК, проживающих в г.Байконуре, сегодня мы:
- реализуем Дорожную карту по развитию г.Байконура и прилегающих к нему населенных пунктов Торетам и Акай, а также Дорожную карту по опережающему развитию Кармакшинского района, на территории которого расположен космодром, решаем вопросы трудо-устройства сокращенных на Байконуре людей. Таких у нас сегодня более 130 человек;
- перевели, как вы знаете, 6 школ с казахским языком обучения на казахстанские стандарты;
- для улучшения медицинского обслуживания на базе простаивающего в городе роддома открыли филиал областного медицинского центра, который в августе т.г. принял своих первых пациентов – причем не только байконурцев, но и жителей Аральского, Казалинского и Кармакшинского районов. К решению этого вопроса мы шли долгих 6 лет;
- учитывая, что в городе высокие цены на основные продукты питания и тарифы на коммунальные услуги, мы регулярно проводим ярмарки по продаже продуктов первой необходимости по сниженным ценам, а в текущем году подвели к городу газ.
К сожалению, в условиях юрисдикции Российской Федерации мы не можем использовать для развития города возможности госпрограмм, по которым развиваются все населенные пункты Казахстана. Все наши действия регламентированы межправительственными Соглашениями.
Поэтому очень важным для нас стало решение последнего (четвертого) заседания Казахстанско-Российской межправительственной комиссии по комплексу «Байконур», состоявшегося 8 июля в г.Москве, о возможности участия казахстанской стороны в поддержании и развитии социальной и инженерной инфраструктуры г.Байконура в условиях нахождения в аренде РФ.
Этот вопрос мы поднимали не один раз. Это позволит подготовить город к возможному постепенному выводу из аренды.
Сейчас работаем над разработкой Порядка и условий финансирования развития г.Байконура за счет средств бюджета Республики Казахстан.
В ходе заседания межправкомиссии также положительно был решен и вопрос о передаче 14 объектов комплекса «Байконур» в коммунальную собственность Кызылординской области, которые будут использованы в целях развития малого и среднего бизнеса в г.Байконуре.
Кроме того, было принято решение о том, что российская сторона рассмотрит возможность вывода из аренды 11,6 тыс.га земель и передаст их казахстанской стороне под развитие предпринимательства.
Общественно-политическая ситуация в области стабильная. Признаков дестабилизации политической обстановки не отмечается. Вопросы противодействия экстремизму и терроризму находятся на моем личном контроле.
С каждым приверженцем нетрадиционного религиозного течения проводятся профилактические мероприятия. В результате 30 приверженцев салафизма в текущем году возвращены в традиционное русло ислама. Кроме того, отведены от выезда в зарубежные теологические заведения 15 человек, возвращены в страну 3 студента.
Ведется мониторинг Интернет-пространства с целью выявления сайтов и материалов экстремистского характера. Активная работа ведется по разубеждению и переводу на умеренные религиозные позиции лиц, отбывающих наказания.
Огромную поддержку оказываем гражданским проектам неправительственных организаций. На реализацию 176 социально значимых проектов НПО в 2016 году было выделено 811,6 млн. тенге, что на 40% больше, чем в прошлом году.
Основным направлением социальных проектов является работа с маргинальной молодежью и содействие в трудоустройстве. Работа в данном направлении проводится в рамках рекрутингового центра, который был открыт при «Ресурсном центре молодежи». Также разрабатывается новая модель работы с молодежью при участии международных экспертов ЮНИСЕФ. Мы обязаны работать с каждым молодым человеком, который попал в трудную жизненную ситуацию, помочь получить образование тем, кто по разным причинам оказался вне образовательного процесса.
В соответствии с поручениями Главы государства, данными на заседании Совета безопасности, мы укрепляем стратегические объекты и места массового скопления людей.
В текущем году выделено порядка 700 млн. тенге на приобретение антитаранных барьеров для органов прокуратуры, областных департаментов КНБ, внутренних дел, обороны, Комитета уголовно-исполнительной системы, а также воинских частей, расположенных на территории области.
Для органов внутренних дел выделены средства на приобретение комплексов камер видео-наблюдения, радиостанций, портативных ви-деорегистраторов и других необходимых принадлежностей для обеспечения общественной безопасности, охраны правопорядка.
В целом, криминогенная ситуация в области оценивается как стабильная. Число зарегистрированных по области преступлений снизилось почти на 19% – это лучший показатель по стране (РК – на 4%). Снижение преступлений отмечается практически по всем линиям. К примеру, число разбойных нападений снизилось на 66%, хулиганств – на 37%, случаев вымогательства – на 53%. Число случаев мошенничества сократилось на 29%, фактов кражи чужого имущества – на 13%. Улучшение показателей отмечается и по другим направлениям.
Существенное влияние на качество работы строевых подразделений органов внутренних дел оказывает их материально-техническое оснащение. Поэтому материально-техническому оснащению органов внутренних дел уделяется особое внимание.
В текущем году на эти цели из областного бюджета было выделено 1,3 млрд.тенге.
