• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ДРЕЛЬ РАЗДОРА

Наталья ЧЕРНЕЙ
«Как пацана развели!» - услышав такую фразу, сразу понимаешь, что человек столкнулся с надувательством. Покупка, даже самая пустячная, оказавшаяся неудачной, вызывает неприятный осадок в душе.
Особенно, когда балластом становится только что купленная недешевая вещь. Одно то, что придется возвращать магазину бракованный товар, уже напрягает: нет гарантий, что не нарвешься на волокитчиков. При этом жизненный опыт подсказывает, что выяснение отношений для покупателя нередко выливается в нудную, изматывающую нервы борьбу по отстаиванию своих прав, выдержать которую еще не каждый  может. Это и понятно: отстаивать права потребителя со знанием дела - задача не из легких, а для многих вообще невыполнима, если ее решать в одиночку.
Кызылординец Айбек К. тоже не ожидал, что ему придется столкнуться со стойким сопротивлением противоположной стороны. Ведь не автомобиль же он бракованный приобрел, а электродрель за 15 тысяч тенге.
Безрезультатно промаявшись без малого три месяца в поисках выхода из возникшего конфликта, молодой человек обратился в нашу редакцию, пояснив, что ввязаться в столь продолжительную тяжбу его заставила не столько проблема возврата некачественного товара, сколько оскорбленное чувство собственного достоинства.
- Нас как будто за дураков держат, доказывая, что и обращаться-то мы не умеем с электроинструментом и не знаем, кто должен нести ответственность за некачественный товар.
А началось все с того, что в июне мужчина затеял дома ремонт и понадобилась дрель. Можно было попросить у друзей на день, но он решил, что такая вещь в хозяйстве всегда пригодится и отправился в магазин электротоваров напротив ТД «Атамекен».
Купил, а вечером дома выяснилось, что дрель неисправна. В магазине дрель обратно приняли, сказали, что отправят ее на экспертизу и через две недели перезвонят. При этом квитанцию о приемке товара на ремонт не дали, продавец сказал, что он покупателя и так запомнит, без квитанции.
Прошел месяц, второй,  никто не звонил, и мужчина решил напомнить о себе. В магазине сказали, что дрель оказалась с заводским дефектом, вернуть деньги они могут, но только при наличии акта, который ему должны были выдать, когда принимали товар обратно. Но тут выяснилось, что единственный свидетель - продавец, который принимал товар у покупателя, уволился.
По словам директора общества защиты прав потребителей Серика Тенизбаева, согласно закону РК «О защите прав потребителей» именно так и должен поступать покупатель в данной ситуации. Приобретенный товар, оказавшийся неисправным (срок гарантии еще не истек), - это головная боль того, кто его продал. Именно магазин после выяснения причин поломки обязан вернуть деньги покупателю за возвращенную вещь либо предложить обменять ее на другую. Правда, приняв злополучную дрель со всеми документами на нее, продавец должен был заверить акт передачи своей подписью.
Но ничего этого сделано не было. Тем не менее, после долгих переговоров все-таки удалось найти компромисс. Возвращать деньги владелец магазина отказался, но предложил доплатить необходимую сумму, чтобы потребитель купил у них другую модель. После того, как покупатель наотрез отказался что-либо покупать в этом магазине, дело приняло прямо-таки скандальный оборот.
Владелец магазина стал требовать акт, который не выдал его же бывший сотрудник - нет акта, нет и дрели.
В таком случае в качестве доказательства мог бы послужить чек о покупке. Но дело в том, что в этом магазине чеков не выдают вообще. Впрочем, когда я попросила продавца показать сертификат соответствия на товары, оказалось, что их также нет. При этом продавец «сдал» и других, мол, сертификатов на электротовары в Кызылорде вообще ни у кого нет, поскольку товар весь китайский и не заводской…
Что касается нашей ситуации, то она встречается довольно часто. Потребитель абсолютно прав, обращаясь с претензиями на приобретенный товар именно к тому, кто его продал, но не надо забывать и о правовой стороне: требовать чек на покупку, акт о приемке товара на ремонт и так далее.
- Мы всем настоятельно рекомендуем обращаться к владельцу магазина, если купленная вещь оказалась с браком. Особенно если это технически сложные товары. По опыту знаем, что в этом случае проблема решается гораздо эффективнее, - говорит С. Тенизбаев. - Кстати, сейчас это очень актуально в отношении мобильных телефонов. При этом, если потребителя заставляют обращаться с претензиями на качество товара в гарантийную мастерскую, ссылаясь на существующее соглашение между магазином и предприятием, оказывающим сервисное обслуживание, знайте - это полная ерунда. Для покупателя эти договорные обязательства никакой роли не играют. В законе РК «О защите прав потребителя» четко прописано, что потребитель вправе потребовать от продавца либо изготовителя (на усмотрение покупателя) отремонтировать товар, имеющий брак, либо возвратить его, расторгнув договор купли-продажи. При этом продавец по заявлению покупателя обязан в десятидневный срок дать ему письменный ответ.
Если экспертиза не установит наличия неисправности, потребитель вправе оспорить в суде ее результаты, основываясь на заключении независимых экспертов.
Нашему герою обращаться в органы правосудия не пришлось. После разговора с сотрудниками общества защиты прав потребителей,  которые собрались подать в суд на магазин за неисполнение требований закона, владелец этой торговой точки вернул деньги за неудачную покупку.
3-10-2015 03 октябрь 2015 г. 0 0