• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

«ОПЕРАЦИЯ «НАБАТ»

Михаил ДАУЕНОВ,
генерал-майор в отставке, бывший начальник  УКНБ  по Кызылординской области и г.Байконуру

«ОПЕРАЦИЯ «НАБАТ»Кызылорда, 22 февраля 1992 года. Утро, зима без снега, да и погода больше похожа на осень. По привычке в половине восьмого вышел из дома и направился по знакомой улице на службу. По дороге думал о плановых мероприятиях управления на предстоящий день. При входе в Управление КНБ дежурный по управлению доложил об  оперативной обстановке и отсутствии серьезных происшествий не территории области. Я спокойно зашел в свой кабинет и разложил служебные бумаги. Не прошло и десяти минут, когда по внутреннему телефону позвонил дежурный и сообщил о ЧП на подведомственной нам территории. Сообщение было получено от транспортной милиции на станции «Кызылорда». Шесть осужденных, переправлявшихся этапом в Среднюю Азию, завладели оружием, убили трех солдат и покинули вагонзак. По тревоге была поднята оперативно-следственная группа УКГБ. В связи с тяжестью преступления мною было принято решение немедленно выехать на место происшествия. На своей машине в составе старшего следователя А. Бакирова и двух оперативных работников выехал в сторону Шиелийского района.        
По дороге по радиосвязи получил очередное сообщение о том, что беглых преступников заметили на трассе «Кызылорда – Шымкент».  Они захватили рейсовый автобус «Икарус», следовавший из Кызылорды в Сарыагач. Мы сразу направились в районный центр Шиели, т.к. маршрут автобуса проходил через этот поселок. При въезде в районный центр выяснилось, что автобус находится на стоянке автовокзала. Произошла перестрелка между сотрудниками милиции и преступниками, имеются жертвы. Подъехав к месту происшествия, мы обнаружили удручающую картину. Огромная толпа народа на площади автовокзала, посередине стоит «Икарус», вокруг лужа крови. Под автобусом с оружием лежит сотрудник милиции. Совместно с руководителями УВД, прокуратуры и местных партийных органов, которые также прибыли к месту происшествия, приняли решение: создать вокруг автобуса зону безопасности и вызволить  сотрудника милиции. Пришлось выполнить ряд отвлекающих маневров, чтобы он смог незаметно покинуть убежище – террористов нельзя было раздражать.
О
дновременно восстановили картину событий на привокзальной площади. Ко времени появления автобуса с преступниками на стоянке автовокзала их ждали вооруженные сотрудники милиции. Когда из автобуса начали выходить пассажиры, они ринулись на задержание преступников. Однако сотрудники милиции или неверно оценили ситуацию, или недооценили преступников. Это привело к гибели одного из сотрудников. В ходе перестрелки был убит один преступник, еще двое тяжело ранены. Два оставшихся  в живых бандита  закрылись в автобусе вместе с одинадцатью пассажирами. На юридическом языке – это захват заложников на транспортном средстве. На этот случай была отработана операция «Набат», которая автоматически вступила в действие.    
Честно сказать, провести операцию было трудно. Кроме учебно-тренировочных занятий, которые проводились сотрудниками УКГБ по Костанайской области в местном аэропорту, другой практики у нас не было.    
Первая задача: свести к минимуму угрозу жизни заложников. Было решено вступить с преступниками в переговоры. Для начала передали в автобус рацию. К тому времени я уже владел некоторой информацией о своих собеседниках.  Главарь Евгений Глухов имел опыт захвата заложников в Чите. Я знал, где проживает его мать, ее биографию, историю семьи. Важно было разбудить в нем человеческие чувства. Считаю, что это мне удалось.    
Переговоры на привокзальной площади длились почти 10 часов. Столь длительное ведение переговоров понадобилось для того, чтобы подтянуть к автовокзалу группы захвата специальных подразделений «Арыстан» (КНБ) и «Сункар» (МВД). В ходе переговоров выяснилось, что террористы намерены выбраться за границу. Они неоднократно повторяли, что не имеют ничего против КГБ. Жизнь им испортили прокуроры и милиция. Евгений предупредил: «Ты, полковник, не дури меня, у меня и так вышка. Убью всех, мне терять нечего. А с тобой говорю, потому что КГБ мне ничего плохого не сделал, как менты, прокуроры, которые испоганили мою жизнь!».    