Вместе с тем, по итогам майских событий т.г., касающихся земельных вопросов, и в целом по итогам событий в стране, мы проанализировали социальный портрет людей, которые составляют опору для протестных настроений. В основном это безработные (по КЗО – 17 тыс.чел), самозанятые (по КЗО – 121 тыс.человек, в т.ч. непродуктивно самозанятые – 23,8 тыс.чел.) и маргинальная молодежь. То есть люди, которые не имеют постоянного заработка.
Многие из них готовы заняться бизнесом, но у них нет для этого средств. Другими словами, наряду с социальными нужны и экономические «лифты».
Сегодня в стране выстроена целая система мер государственной поддержки предпринимательства. Однако активного развития предпринимательства добиться пока не удается. Основная причина в том, что большинство мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса направлено на развитие уже состоявшегося бизнеса. Микробизнес, как правило, остается в стороне. Финансовые ресурсы «застревают» на уровне ТОО.
Т.е. до самозанятого и безработного населения, которое в перспективе должно стать предпринимателями, данные средства практически не доходят (за неимением у них ликвидного залогового имущества). У банков есть ресурсы, но они не доступны нашим бизнесменам. Особенно эта проблема характерна для сельских жителей.
Именно поэтому в текущем году объем средств, направляемых на микрокредитование, мы увеличили почти в 2,5 раза (2,5 млрд.тенге). В этом случае деньги реально работают на развитие экономики, обеспечение занятости и повышение благосостояния людей!
Всего же на поддержку малого и среднего бизнеса, в том числе в агропромышленной сфере, в текущем году за счет всех источников направляется более 16 млрд.тенге, на 40% больше, чем в 2015 году.
Уважаемые депутаты, коллеги!
Казахстан готовится встретить 25-летний юбилей Независимости. Это центральное событие года.
Эпоха Независимости – это величайший путь созидания и свершений.
Сегодня свыше 120 государств официально признали нашу страну как суверенное государство. Казахстан является членом целого ряда международных организаций, а высокий политический авторитет нашего Президента и позитивный международный имидж Казахстана позволили добиться права председательствовать в ОБСЕ, в Организации Исламская конференция и других организациях.
Недавно по приглашению Си Цзиньпиня Глава государства принимал участие в Саммите «Большой двадцатки». Это большая честь и признание Китаем потенциала влияния Казахстана на региональные процессы.
Благодаря правильно выбранным приоритетам развития наша страна за короткий период прошла большой путь. Несомненно, выдержит и нынешние испытания. Уверенно вернется на путь устойчивого развития и повышения благосостояния населения.
А 25 лет – это важный рубеж. Поэтому все мероприятия текущего года мы посвящаем празднованию этой даты. С начала года проведено 57 крупных социально-культурных мероприятий, в эксплуатацию сдано 22 социальных объекта (4 школы, 2 детских сада, 2 объекта здравоохранения, 12 многоквартирных жилых домов и 2 сельских клуба).
В сентябре т.г. успешно прошли Дни Кызыл-ординской области в г.Астане.
Старт празднованию 25-летия Независимости РК дало открытие в г.Кызылорде Аллеи государственных символов РК и проспекта
Независимости.
В целом, по предварительным прогнозам, в текущем году мы планируем добиться положительных результатов практически по всем основным показателям социально-экономического развития. За исключением производства промышленной продукции, так как зависимость региона от нефтедобывающего сектора все еще очень велика (74% промышленного производства приходится на нефтяной сектор, а мы только по итогам текущего года ожидаем сокращения добычи нефти на 1,5 млн.тонн).
Конечно, уязвимость отечественной экономики, а значит, и экономики нашего региона к внешним угрозам сохраняется. Глобальная ситуация оказывает влияние на экономику Казахстана и соседних стран. Но реализуемые в стране антикризисные меры, позволяют в определенной степени нивелировать негативные тенденции в экономике.
По мнению одного из самых крупных и влиятельных международных рейтинговых агентств – «Standard & poor's» («Стандарт энд пурс») экономический рост в Казахстане в 2016 году будет самым слабым за период с 1998 года, а рост ВВП в реальном выражении – будет нулевым.
Но ожидается, что уже со следующего года начнется медленный подъем нашей экономики. Такие же прогнозы ставит и новое Правительство. Реальный рост ВВП Казахстана в 2017 году прогнозируется на уровне 1,9%.
А эффективная реализация программ «Нурлы жол», индустриального развития, а также новых направлений, озвученных Главой государства по развитию АПК, массового предпринимательства, привлечению частных инвестиций и реформированию налоговой системы, в среднесрочной перспективе позволит обеспечить рост экономики на уровне 3,5-4% ежегодно.
На это нацелены новые задачи, поставленные Главой государства перед новым Правительством и местными исполнительными органами.
И наша задача мобилизовать все свои силы и ресурсы на их безусловное и качественное
решение.
Благодарю за внимание.

29-9-2016 / ИСПОЛНЯЯ ПОРУЧЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА 29 сентябрь 2016 г. 0 0