• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРОЗРАЧНО И ОБЪЕКТИВНО

Абдрахман ЕНСЕГЕН
ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРОЗРАЧНО И ОБЪЕКТИВНООбщеизвестно, что коррупция – это социальное зло, которое негативно влияет на развитие экономики и сознание людей, порождая недоверие к государственным органам. Поэтому в стране сейчас ведется активная борьба с этим злом, хотя, надо признать, противостояние  этому явлению дается нелегко.
Не секрет, что высокий показатель коррупции наблюдается в сфере государственных закупок. Нередки случаи, когда в конкурсах по госзакупкам члены комиссии, отодвигая закон,  отдают предпочтение своим знакомым или другим «нужным людям». Понятно, что при таком подходе излишне говорить о прозрачности и объективности, и тем более об эффективности использования бюджетных средств и доверии к госструктурам.  
Вступив на должность акима области, Крымбек Кушербаев ознакомился с итогами комплексной проверки Генеральной прокураторой РК сферы государственных закупок в нашем регионе за 2008-2012 годы. Проанализировав ситуацию, которая по выводам генпрокураторы, мягко говоря, было не радужной, руководитель региона пришел к необходимости создания единого организатора, призванного осуществлять руководство в сфере государственных закупок. Решением акима области областное управление строительства было определено единым организатором государственных закупок по строительным работам. С этой целью управлению выделили шесть штатных единиц и созданы отдел госзакупок и правовой отдел.  И эта мера полностью себя оправдала. Каким образом?
Об этом – в интервью с руководителем областного управления государственных закупок Галымжаном Ниязовым, который рассказал о структуре, функциях и задачах ведомства, проделанной работе и, конечно же, о мерах, принимаемых для обеспечения прозрачности проведения госзакупок.   
– Галымжан Мукырулы, чем все-таки продиктовано создание в сфере госзакупок отдельного государственного органа?
–  В течение 2013 года было проведено 224 конкурса по строительным работам на общую сумму 21 млрд. 486 млн. тенге. Из них свыше девяноста конкурсов были связаны со строительно-монтажными работами, почти столько же – с подготовкой проектно-сметной документации и сорок три – по  техническому надзору объектов. По результатам проведенных конкурсов было сэкономлено бюджетных средств на сумму более чем 170 миллионов тенге. Кроме того, в органы финансовой полиции и внутренних дел переданы материалы в отношении десяти компаний, предоставивших в конкурсную комиссию двенадцать фальшивых банковских гарантий, еще у десяти компаний оказались одиннадцать фальшивых сертификатов СТ-КZ. В отношении 28 подрядчиков, не выполнивших должным образом строительные работы, а также сорока подрядчиков, несвоевременно подготовивших проекты, в судебные органы направлено более ста сорока исков. Тем самым в пользу государства решением суда взыскано 815 млн. 219 тыс. тенге. Также восемь подрядных организаций по решению суда были признаны недобросовестными участниками госзакупок.
Согласно поручению Главы государства 29 января 2014 года в Закон «О государственных закупках в РК» внесены изменения. По инициативе руководителя региона впервые в республике в нашей области создано управление по государственным закупкам, которое официально приступило к своим обязанностям в сентябре прошлого года. Учитывая накопленную положительную практику, решением акима области управление определено единым организатором государственных закупок.
– С чего начали работу, какова численность штата?
–  Первым делом взялись за профилактику правонарушений в управлении. С этой целью привлекли специалистов министерства финансов с выездом во все районы области, где для заказчиков систематически организовывались семинары-совещания, «круглые столы». По договоренности с центром переподготовки государственных служащих и работников бюджетной сферы были организованы лекции для специалистов государственных органов областного и районного звеньев, осуществляющих государственные закупки. Совместно с областным филиалом партии «Нур Отан», палатой предпринимателей, инспекцией финансового контроля, общественными объединениями инвалидов, ассоциацией строителей и руководителями заказчиков проведены совещания, заседания, «круглые столы». Управлением на дисках были выпущены сборники нормативно-правовых актов, регламентирующих нашу сферу, которые включали в себя и вопросы подготовки проектов договоров, методику расчета согласно критериям – они были разосланы заказчикам.