Нам приходилось применять различные приемы, чтобы протянуть время. Преступникам рассказали об отдаленности места события от областного центра, сложности поиска водителя и подготовки трассы для безопасного проезда, необходимости обеспечения пассажиров продуктами питания и напитками. В конце концов, убедить преступников, что все это в их интересах. На самом деле все делалось для того, чтобы удержать ситуацию под контролем и сохранить жизнь заложников. Однако, несмотря на принимаемые меры, ситуация временами доходила до накала.
Во второй половине дня в небе появился вертолет со спецгруппой МВД, который на виду у преступников приземлился недалеко от автовокзала и начал с ревом разворачиваться, что вызвало ярость у преступников. Они все это видели из окна автобуса. Преступники были на грани срыва, стали угрожать убийством заложников. Им пришлось объяснить, что прибыла группа прикрытия для обеспечения  безопасности их движения по трассе. Однако бандиты  категорически потребовали убрать вертолет вместе с пассажирами, подозревая, что это группа захвата. Пришлось спецгруппу с вертолетом переправить на окраину поселка. Через некоторое время подошел руководитель этой группы и предложил мне без подготовки начать штурм автобуса. Ему  пришлось ответить по-мужски. Нервы были на пределе - не выдержал. Ведь на кону были жизни заложников.
К вечеру на вертолете подоспело спецподразделение «Арыстан». Их появление практически осталось  незаметным не только для преступников, но и для многих участников операции. С руководителем группы коротко обменялись мнениями по освобождению заложников и остановились на возможном варианте штурма автобуса по ходу движения на трассе. Однако после доразведки местности руководитель высқазал сомнение об успехе операции и предложил другие варианты спасения заложников. Когда были исчерпаны все варианты, мною было принято решение выехать на трассу «Кызылорда – Шымкент», так как больше нельзя было медлить. Преступники категорически потребовали вернуть в автобус сбежавшего водителя и двигаться в сторону Ташкента. Впереди «Икаруса» должна идти машина ГАИ, следом за автобусом, в 15 метрах, моя машина. Никто не должен обгонять автобус, а ГАИ сгоняет встречный транспорт на обочину.  Во избежание нежелательных последствий условия террористов приняли. С соблюдением мер безопасности автобус с заложниками  выехал на трассу. Надо сказать, что преступники опасались силового освобождения заложников, поэтому часто предупреждали нас об отказе от этой идеи под угрозой убийства пассажиров. В этой операции самым тяжелым было отсутствие хорошей связи, порою приходилось работать через громкоговоритель автомашины ГАИ. Молодцы сотрудники автоинспекции - с полуслова понимали и четко выполняли мои указания.
Следует сказать, что еще на стоянке автовокзала в поселке Шиели, нам удалось внедрить в автобус техническое средство, что в последующем помогало контролировать  действия преступников.    
В пути следования я стал уговаривать преступников изменить пункт прибытия и направиться в Шымкент. Дело в том, что в 80-х годах спецгруппами КГБ отрабатывались способы освобождения заложников при попытке угона самолета. В нашем регионе базовыми для этих тренировок были три аэропорта. В их числе – шымкентский. То есть, он был «родным» для бойцов «Арыстана».  В республиканском штабе сразу же одобрили мое предложение.
Однако преступники постоянно меняли свои планы. То соглашались, то отказывались ехать в Шымкент. Все невозможно было предусмотреть. Порой казалось, что теряется с таким трудом налаженное взаимопонимание с преступниками. Этому иногда способствовали непредвиденные обстоятельства. Так было на одной из заправок, когда с хвоста колонны выскочила и направилась к ним  автомашина «Камаз». Преступники не выдержали и открыли по нам беспорядочную стрельбу. Благо, ночь была темная и заправка плохо освещалась, а может - судьба. Хорошо, что автомашину вовремя остановили и отправили обратно. Здесь же возникла новая проблема. Во время заправки автобуса водитель от страха сбежал в степь. Сотрудники милиции, сопровождавшие колонну, задержали его. Однако водитель категорически отказался ехать дальше, объясняя тем, что не хочет троих детей оставить сиротами. Поняли, что в таком состоянии человек – не помощник. Среди ночи пришлось на трассе искать другого водителя. Снова помогли сотрудники ГАИ. На трассе остановили первый попавшийся «КамАЗ». Повезло, что водителем оказался бывший пограничник Александр Чехонин из Самары. Он и сел за руль «Икаруса». В такой ситуа-
ции не каждый может решиться на такой поступок. Я предупредил его, что это риск и может быть смертельным. Он ответил, что в молодости срочную службу проходил на Кавказе и за драку с сослуживцами отсидел два года. В местах лишения свободы видел разных отморозков. Но такого, чтобы спасти свои шкуры ценой жизни стариков и детей, он не потерпит. Это был с его стороны настоящий героизм.
