• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

НЕ «ПОДСОЛИТЬ» БЫ ПОДАРОК ПРИРОДЫ

Игорь ТИТЕНОК
НЕ  «ПОДСОЛИТЬ»  БЫ  ПОДАРОК  ПРИРОДЫПо заявке Министерства обороны СССР, заказ №858, Кы¬зылординская гидрогеологическая экспедиция с 1979 по 1988 годы провела поисково-разведочные работы на подземные воды  с заявленной потребностью 250 000 кубометров в сутки для водоснабжения проектируемой АЭС мощностью 400 МВт для энергоснабжения космокомплекса Байконур.
По результатам этих работ было разведано Мынбулакское месторождение подземных вод в верхнемеловых отложениях, залегающих на глубине от 110 до 660 метров. Государственной комиссией по запасам СССР были утверждены балансовые эксплуатационные запасы пресных подземных вод в объеме 250 000 кубометров в сутки по сумме категорий  А+В+Сl (Протокол ГКЗ СССР №10504 от 28.09.1988 года).
Геологоразведочные работы по этому участку проводились под грифом «секретно». Вся переписка шла по закрытой почте. Прошло время и месторождение рассекретили. От этого оно не перестало быть стратегическим. Именно такой статус присвоен этому подземному морю пресной воды Постановлением Правительства РК №1137 от 4 октября 2011 года.
Месторождение Мынбулакское  находится в 120 километрах к северо-востоку от города Байконур и в 140 километрах от поселка Байконур Карагандинской области. В упомянутом Постановлении Правительства РК это месторождение почему-то приписано к городу Байконур, хотя оно находится на севере Сырдарьинского района. Из этого географического уточнения становится понятно, что месторождение тысячи родников – так переводится с казахского Мынбулак — находится в зоне Тургай¬ской нефтегазоносной области.
— Пока разрабатывались самые крупные месторождения Тургайского прогиба, месторождение пресной воды Мынбулак было в полной безопасности, — говорит руководитель Кызылординской региональной инспекции геологии и  недропользования Шахизад Калбергенов. — Со временем стали разрабатываться месторождения углеводородов в непосредственной близости от Мынбулака, например, Арыскумское — это всего 50 километров на юго-запад от подземных  пресных вод, Майбулакское еще ближе. Теперь разведка на нефть и газ переходит границы участка недр, где находится стратегическое месторождение пресных вод. В мировой геологической практике известно мало случаев, когда природа преподносит исследователям недр такой подарок – два месторождения в разных горизонтах на одной местности. На мой взгляд, нам необходимо выработать особые правила для ведения разведки нефти и газа в условиях крупного месторождения пресных вод.
Что собой представляет месторождение Мынбулак и почему у геологиче¬ской инспекции возникают опасения по поводу разведочных работ на нефть и газ на этой территории, об этом мы говорим с Виктором Разуваевым. Гидрогеоло¬гией он занимается почти сорок лет, и все это время в той самой Кызылординской гидрогеологической  экспедиции. Временной отрезок изучения подземных вод нашего региона у моего собеседника даже больше трудового стажа, потому что в практике гидрогеологов обязательное использование работ предшественников. Сегодня Виктор Разуваев руководит АО «Кызылорда гидрогеология», которое было создано на базе бывшей гидрогеологической экспедиции.
— Почему у гидрогеологов вызывает опасение предстоящая разведка на нефть и газ в этой местности?
— Чистая питьевая вода — это такой продукт, дефицит которого на планете с каждым годом только нарастает. Открытые источники: озера, реки становятся все менее пригодны для питьевого водоснабжения, а подземные источники воды с минерализацией меньше грамма на литр практически все открыты и используются. Казахстан —уникальная в этом плане страна, у нас есть разведанные месторождения с утвержденными  запасами, но пока находящиеся в стратегическом резерве. К таким месторождениям и относится Мынбулакское. Это крупное месторождение. Чтобы понять его масштаб, приведу такое сравнение: утвержденные запасы Кызылжарминского месторождения пресных вод немного больше 80 000 кубометров в сутки. Их вполне хватит, чтобы обеспечивать питьевой водой Кызылорду с населением более трехсот тысяч человек. Утвержденные запасы Мынбулакского месторождения — 250 000 кубометров в сутки. Этого количества достаточно, чтобы напоить город- миллионник. К тому же хотел обратить ваше внимание, что разведанное нашей экспедицией месторождение по запасам равняется заявке Минобороны СССР под атомную электростанцию. Другими словами, мы разведали столько, сколько нужно было, а далее работы прекратились. Если возникнет необходимость и работы будут продолжены, то и запасы могут   прирасти.