В управлении по штатному расписанию работают пятнадцать человек. В связи с участившимися фактами нарушения законов представителями заказчиков управлению выделено четыре штатных единицы. Штаты открываются для осуществления кураторства над городскими и районными органами местного самоуправления. Кураторы оказывают методическую и практическую помощь в организации и проведении конкурсов по госзакупкам.
– Расскажите о новшествах, вводимых в сферу госзакупок.
 – В правилах осуществления государственных закупок сказано, что председателем конкурсной комиссии должно быть определено должностное лицо не ниже заместителя первого руководителя организатора государственных закупок. В начале года аким области на совещании по вопросу госзакупок в целях поднятия ответственности первых руководителей со стороны заказчика обязал их быть председателями конкурсной комиссии по госзакупкам. Руководитель региона сам выступил примером, приняв участие в качестве председателя в двух конкурсах. Первый касался вопроса строительства в ауле Тугискен Жанакорганского района врачебной амбулатории. Второй конкурс – услуги по санаторно-курортному лечению инвалидов.
Управлением разработано и внедрено в практику утверждение технической спецификации первым руководителем заказчика либо лицом, его заменяющим. Кроме того, возлагается ответственность на лица, разработавшие техническую  спецификацию и бюджетную заявку. Эта мера принята в целях недопущения фактов закупки товаров, услуг и работ по завышенным ценам.    
Далее. В ПСД указываются десятки видов технической оснащенности. Вместо этого генпроектировщик и заказчик согласовывают и утверждают конкретные наименования и количество технической оснащенности, которые могут заменить технику, указанную в ПСД, и предоставляют вместе с конкурсной долкументацией потенциальным поставщикам.
Еще одно новшество. К примеру, строительная компания, говоря о своей квалификации, указывает опыт работы, выполненной за последние десять лет. В такой ситуации нами предложено, чтобы наряду с конкурсной заявкой такие потенциальные поставщики предоставляли нам электронные копии актов госприемки, если это бюджетный объект, а если это частный объект, то просто акт приемки. В случае, если таковые акты не будут представлены, то балл не будет засчитан.
Теперь несколько слов о составе конкурсной комиссии, которая состоит из пяти человек. Чтобы преобладало число голосов заказчика, мы предложили, чтобы с их стороны в состав вошли трое сотрудников: в качестве председателя первый руководитель и два специалиста. Остальные два члена комиссии будут от нашего управления. Более того, в последнее время в конкурсах, проводимых в районах, от нас участвует всего один специалист.    
В Законе РК «О государственных закупках» сказано, что потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых закупках, если близкие родственники, супруг(а) или свойственники руководителей данного потенциального поставщика или уполномоченного представителя данного потенциального поставщика обладают правом принимать решение о выборе поставщика либо являются представителем заказчика или организатора госзакупок в проводимых государственных закупках. Так вот, нами разработана информационная система, позволяющая установить, есть ли какие-либо родственные отношения между потенциальными поставщиками и членами конкурсной комиссии. Это определяется путем занесения в систему личных данных участников конкурса. При этом мы опирались на Закон РК «О браке и семье», согласно которому члены комиссии сами вправе решать предоставлять информацию или нет.
 В электронную систему дополнительно вносится информация: протоколы  конкурсов, договоры, подтверждающие документы о проплатах за выполненные работы, копии акта государственной приемной комиссии… Хочу сказать, что эту электронную систему разработали за счет собственных средств, не потратив ни одного бюджетного тиына. Отмечу, что электронная программа призвана снизить коррупцию в сфере госзакупок.
Управлением в министерство финансов внесено более десяти предложений, касающихся Закона «О государственных закупках» и Правил осуществления государственных закупок. Кроме того, в министерства финансов, здравоохранения и социального развития, национальной экономики, комитет строительства, в департамент по исполнению судебных актов министерства юстиции направили 57 вопросов, на которые получено 42 ответа. Их мы раздали заказчикам для применения в процессе работы.
– Какие меры принимаются для повышения квалификации специалистов?