На следующей заправке в Туркестане, пока заправлялись машины сопровождения, преступники повернули автобус и поехали в сторону Кызылорды. Пришлось их догонять, останавливать и убеждать, что они сильно ошибаются, направляясь в аэропорт Кызылорды или космодрома «Байконур», так как в одном случае аэродром не может принять самолет ИЛ-76, а в другом – космодром является особо режимным военным объектом и считается территорией России, где они были осуждены и вряд ли им дадут возможность вылететь за границу.     В итоге бандиты решили ехать в Шымкент.    
Порою затекала правая рука в кармане пальто от постоянного сжатия рукоятки пистолета с патроном в стволе. Надо быть честным, думал ли я о семье? Да, приходила такая мысль. Если меня убьют, то пятеро детей останутся сиротами и супруге будет очень  тяжело одной поднимать их на ноги. А еще было обидно, что не смогу спасти заложников.
На подходе к Шымкенту у нас запросили из штаба характеристику штор на окнах автобуса, а также места расположения преступников и заложников. Я понял, что спецподразделение «Арыстан» готовится к штурму автобуса.        
Едва автобус въехал в ворота аэропорта, в него врезалась водовозка. «Живые» и обычные трапы к окнам, бойцы «Арыстана» вламываются в салон автобуса. Операция длилась около 5 секунд, и все закончилось без жертв и ранений пассажиров. Один из преступников был убит, второй тяжело ранен. Его вытащили из автобуса и положили на землю. Я подошел к нему и узнал Евгения с зажатым в правой руке ножом. Он боролся за свою жизнь, но проиграл навсегда. Рука в кармане сжала рукоятку пистолета и была решимость пустить ему пулю в лоб, но не успел, он умер. Стоявший рядом начальник Шиелийского РОВД майор К. Бексеитов увел меня в сторону аэровокзала. Ноги стали ватными, в горле все пересохло. Люди приходят и поздравляют, а я их не чувствую. Прошу впервые за сутки воды, а ее как назло не было. Мы в поисках воды зашли в здание аэровокзала, но не нашли, а пить страшно хотелось. Зашли в туалет и вверху, в бачке, обнаружили воду. Через носовой платок выпил несколько глотков, как казалось, самой вкусной воды на свете. После этого мы встретились и поздравили с успешным завершением операции спецгруппу «Арыстан». Командир спецгруппы обнял меня и сказал: «Если бы не Вы, мы бы не знали этой победы».     
Вскоре мой водитель приехал из Кызылорды и мы с К. Бексеитовым поехали домой. По дороге спали, иногда просыпались и пили воду. Когда очередной раз проснулся, то услышал по радио, как кричат: «Ура! Ура!Ура!» Я сказал рядом сидящему Бексейтову: «Не успели закончить операцию, а уже на всю страну кричат». И в ответ слышу: «Это поздравляют с Днем Советской Армии». И только тогда дошло до меня, что сегодня 23 февраля 1992 года.
А дома узнали о причине моего отсуствия в течение суток, когда по радио объявили о захвате пассажирского автобуса преступниками, с которыми ведет переговоры начальник УКГБ. Конечно, были и слезы, и радость. В тот момент я не знал, что на следующий день опять предстоит одеть кобуру с пистолетом и ехать усмирять солдатский бунт на космодроме «Байконур».
Эта операция – успех слаженного коллектива УКГБ по Кызылординской области, личная отвага моих коллег К. Карабаева, руководителя областного штаба по проведению операции «Набат», участников операции А.З. Джунковского, Е.С. Тайжанова, А. Бакирова, А. Мырзабаева,
К. Бексейтова, А. Лапенко и других моих подчиненных, которые на всю жизнь остались для меня боевыми и близкими друзьями.
3-12-2016 03 декабрь 2016 г. 2 663 0