Мынбулакское месторождение по минерализации (в среднем 0,8 грамма на литр) соответствует новому стандарту качества питьевой воды в Казахстане. Напомню, что сейчас это 1 грамм на литр, а стандарт СССР был 1,5 грамма на литр. Кстати, сделаю шаг в сторону и скажу, что часть месторождений подземных вод в нашей области, которые сейчас активно эксплуатируются и будут эксплуатироваться еще долго, укладываются в старый стандарт и не соответствуют новому. Так что в будущем, чтобы устранить это несоответствие, нам придется использовать Мынбулакское месторождение.
Оно хорошо еще и тем, что  зоны его питания и транзиты, находящиеся в Центральном Казахстане не заселены и хозяйственной деятельности там не ведется. Опять-таки для сравнения скажу, что Кызылжарминское месторождение берет свое начало в горных районах Южно-Казахстанской густонаселенной области, а пути транзита вод проходят в местах, где  на тех же глубинах работает несколько предприятий,  добывающих уран методом подземного выщелачивания, то есть с использованием такого агрессивного вещества как серная кислота. Наверняка атомщики принимают серьезные меры по минимизации влияния своих скважин на подземную окружающую среду, но независимый гидрогеологический мониторинг на всем пути транзита вод Кызылжарминского месторождения было бы не лишним.
Теперь перейдем к тому, чего опасаются гидрогеологи на   Мынбулаке. С одной стороны, есть наработанная практика на том же Кумколе, где эксплуатируются рядом и нефтегазовые, и водные месторождения. Кстати, наша  экспедиция по заявке еще «Южнефтегаза» открыла здесь месторождение вод «Кумколь питьевой» и «Кумколь технический», а позже нефтяные компании сами нашли для себя небольшие месторождения вод. Ключевое слово здесь «небольшие». Это позволяло бурить нефтегазовые скважины вне контура водных месторождений. На Мынбулакском месторождении, радиус которого больше пятидесяти километров, то есть, площадью порядка десяти тысяч кв. километров, разведочные скважины на нефть и газ будут проходить через водоносные горизонты месторождения пресных вод.
 В гидрогеологии при бурении скважин используются буровые растворы, которые полностью состоят из природной глины — бентонита. У нефтяников глубины в разы больше, и они используют буровые растворы со сложным химическим составом. Не все вещества из таких растворов будут полезны для пресных подземных вод, если туда попадут. Сегодня есть технологии, которые позволяют полностью ограничить влияние буровых работ, а в последующем добычу нефти, на водоносные горизонты. Только вот, на мой взгляд, коль это месторождение для страны стратегическое, здесь должна быть и общая стратегия охраны этого месторождения. Не хочу обидеть нефтяные компании и их буровых субподрядчиков, которые завтра будут работать на этих площадях, верю, что максимум старания приложат экологические службы и эксперты по проектам разведочных работ, но все-таки было бы правильным организовать единую гидрогеологическую мониторинговую структуру на этом крупном стратегиче¬ском месторождении, если здесь начнутся масштабные разведочные работы на углеводороды.
К этому хочется добавить, что и по стране, и по нашему региону, в частности, гидрогеологический мониторинг в последние годы только ослабляется. Например, перестали существовать посты Косама, Сарысу, Мынбулак и другие. Последний раз деньги на перебуривание контрольных скважин выделялись только в 2008 году. Раньше у нас было порядка 260 скважин, по которым велся мониторинг подземных вод. Сегодня более ста из них уже не рабочие. Многие уже  нельзя отремонтировать, потому что трубы из скважин выдернуты и проданы лицами, пожелавшими остаться неизвестными. Сегодня в ведении различных АО, ТОО, ИП  достаточно автокранов, буровых установок, чтобы выдернуть трубы из скважины,  которые «потеряли» хозяина. Чаще всего в роли «потерявшего» у нас выступает, увы, государство.
Мониторинг подземных вод необходим не только для предотвращения опасностей, которые нам грозят, он иногда преподносит и приятные сюрпризы. Вот такой пример. Месторождение Кызыл¬ординское, которым областной центр пользуется многие годы, находится на глубине   до ста метров и потому на качество воды здесь сильно влияет Сырдарья. Минерализация в ней  доходила до двух граммов на литр. Соответственно, и Кызылординское месторождение оказалось под угрозой непригодности. Тогда (десять лет назад) и активизировались работы по вовлечению в эксплуатацию Кызылжарминское месторождение пресных вод, не подверженных влиянию реки. Все шло к тому, что эксплуатацию Кызылординского месторождения надо заканчивать. Однако цены на минеральные удобрения, пестициды, заставили земледельцев использовать их рациональнее и бережнее, и  пошло снижение минерализации воды в реке. Началось оно и в водах Кызылординского месторождения. Если дело так пойдет и дальше, то срок службы этого месторождения будет продлен.
Как видим, есть способы решить проблемы по качеству подземных источников, но все-таки лучше их не  создавать. На Мынбулакском месторождении  так и надо сделать.
3 июля 2014 03 июль 2014 г. 0 0