–  Чтобы предотвратить правонарушения, всем заказчикам дополнительно предложили взять на вооружение четыре мероприятия. Первое. Специалисты со стороны заказчика и члены комиссии обязаны знать как минимум двадцать нормативно-правовых актов, касающихся сферы государственных закупок. Для этого ответственные за эту сферу специалисты всегда должны быть в поиске, совершенствовать знания, изучать, анализировать изменения в законах. Поэтому акимы районов, города, руководители ведомств должны возложить организацию конкурсов на квалифицированных специалистов.
Второе. Заказчик разрабатывает и утверждает бюджетную заявку и годовой план финансирования. При необходимости вносит изменения и дополнения. К сожалению, многие заказчики при разработке годового плана финансирования безответственно относятся к вопросу выделения средств и сроку их освоения. К примеру, не учитывается то обстоятельство, что по одному конкурсу для окончательного решения с момента размещения на веб-сайте заказчика уходит 41-45 дней. А для конкурсов, организованных для инвалидов, необходимо 61-65 дней. В результате – в погоне за освоением средств принимаются противозаконные решения. Чтобы избежать подобных явлений, мы предложили заказчикам разработку годового плана с учетом  возможных изменений и дополнений выполнять совместно со специалистами нашего управления.
 Третье. Для разработки технической спецификации к товарам и услугам, а также для определения лучшей технической спецификации заказчику желательно как можно больше привлекать опытных экспертов.
И, наконец, четвертое. В аульных округах конкурсную документацию в большинстве случаев вместо юристов готовят бухгалтеры, а в районных отделах – экономисты. Кроме того, нередки случаи, когда из-за отсутствия по штату государственного служащего заказчик в конкурсную комиссию включает внештатного инспектора. Разумеется, они не являются должностными лицами и поэтому не несут никакой ответственности за незаконно принятое решение. В результате это негативно отражается на эффективном использовании бюджетных средств. Учитывая это, будет целесообразнее при проведении государственных закупок в аппаратах акимов сельских округов обеспечить возложение обязанностей по подготовке конкурсной документации на специалистов-юристов. Также предложено назначить председателями конкурсной комиссии акимов аульных округов, руководителей районных отделов, в качестве заместителей включить юристов, а в члены комиссии – должностных лиц.
 – Вы сказали, что аким области председательствовал в двух конкурсах. Можно об этом подробнее?
 – Как я уже сказал, первый конкурс касался строительства в ауле Тугискен Жанакорганского района врачебной амбулатории. Здесь заказчиком выступило областное управление строительства. Десять строительных компаний подали заявки, победителем было признано ТОО «Аман-Курылыс».
Второй конкурс – услуги по санаторно-курортному лечению инвалидов. Заказчик – областное управление координации занятости и социальных программ. В этом конкурсе перед потенциальными поставщиками поставлен ряд требований. В частности, наличие лифта, если это высотное здание. Дверной проем должен быть не менее 90 сантиметров, а комнаты – без порогов. Обязательно наличие автотранспорта для передвижения инвалидов, пятиразовое питание, приготовленное под присмотром диетолога. Кроме того, кадровая обеспеченность терапевтом, педиатром, невропатологом, хирургом, кардиологом, ревматологом, массажистом, не говоря уже о медсестрах. У всех должны быть документы, подтверждающие образование. Отмечу, что раньше подобные требования не выдвигались.
На аукцион было выставлено два лота, которые выиграли ТОО «Зеленый бор» из Щучинска Акмолинской области и южно-казахстанское ТОО «Денсаулык».  В связи с соблюдением добросовестной конкуренции между потенциальными поставщиками в первом конкурсе сэкономлено четыре миллиона тенге. Во втором – без малого тринадцать миллионов.
Также хотелось бы отметить, что за девять месяцев прошлого года общий объем государственных закупок общественными объединениями инвалидов составил 91,7 миллиона тенге. За шесть месяцев нынешнего года эта цифра достигла 107,4 миллиона.
Особо подчеркну, что с 2013 года конкурсы по госзакупкам проходят без каких-либо разногласий, значительно сократились жалобы по процессу их проведения. За это время строительство объектов не затягивалось, все сдаются в срок. Думаю, что это результат тех мер, которые принимаются для соблюдения прозрачности и объективности в сфере госзакупок. Эта задача –  главная из  поставленных перед нашим управлением руководством области.     
– Спасибо за беседу.
3-9-2015 03 сентябрь 2015 г. 0 0